Методы оценки социально-экономического развития реального сектора региона (на примере Приволжского федерального округа)
Тухватуллин Р.Ф.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 22 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Тухватуллин Р.Ф. Методы оценки социально-экономического развития реального сектора региона (на примере Приволжского федерального округа) // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 22. – С. 4025-4036. – doi: 10.18334/rp.16.21.2017.
Аннотация:
С переходом на рыночную экономику, после планово – командной, страна, и ее регионы, подверглись новому развитию в экономической сфере. Для наиболее быстрого развития начали вводиться различные программы по усовершенствованию экономических систем регионов. Разные регионы находятся на разных ступенях развития. Рационально оценить и определить слабые стороны каждого региона для решения проблем, связанных с отставанием, на сегодняшний день, довольно сложно. Политика государства направлена на сглаживание неравномерностей между субъектами Российской федерации в социально – экономическом развитии, определение слабых сторон регионов и повышение уровня качества жизни населения.
Ключевые слова: региональная экономика, методы оценки, социально-экономическое развитие региона, статистический анализ
Введение
Регионы России отличаются качественной неравномерностью в социально – экономическом развитии. Данной неравномерности для каждого региона характерны природно-климатические условия, природные ресурсы, сложившейся инфраструктура, бюджетное финансирование и другие факторы объективного характера. Однако, для региона наличие большого объема природных ресурсов и благоприятных природно-климатических условий не является конечным показателем. Конечно, это имеет базовое и, возможно, основное значение, но грамотное использование существующих ресурсов и эффективное их распределение также является не маловажным фактором.
Известны страны (например, Япония), которые на основе своего инновационного развития, ввиду отсутствия природных ресурсов, занимают лидирующие позиции по уровню развития. Многое зависит от руководителей регионов, в чьих намерениях и результатах работы мы должны видеть грамотное применение своих возможностей. Все это находит отражение в индексах развития экономики, социальной сферы и уровня жизни населения
На социально-экономическое развитие регионов влияет множество факторов. Учитывая все сферы региона, которые в ней присутствуют и степень их развитости, необходимо тщательно осуществлять оценку и выявлять слабые стороны каждой сферы. Затем, поэтапно назначать вектор движения и методы развития для перехода из слабой структуры в более сильную. Например, в регионах с малой численностью населения вводить программы по ее увеличению, что, в свою очередь, приведет к необходимости роста детских садов, общеобразовательных школ, увеличение рабочих мест и, в принципе, всей инфраструктуры региона. Все взаимосвязано и требует грамотного подхода с расчетом на долгосрочную перспективу.
Для выявления существующих проблем и определения степени развитости региона, на примере Приволжского федерального округа, проанализируем социально – экономическую ситуацию данного региона. В данной статье автором приведены статистические расчеты для оценки социально – экономического развития региона [1].
В экономической литературе встречается достаточно много способов оценки социально – экономического развития региона. Наиболее распространенный подход для оценки уровня развития региона является подход, который основан на одном обобщенном индексе для одного региона, который впоследствии сравнивается с соответствующими индексами других регионов. Данный подход является эмпирическим подходом, в основу которого применен известный в статистике индексный метод объединения разномерных показателей.
В качестве данного индекса часто в Мировой экономике применяется Валовый внутренний продукт, а для регионов - Валовый региональный продукт на душу населения (ВРП на душу населения). Например, уровень социально-экономического развития Приволжского федерального округа по ВРП в 2012 году составил 7,91 трлн. руб., ВРП на душу населения – 266 тыс. руб. [2]
Но судить по одному показателю уровень развития региона не рационально, он дает обобщенную оценку. Вследствие этого, делают оценку по нескольким показателям, которые отражают основную экономическую жизнь региона и берут усредненное значение.
Рисунок 1. Динамика роста валового регионального продукта Приволжского федерального округа и России, в целом на 1997 – 2010 гг
В экономических кругах существует мнение, что при оценке уровня социально-экономического развития региона при помощи различных методов, все они дают разные результаты.
В частности, некоторые методы дают конечную оценку, а не показывают интегральное развитие региона. Для этого разберем несколько методов оценки социально – экономического развития региона и сделаем соответствующие выводы.
Существует достаточно много методов оценки социально – экономического развития региона:
– комплексная оценка социально-экономического развития регионов;
– качество жизни как комплексный показатель;
– индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);
– всемирный индекс конкурентоспособности IMD;
– индекс конкурентоспособности роста;
– оценка эффективности развития регионов и т.д.
Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных методов, которые наиболее часто используются на практике.
В Приволжский федеральный округ входят 14 субъектов Российской Федерации (табл. 1).
Для начала используем комплексную оценку социально – экономического развития региона. На основании нескольких индексов, путем вычисления среднего значения, получим уровень социально – экономического развития. Для сравнения используем основные микроэкономические показатели, в число которых входит: валовый региональный продукт (ВРП), инвестиции в основной капитал на душу населения, оборот розничной торговли на душу населения, среднедушевые денежные доходы населения.
Ввиду большого количества показателей данного подхода возникает проблема единой измеримости средней величины. Представленные показатели развития региона представляют частные индексы по отдельным показателям и измеряются в рублях, что упрощает решение проблемы о единой измеримости индексов при обобщении результатов (табл. 2).
Таблица 1
Состав и структура округа Приволжского федерального округа
№ п/п
|
Субъекты РФ
|
Площадь (км2)
|
Население региона (чел.)
|
Город - центр
|
Население административного центра
|
1
|
Республика
Башкортостан
|
142 947
|
4 071 987
|
Уфа
|
1
105 667
|
2
|
Кировская область
|
120 374
|
1 304 348
|
Киров
|
493
336
|
3
|
Республика Марий
Эл
|
23 375
|
687 435
|
Йошкар-Ола
|
263
190
|
4
|
Республика
Мордовия
|
26 128
|
808 888
|
Саранск
|
302
285
|
5
|
Нижегородская
область
|
76 624
|
3 270 203
|
Н. Новгород
|
1
267 760
|
6
|
Оренбургская
область
|
123 702
|
2 001 110
|
Оренбург
|
561
279
|
7
|
Пензенская
область
|
43 352
|
1 355 618
|
Пенза
|
522
823
|
8
|
Пермский край
|
160 236
|
2 637 032
|
Пермь
|
1
036 469
|
9
|
Самарская область
|
53 565
|
3 212 676
|
Самара
|
1
171 820
|
10
|
Саратовская
область
|
101 240
|
2 493 024
|
Саратов
|
842
097
|
11
|
Республика
Татарстан
|
67 847
|
3 855 037
|
Казань
|
1
205 651
|
12
|
Удмуртская
Республика
|
42 061
|
1 517 472
|
Ижевск
|
642
024
|
13
|
Ульяновская
область
|
37 181
|
1 262 549
|
Ульяновск
|
619
492
|
14
|
Чувашская
Республика
|
18 343
|
1 238 071
|
Чебоксары
|
473
895
|
Если делать оценку социально – экономического развития только по ВРП, как обычно это принято, то Республики Татарстан на 2012/2013 гг. является самым развитым регионом. Второе место занимает Республика Башкортостан, третье – Самарская область. Что же касается менее развитых регионов по ВРП, то к ним следует отнести Кировская область, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. В экономике говорят, что эти регионы находятся в депрессивной зоне и являются реципиентами. На основе же усредненного значения представленных микроэкономических показателей, получаем, что Республика Татарстан также находится в лидерах, второе место занимает Самарская область и третье место Республика Башкортостан. Последние места в рейтинге занимают Кировская область, Республика Мордовия и Республика Марий Эл.
Таблица 2
Основные индексы региона и усредненный показатель
Приволжский Федеральный округ
|
ВРП
2012 году,
млн. руб. |
Инвестиции
в основной капитал на душу населения, млн. руб. (2012г/2013г)
|
Оборот
розничной торговли на душу населения, руб. (2012г/2013г)
|
Среднедушевые
денежные доходы населения, месяц, руб. (2012г/2013г)
|
В
итоге средний показатель за 2012г. – рейтинг в ПФО
|
Республика
Башкортостан
|
1 154 056 - 2
|
57521/
65489 |
156044/
177555 |
21267/
23892 |
347 222 – 3
78 277,3 - 5 |
Республика
Марий Эл
|
117 598 - 14
|
45787/
65446 |
81095/
92500 |
12532/
14517 |
64 253 – 14
46 471 - 14 |
Республика
Мордовия
|
132 474 - 13
|
60613/
65859 |
70185/
77284 |
13081/
14433 |
69 088,3 – 13
47959,7 - 13 |
Республика
Татарстан
|
1 436 933 - 1
|
123472/
135825 |
170670/
186147 |
24004/
26161 |
438 769,8 -1
106 048,7 - 1 |
Удмуртская
республика
|
371 498 - 8
|
42309/
47332 |
103388/
116969 |
16694/
18660 |
133 472,3 – 8
54 130,3 - 9 |
Чувашская
Республика
|
217 034 - 11
|
52404/
47627 |
87331/
96535 |
13759/
15264 |
92 632 -11
51 164,7 - 12 |
Пермский
край
|
897 598 - 4
|
61624/
71612 |
152587/
172008 |
23329/
26054 |
283 784,5 – 4
79 180 - 4 |
Кировская
область
|
212 370 - 12
|
38191/
43221 |
99190/
113482 |
16733/
18012 |
91 621 – 12
51 371,3 - 11 |
Нижегородская
область
|
838 599 - 5
|
78173/
82848 |
146559/
164303 |
21732/
24503 |
271 265,8 – 5
82 155,7 - 3 |
Оренбургская
область
|
629 370 - 6
|
74881/
75819 |
105992/
119649 |
16542/
18628 |
206 696,3 – 6
65 805 - 6 |
Пензенская
область
|
240 335 - 10
|
52705/
59192 |
102798/
118598 |
15924/
17815 |
102 940,5– 10
57 142,3 - 8 |
Самарская
область
|
941 611 - 3
|
66286/
81665 |
156220/
173881 |
24696/
26865 |
352 203,3 – 2
82 400,7 - 2 |
Саратовская
область
|
477 352 - 7
|
46945/
48874 |
97340/
106880 |
14280/
16035 |
158 979,3 – 7
52 855 - 10 |
Ульяновская
область
|
244 230 - 9
|
57095/
59987 |
103846/
116681 |
16375/
18580 |
105 386,5 – 9
59 105,3 - 7 |
Следует заметить, что при оценке развития региона по ВРП и комплексной оценкой получаются разные результаты по одной области. Республика Татарстан, согласно таблице 1, по численности населения и по площади занимает не первые места, но благодаря наличию природных ресурсов и правильной инновационно – инвестиционной политике руководства региона занимает лидирующие позиции в рейтинге по экономическому развитию.
Для следующей оценки используем метод – качество жизни как комплексный показатель. Уровень жизни населения или качество жизни, в принципе, являются показателем социального развития региона, но так как социальный и экономический показатели развития имеют похожие функциональные значения, часто по индексам уровня жизни судят о социально – экономическом развитии региона. Для данного подхода вычисляются самые разнообразные индексы качества жизни с применением в вычисления разных показателей. Существуют полный и кризисный индексы вычисления. Используем кризисный индекс. Данный индекс представляет собой среднее арифметическое значение четырех вычисляемых индексов, который в конце объединяется индексами ожидаемой продолжительности жизни и младенческой смертности. Для упрощения расчетов значения индексов переведены в проценты. Кризисный индекс Iс вычисляется по формуле (Светуньков, Заграновская, Светуньков, 2012):
Iс=А+В+С+0,5D+0,5E/4,
где
А - индекс отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму;
В – индекс доли населения с доходами выше прожиточного минимума;
С – индекс уровня занятости населения;
D – индекс ожидаемой продолжительности жизни;
E – индекс младенческой смертности.
Расчеты для определения кризисного индекса по регионам Приволжского федерального округа (в соответствии с данными, приведенными в таблице 3):
Ic (Республика Башкортостан) = = 3,706+89,7+44,3+0,5х69,63+0,5х0,79/4=43,2 - 7
Ic (Республика Марий Эл) =
= 2,342+80,0+45,6+0,5х69,30+0,5х0,83/4=40,75 - 12
Ic (Республика Мордовия) =
= 2,306+82,0+46,3+0,5х70,56+0,5х0,80/4=41,6 -11
Ic (Республика Татарстан) =
= 4,167+93,5+47,7+0,5х72,12+0,5х0,64/4=45,4 - 1
Ic (Удмуртская республика) =
= 2,927+82,0+49,8+0,5х69,92+0,5х0,85/4=42,5 - 9
Таблица 3
Исходные данные для определения кризисного индекса
Приволжский Федеральный округ
|
Среднедушевые денежные доходы
населения, мес. руб. (2013г)
|
Величина прожиточного минимума за 4
квартал 2013г. руб. в мес.
(все население) |
Индекс отношения среднедушевых денежных
доходов к прожиточному минимуму - А
|
Индекс доли населения с доходами
выше прожиточного минимума (в %) - В
|
Республика
Башкортостан
|
23892
|
6446
|
3,706
|
89,7
|
Республика
Марий Эл
|
14517
|
6198
|
2,342
|
80,0
|
Республика
Мордовия
|
14433
|
6260
|
2,306
|
82,0
|
Республика
Татарстан
|
26161
|
6278
|
4,167
|
93,5
|
Удмуртская
республика
|
18660
|
6375
|
2,927
|
88,9
|
Чувашская
Республика
|
15264
|
6049
|
2,523
|
84
|
Пермский
край
|
26054
|
7361
|
3,539
|
87,8
|
Кировская
область
|
18012
|
6905
|
2,609
|
87,6
|
Нижегородская
область
|
24503
|
6488
|
3,777
|
89,7
|
Оренбургская
область
|
18628
|
6131
|
3,038
|
87,3
|
Пензенская
область
|
17815
|
6057
|
2,941
|
86,9
|
Самарская
область
|
26865
|
7482
|
3,591
|
87,7
|
Саратовская
область
|
16035
|
6126
|
2,618
|
84,1
|
Ульяновская
область
|
18580
|
6472
|
2,871
|
86,7
|
Приволжский Федеральный округ
|
Численность населения (тыс. чел.)
2012г.
|
Среднегодовая численность занятых в
экономике (тыс. чел.) 2012г. / % соотношение от общей численности - С
|
Индекс ожидаемой продолжительности
жизни (в %, учитывая 100 лет – 100%), все население - D
|
Индекс младенческой смертности до 1
года, на 1000 родившихся живыми, 2012 г., % - E
|
Республика
Башкортостан
|
4061
|
1797,1/44,3
|
69,63
|
0,79
|
Республика
Марий Эл
|
690
|
314,4/45,6
|
69,30
|
0,83
|
Республика
Мордовия
|
819
|
379,6/46,3
|
70,56
|
0,80
|
Республика
Татарстан
|
3822
|
1821,8/47,7
|
72,12
|
0,64
|
Удмуртская
республика
|
1518
|
755,9/49,8
|
69,92
|
0,85
|
Чувашская
Республика
|
1244
|
569,7/45,8
|
70,79
|
0,53
|
Пермский
край
|
2634
|
1298,7/49,3
|
68,75
|
0,85
|
Кировская
область
|
1319
|
642,0/48,7
|
70,26
|
0,71
|
Нижегородская
область
|
3290
|
1703,2/51,8
|
69,42
|
0,88
|
Оренбургская
область
|
2016
|
1070,6/53,1
|
68,90
|
0,97
|
Пензенская
область
|
1369
|
665,8/48,6
|
71,54
|
0,72
|
Самарская
область
|
3213
|
1507,3/46,9
|
69,40
|
0,70
|
Саратовская
область
|
2503
|
1201,5/48,0
|
70,67
|
0,70
|
Ульяновская
область
|
1274
|
608,7/47,8
|
70,50
|
0,69
|
= 2,523+84+45,8+0,5х70,79+0,5х0,53/4=41,9 - 10
Ic (Пермский край) =
= 3,539+87,8+49,3+0,5х68,75+0,5х0,85/4=43,9 - 4
Ic (Кировская область) =
= 2,609+87,6+48,7+0,5х70,26+0,5х0,71/4=43,6 -5
Ic (Нижегородская область) =
= 3,777+89,7+51,8+0,5х69,42+0,5х0,88/4=45,1 - 2
Ic (Оренбургская область) =
= 3,038+87,3+53,1+0,5х68,90+0,5х0,97/4=44,6 - 3
Ic (Пензенская область) =
= 2,941+86,9+48,6+0,5х71,54+0,5х0,72/4=43,6 - 5
Ic (Самарская область) =
= 3,591+87,7+46,9+0,5х69,40+0,5х0,70/4=43,3 - 6
Ic (Саратовская область) =
= 2,618+84,1+48,0+0,5х70,67+0,5х0,70/4=42,6 - 8
Ic (Ульяновская область) =
= 2,871+86,7+47,8+0,5х70,50+0,5х0,69/4=43,2 –7
Согласно данному методу, к наиболее развитому региону можно отнести Республику Татарстан, Нижегородскую и Оренбургскую области. Республика Башкортостан находится на 7 месте. В число отстающих попадают Республики Мордовия и Марий Эл.
Наблюдается общая закономерность результатов оценок развития регионов, но в методах, все – таки, бывают расхождения. К сожалению, на данный момент нет единой системы оценки развития регионов, которые 100% давали бы полную оценку со всех сторон и показывали бы интегральное развитие региона во времени. Исследователи предлагают различные решения данной проблемы, и на сегодня она является актуальной.
Интересное решение представлено в монографии «С.Г. Светунькова, А.В. Заграновской, И.С. Светунькова – «Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально-экономического развития регионов России. – СПб.» (Светуньков, Заграновская, Светуньков, 2012), в котором предлагается разделение оценки на социальный показатель и экономический. Согласно основной идеи монографии, в данной ситуации, «когда уровень социального развития является предметом тщательного контроля со стороны государства, и он примерно одинаков в регионах страны, а уровень экономического развития различен, говорить о социально-экономическом развитии регионов, как показателе деятельности региональных властей и диагностики состояния региона, не совсем корректно.
Имеет смысл говорить о двух составляющих – социальном развитии региона и его экономическом развитии» (Светуньков, Заграновская, Светуньков, 2012; Шамардин, 2013). К сожалению, на сегодня современная региональная экономика этого не делает – все существующие подходы по исследованию и оценке уровня развития регионов в территориальном разрезе основаны на обобщенных индексах с выводами на усредненный показатель. И именно поэтому в регионалистике используются большое число основных индексов развития, представляющие собой совокупность многочисленных индексов экономического и социального развития, которые измеряются к тому же в разных шкалах.
Заключение
Согласно Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа [3] одной из основных задач является решение вопроса «ожидаемой новой волны технологических изменений, усиливающей роли инноваций в социально-экономическом развитии и снижение влияния многих традиционных факторов роста». Следовательно, необходимо более серьезное отношение со стороны государства в вопросе социально-экономического развития и необходимости более подробного рассмотрения существующих проблем для выявления факторов, снижающих развитие регионов и введений инноваций в социально – экономическую жизнь регионов, как для ее оценки, так и для перспективного долгосрочного развития.
[1] Исходные данные для расчета были взяты с Регионы России. Социально-экономические показатели (2014). М.: Росстат.
[2] Валовой региональный продукт Приволжского федерального округа // Newsruss.ru
[3] Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:02:59