Повышение эффективности деятельности предприятия сотовой связи на основе исследования факторов формирования доходов от дополнительных услуг

Казаков М.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Казаков М.Ю. Повышение эффективности деятельности предприятия сотовой связи на основе исследования факторов формирования доходов от дополнительных услуг // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 84-88.

Аннотация:
В условиях жесткой конкуренции на рынке услуг сотовой связи основным направлением работы предприятия является расширение спектра предоставления дополнительных сервисов и услуг потребителям, а также повышение эффективности своей деятельности.

Ключевые слова: услуги, конкуренция, сотовая связь



На процессы, протекающие на предприятии, оказывает влияние огромное множество факторов как извне, так и изнутри, что обуславливает стохастичность [1] данных процессов. В связи с этим актуальной является проблема выявления закономерностей, способствующих повышению эффективности предприятия.

Задача: повысить эффективность предприятия сотовой связи

Задача повышения эффективности предприятия сотовой связи неразрывно связана с исследованием в рамках системного подхода, что позволяет осуществить комплексный анализ исследуемого явления. Основная цель — это выявление закономерностей в процессах формирования доходов от дополнительных услуг сотовой связи методами статистического анализа. Поставленная цель была достигнута посредством решения следующих задач:

— сформирована информационная база, отражающая систему внутренних и внешних факторов среды, влияющих на эффективность предприятия;

— проведен предварительный анализ методом визуализации данных, в результате которого была сформирована гипотеза о наличии или отсутствии влияния некоторых факторов на исследуемое явление;

— количественно определена мера взаимосвязи результативных и факторных признаков;

— установлен тип зависимости результативных и факторных признаков путем построения парных регрессий;

— разработаны модели множественной регрессии с целью выявления наиболее эффективных рычагов управления исследуемыми процессами.

Факторы, влияющие на уровень доходов от предоставляемых услуг

Неотъемлемой составляющей процесса генерирования управленческих решений является анализ информации о состоянии соответствующего объекта или явления. При этом наряду с анализом качественной информации большое значение имеют количественные оценки, позволяющие установить не только направленность взаимосвязи изучаемых процессов, но и меру или степень существующей взаимосвязи. Отбор факторов производится в соответствии с поставленными целями. В рамках проводимых исследований данные факторы конкретизируются в систему показателей, общая схема которой показана на рис. 1. Основной критерий отбора — качественное представление о факторах, влияющих на зависимую моделируемую переменную. В то же время с учетом сохранения экономического смысла этот выбор подтверждается количественно путем анализа значений парных коэффициентов корреляции, с помощью которых в рамках статистического метода определяется степень взаимосвязи анализируемых признаков [1].

На основе проведенного исследования определено, что уровень доходов от услуг сотовой связи в целом статистически значимо взаимосвязан со следующими факторами: количество корпоративных абонентов; доходы от дополнительных (VAS) услуг корпоративных абонентов; средняя заработная плата в регионе; продолжительность разговоров; доходы от MMS; доходы от дополнительных (VAS) услуг; доходы от голосовых услуг. Таким образом, дополнительные услуги играют одну из ведущей ролей на пути повышения конкурентоспособности и доходности предприятия сотовой связи.

Рис. 1. Система показателей, отражающая внешние и внутренние факторы формирования доходов от дополнительных услуг сотовой связи

Также в ходе исследования были выявлены наиболее сильные статистически значимые положительные взаимосвязи показателя доходов от дополнительных услуг с такими факторами, как средний доход от VAS на 1-го абонента, доходы от контентных услуг, доходы от MMS, средняя заработная плата в регионе, количество корпоративных абонентов. Отрицательно же влияют на уровень доходов от дополнительных услуг показатели доли рынка по доходам конкурентов и количества контент-SMS-сообщений.

Математическим путем было доказано,…

Математическим путем доказана корреляционная взаимосвязь показателя доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи с показателями среднего дохода от VAS на 1-го абонента, доходов от передачи данных, числом абонентов мобильной связи в регионе и количества SMS-сообщений, численности населения территорий, доли рынка МТС, а также индексом потребительских цен в регионе.

В результате проверки гипотезы о наличии тенденции ряда методами сравнения средних уровней и Фостера-Стюарта было установлено существование тенденций исследуемых динамических рядов, кроме рядов показателей, доля доходов от дополнительных (VAS) услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи, %; количество контрактных абонентов; средний доход от VAS на 1-го абонента, долл.; стоимость одной минуты (APPM); доходы от передачи данных, долл.; затраты на рекламу.

Анализ качества построенных трендовых моделей позволил установить, что для большинства динамических рядов наибольшая объясненная вариация обеспечивается линейной и квадратической моделями.

В результате сравнения коэффициентов корреляции, отражающих силы и направленности корреляционной взаимосвязи уровней и отклонений от трендов динамических рядов доходов от дополнительных услуг и услуг сотовой связи, доли доходов от дополнительных услуг был сделан вывод, что после исключения трендовой составляющей число статистически значимых коэффициентов корреляции показателей доходов от дополнительных услуг и услуг сотовой связи сократилось почти вдвое, а для динамического ряда показателя доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи возросла в 2,6 раза.

…что, оказывая дополнительные услуги, можно повысить доходность предприятия

В ходе исследования были построены регрессионные модели уровней доходов от дополнительных услуг и услуг сотовой связи, а также доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи с учетом и без учета трендовой составляющей. Наиболее устойчиво в модели доходов от дополнительных (VAS) услуг вошли показатели доход от услуг дальней связи, доходы от SMS сообщений, передачи данных, контентных услуг. Эти модели содержат в большей степени факторы, положительно влияющие на результативный признак.

Были доказаны причинно-следственные связи повышения доходов от услуг сотовой связи с ростом доходов от дополнительных услуг, что подтверждается вхождением данного признака в оба класса моделей (с учетом и без учета трендовой составляющей). Наиболее устойчивыми здесь оказались внутренние факторы, такие как ARPU, доход от услуг дальней связи, продолжительность разговоров.

На повышение доли доходов от дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи наиболее устойчиво действует фактор динамики потребительских цен в регионе.

Проведенное исследование зависимости дополнительных услуг от влияния факторов внутренней и внешней среды может быть основой для формирования стратегии развития дополнительных услуг, что позволит реализовать механизм повышения эффективности деятельности предприятия в целом.

[1] Стохастичность — случайность, один из вариантов объективной связи объектов, определяемый внешними для данного объекта причинами и характеризующие внешние неустойчивые нормы развития — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:00:37