Построение промышленной политики как важный шаг для укрепления производственных отраслей России
Волкова О.Н.1
1 Технологический университет, г. Королев
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 22 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Волкова О.Н. Построение промышленной политики как важный шаг для укрепления производственных отраслей России // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 22. – С. 3951-3958. – doi: 10.18334/rp.16.22.2078.
Аннотация:
В статье рассмотрены существующие особенности и направления построения промышленной политики Российской Федерации. Приведены наиболее острые проблемные вопросы, стоящие в настоящее время в промышленной отрасли страны, а также предложено возможное решение данных вопросов в будущем. Данная статья может быть полезна исследователям в области промышленной и торговой политики Российской Федерации, особенно в неблагоприятных экономических условиях.
Ключевые слова: конкурентоспособность, государственное регулирование, экономическая безопасность, промышленная политика
Введение
В настоящее время, в условиях нестабильности экономической ситуации в Российской Федерации, когда мировым сообществом введены меры санкционного сдерживания, для обеспечения устойчивого развития страны как никогда необходима активизация механизмов укрепления экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности и в особенности промышленного производства. Следует в срочном порядке усовершенствовать механизмы, в основе которых сосредоточен комплекс разнообразных государственных политик по планированию и стимулированию создания, развития и внедрения аналогов существующей зарубежной техники и процессов, а также совершенно новых технологических образцов.
Поскольку именно промышленный потенциал в современном мире определяет не только уровень экономического развития, но и множество других составляющих развитого государства, начиная от веса страны в мировой политике и заканчивая благосостоянием населяющих ее граждан, возникает необходимость первоочередного решения вопросов экономики в сфере промышленного производства.
Современные российские реалии наглядно показывают изменения в таможенной и других политиках нашей страны, открывающие возможности для развития, однако нынешнее положение самой промышленности не подвергается никаким кардинальным изменениям. В связи с чем промышленная политика все еще остается и продолжает оставаться требующей пристального внимания.
За последние годы общее число проблем промышленной отрасли России достигло небывалых высот. Среди основных можно выделить: изношенность основных фондов, включая общую отсталость, низкую конкурентоспособность предприятий и их продукции, приводящие к ослаблению внутреннего спроса, и в результате - тотальную импортизацию внутреннего рынка РФ.
Для статистики: только за прошлый 2014 год доля импортизации промышленных отраслей страны превышала в среднем 50%. При этом в одной лишь отрасли станкостроения доля импорта достигла почти 90%, в легкой и медицинской (фармацевтической) отраслях - около 80%, в тяжелой и машиностроительной - чуть более 60%. Не считая электронную промышленность, где импортизация по разным оценкам может превышать даже отрасль станкостроения (Фролов, 2013; Цыпина, 2015).
Также среди проблем промышленности следует выделить отсутствие оборотных средств и малую эффективность их воспроизводства, отсутствие инвестиций, несбалансированность механизмов государственной поддержки, постепенную утрату инновационного потенциала и многое другое.
Более того, проблемы с инвестициями в 2015 г. только усиливают свое отрицательное воздействие в связи с введенным ограничением доступа РФ к дешевым международным кредитам. А продолжающееся падение цен на энергоносители постепенно сокращает поступление инвестиций со стороны государства. И поскольку последние несколько лет федеральный бюджет формировался за счет нефтегазового комплекса, развитие монополии данной отрасли аналогично негативно сказывалось на остальных отраслях промышленности.
Главной целью промышленной политики Российской Федерации является развитие конкурентоспособности предпринимательства, благосостояния граждан и, как следствие, всей страны.
Для достижения этой цели необходимо выполнение таких задач, как обеспечение максимально эффективного производства отечественной продукции и сопутствующих услуг в необходимом количестве и достаточном качестве для удовлетворения имеющихся потребностей граждан РФ и соразмерное улучшение позиций российского предпринимательства на мировых рынках.
Промышленная политика всегда направлена на модернизацию экономики за счет стимулирования экономического роста в стране. Для этого она опирается на перестройку промышленности на основе современного уровня технологического развития (Леонтьев, 2013). За счет разработки целевых программ, создания научных и технопарков, инновационных центров и т.п.
При этом важным нюансом в промышленной политике выступает соблюдение необходимого баланса в предпринимательской среде. Конкретно между предприятиями с низким уровнем добавленной стоимости, базирующимися на давно устоявшихся технологиях, и предприятиями с наукоемкими производственными мощностями, соответственно высоким уровнем добавленной стоимости. Где первым для сохранения своей конкурентоспособности остается либо снижать цены и/или сокращать издержки, либо уступать свое место на рынке вторым.
Среди основных направлений промышленной политики России можно выделить следующие (Сергеева, 2011):
1. структурная перестройка промышленности, предполагающая изменение состава и содержания ее частей, существующих пропорций и связей в целях повышения эффективности функционирования промышленности и увеличения ее вклада в экономику;
2. реформирование и реструктуризация предприятий в целях обеспечения успешной работы предприятий в современных условиях, улучшения финансово-экономических результатов деятельности, повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства;
3. повышение эффективности управления государственной и частной собственностью в промышленности;
4. совершенствование налоговой системы, освобождение от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования и недопущение роста налоговой нагрузки для резидентов технико-внедренческих зон;
5. инвестиционная политика, осуществляющаяся в условиях перехода экономики к инвестиционному типу развития, базирующегося на формировании благоприятного инвестиционного климата, развитии инфраструктуры инвестиционного рынка и реализации конкретных инвестиционных проектов и программ.
Различают прямые и косвенные методы промышленной политики. Прямые основаны на непосредственном государственном участии, в данном случае – перераспределении имеющихся производственных ресурсов, нацеленном на стимулирование определенной отрасли (субсидирование, прямые инвестиции, поддержка процентных ставок и т.п.).
Косвенные методы, напротив, минуя ресурсное перераспределение, в целом направлены на ожидания предпринимателей и оценку ими рисков производственной деятельности как таковую. Современная промышленная политика базируется на последних:
- нормативном регулировании конкретных отраслей либо промышленности в целом, исключая прямую поддержку;
- организации условий для развития необходимой инфраструктуры инновационной деятельности в промышленности;
- снятии ограничений на производственную деятельность;
- создании и реализации совместных проектов между государством и предпринимательством.
При построении промышленной политики необходимо на всех уровнях власти принимать во внимание следующие особенности:
- промышленная политика охватывает всю производственную деятельность в целом (начиная с отраслей и заканчивая отдельными предпринимателями);
- все современные отрасли тесно связаны друг с другом в силу кооперации, аутсорсинговых процессов и иногда диверсификации;
- происходит постепенная конвергенция технологий за счет их перекрестного использования (нано, информационных и био), всевозрастающего их воздействия на сферу потребления;
- успешная промышленная политика всецело зависит от выбранного механизма ее реализации.
Для достижения поставленных задач и решения имеющихся проблем 31 декабря 2014 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Следует отметить, что, согласно закону, промышленная политика определяется как комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции [1].
Закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определяет:
1. меры, призванные стимулировать внедрение в промышленность инновационных технологий и научных достижений;
2. меры, направленные на создание и развитие необходимой инфраструктуры промышленных предприятий;
3. меры, предназначенные для создания благоприятного инвестиционного климата промышленных отраслей;
4. меры, связанные с уменьшением финансового бремени промышленных предприятий и т.д.
Однако в целом данный закон представляет собой некие общие рамки промышленной политики страны, и, по прошествии почти года, он все еще не приносит хоть какого-то значимого результата, тем более в законе остались некоторые нерешенные вопросы.
Последние данные Росстата наглядно показывает это. Только за первое полугодие 2015 г. спад промышленного производства в РФ вырос на 1,5% и достиг 4,5% в годовом выражении, при том, что такого падения не наблюдалось в России с 2009 г. [2].
При этом, как отмечают ведущие экономисты, общая система поддержки промышленных отраслей РФ по-прежнему неэффективна (Олиферова, 2015). Несмотря на регулярные выделения средств из федерального бюджета, они не всегда достигают необходимого адресата. Из всех отраслей достаточную поддержку получает только оборонная промышленность на фоне роста гособоронзаказа.
К примеру, за весь 2015 год на промышленность, включая атомную энергетику, судостроение, авиацию и др., планируется выделить примерно 350 млрд руб. При этом существующий в России фонд поддержки промышленности получит лишь 20 млрд руб. на удовлетворение потребностей неосновных отраслей, и из сотен предприятий, которым требуется финансирование, его получат всего пара десятков [3].
В итоге помощь наиболее развитым и крупным предприятиям в ущерб остальным остается одним из самых больших вопросов после принятия закона. Тем более небольшие предприятия под час являются более эффективными и в последствии конкурентоспособными на рынках.
Поэтому промышленная политика обязательно должна быть нацелена на поддержку отдельных отраслей. Именно адресные меры поддержки отсутствуют в современной политике Российской Федерации. И хотя, согласно мировому опыту, преференции создаются только за счет других отраслей, подобная политика обеспечивает необходимые прорывы в заданных отраслях.
Вторым большим вопросом является перекос в сторону косвенных мер поддержки (налоговых льгот, сниженных процентных ставок и т.п.) без обеспечения общего доступа к финансовым средствам. Современная банковская система не рассматривает многие отрасли промышленности как приоритетные – кредитование дорогое, залоги оцениваются низко, долгосрочное финансирование отсутствует как таковое.
Поэтому необходимо строить поддержку промышленности сначала на основе определения приоритетов развития предпринимательства в разрезе отраслей, а затем предприятия, отвечающие этим условиям, должны получать финансирование в прямой форме.
Для их решения видится целесообразным для Российской Федерации интеграция доли обширного азиатского опыта в свете начавшейся тесной кооперации с Китаем и укрепления бизнеса в сфере отношений с Японией.
Помимо открытого доступа к финансированию и адресной поддержки, Японией и Китаем применяются следующие формы развития промышленности:
- обязательная передача новых технологий (в основном «ноу хау») зарубежными фирмами, впервые входящими на рынок в стране и начинающими свою деятельность;
- активное приобретение последних технологий и образцов техники и адаптация ее к местным условиям как на основе прямых закупок (лицензировании), так и на основе различных форм лизинга, франчайзинга и т.п.;
- жесткий государственный контроль отраслей с созданием препятствий монополизации наиболее крупными производствами, а также защитой от неминуемой иностранной конкуренции (вплоть до входа на внутренний рынок) при наличии аналогичного производства в стране.
Заключение
Таким образом, при всей важности промышленной политики в экономическом развитии, только дальнейшее ее совершенствование, разрешающее существующие нюансы, позволит России достигнуть необходимых условий для стабильного укрепления экономической безопасности.
При этом именно грамотное государственное регулирование, которое должно обеспечить все условия для сохранения конкурентоспособности имеющихся отраслей, способно максимально приблизить нашу страну к поставленной цели.
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015).
[2] Портал Федеральной службы государственной статистики.
[3] Официальный сайт Правительства Российской Федерации.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:03:45