Методологические проблемы формирования налоговой нагрузки плательщиков
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гашенко И.В. Методологические проблемы формирования налоговой нагрузки плательщиков // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 150-154.
Аннотация:
Методология налогообложения на сегодняшний день в нашей стране – недостаточно исследованная область, и представляется целесообразным еще раз проанализировать показатели налоговой нагрузки в их современном понимании.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая нагрузка
Важность такого анализа подтверждается и замечанием Людвига фон Мизеса [1] о роли налоговой системы в рыночной экономике: «Если налоги превышают некий умеренный предел, то они перестают быть налогами и превращаются в средство разрушения рыночной экономики» [1].
Финансовой наукой еще в Х1Х-ХХ веках [2] в исследованиях А. Вагнера, К. Гока, Э. Селигмена проводилось изучение степени воздействия налоговой системы на хозяйственные процессы
Налоговая нагрузка и налоговая политика
Усиление актуальности данной проблемы связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что рассмотрение чисто количественного аспекта участия налоговой системы в экономических процессах постепенно перерастало в качественное вследствие роста объемов государственных расходов, особенно в результате двух мировых войн, а также в связи со структурной перестройкой налоговой системы, вызванной появлением и постепенным обострением проблемы трансфертного ценообразования у аффилированных лиц, включая транснациональные корпорации, развитием международной налоговой интеграции в условиях глобализации, оффшорного налогообложения, межстрановой налоговой конкуренции национальных государств в рамках различных экономических союзов, развитием и усложнением налогового права и т.д.
Налоговая нагрузка как экономическая категория представляет собой обобщенную характеристику налоговой системы страны, характеризующую:
– действие, которое налоги оказывают на отдельного налогоплательщика или народное хозяйство в целом,
– количественную оценку этого действия [3].
Расчет налоговой нагрузки ведется как для оценки налоговых условий в разных странах (внешний аспект налоговой нагрузки), так и для рассмотрения ее распределения между регионами, отраслями, отдельными налогоплательщиками (внутренний аспект).
Налоговая нагрузка является следствием налоговой политики государства, качественной характеристикой системы налогов [4]. Показатель налоговой нагрузки применяется в современных условиях в двух основных сферах:
1) регулирование взаимоотношений между уровнями государственной власти и местным самоуправлением;
2) проведение налоговых реформ [2].
Методы расчета налоговой нагрузки
В трудах И.Н. Даниной отмечено, что в России в настоящее время отсутствует общепринятая методология определения налоговой нагрузки [2]. Расчет налоговой нагрузки на макроуровне в наиболее часто встречающемся варианте производится в следующем порядке:
N1 = Налоги и сборы, поступившие в консолидированный бюджет/ВВП
Этот порядок расчета считается самым распространенным в финансовой теории методом определения налоговой нагрузки и такими учеными, как О.Ф. Пасько и М.В. Зюльмана [5, 6], характеризуется как общепринятый.
В литературе также используется близкое по смыслу понятие государственной квоты – доли валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством через бюджет [7].
Экономический смысл показателя налоговой нагрузки при таком подходе состоит в определении доли ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет.
Так, например, К.В. Седов предлагает рассчитывать удельную налоговую нагрузку на базе отношения уровня налоговой нагрузки, определяемого как валовая добавленная стоимость (разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением [2]), скорректированная на коэффициент налоговой нагрузки, к объему ВВП.
В то же время В. Вишневский и Д. Липницкий считают, что измерять налоговую нагрузку необходимо с учетом затрат на налоговое администрирование:
N3 = Налоги и сборы, поступившие в консолидированный бюджет + затраты на взимание налогов/ВВП [8].
Упомянутый порядок расчета нагрузки также возможен для условий российской экономики, учитывая сложность процедур администрирования налогов, издержки на составление и представление налоговых деклараций, обеспечение порядка проведения камеральных проверок и недостаточные объемы фискальной ренты, получаемой налогоплательщиками в виде сервиса со стороны государственных и муниципальных органов, в том числе напрямую от налоговых инспекций.
Цифры и комментарии
Налоговая нагрузка на российскую экономику, по словам Президента РФ В.В. Путина, составляет сегодня примерно 36,8 процентов ВВП и остается пока очень большой для такой развивающейся экономики как российская [9].
Несомненно, нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в Российской Федерации с соответствующими показателями в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, выше социальная защищенность членов общества, тогда как россияне находятся в условиях нестабильных рыночных отношений, постоянно изменяющейся налоговой системы, не всегда достаточной поддержки со стороны государства. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в Российской Федерации находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве поддержки со стороны государства.
В отдельных странах соотношение налоговых доходов и ВВП характеризуется следующими показателями: Великобритания – 35,7%, Германия -36,2%, Италия – 43,4%, Канада – 34,1%, США – 25,2%, Франция – 44,2%, Япония – 25,8% [10].
Следуя экономическим интересам регионов в финансовой сфере в части обеспечения их расходных обязательств необходимыми ресурсами, возможен также расчет налоговой нагрузки на уровне региона как отношение мобилизованных на территории субъекта федерации платежей, рассчитанных по любой из предложенных ранее методик, к валовому региональному продукту. На микроуровне налоговая нагрузка как экономическая категория отражает отношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, к показателям его деятельности.
[1] Людвиг фон Мизес — немецкий экономист (1881—1973 гг.) основатель Австрийского института исследования бизнес-циклов. Занимался изучением классических микроэкономических проблем (ценности, проценты, заработная плата, капитал и т.п.) в сочетании с убеждённым отстаиванием принципов свободной рыночной экономики — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:55:21