Совершенствование условий деятельности малого предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Алпутов С.Ю. Совершенствование условий деятельности малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 14-19.
Аннотация:
В мае этого года президент Д.А. Медведев подписал Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», который, как предполагается, по многим позициям окажет влияние на деятельность малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательская деятельность, малое предпринимательство, государственное регулирование
В указанном документе предлагается сократить число проверок малых фирм до одной в три года, кроме налогового контроля (внеплановые – по решению органов прокуратуры). Рекомендуется также не проводить внепроцессуальные проверки, применять преимущественно уведомительный порядок регистрации, использовать обязательное страхование вместо лицензирования, упростить и удешевить процедуры подключения предприятий малого бизнеса к энергетическим к сетям. Также было предложено проводить приватизацию арендуемых помещений по оценке независимых экспертов (а не через аукцион) и применять рассрочку в течение трех-пяти лет в отношении оплаты за использование выкупленного имущества. Местные власти при этом получили право предоставлять малым предпринимателям помещения в аренду по льготным ставкам и, что еще важнее, продавать их без конкурса. Упрощен сам вход в бизнес, поскольку Указом предусматривается уменьшение количества разрешительных документов.
Санкционировать проверку фирмы-конкурента совсем не сложно
Перечисленные выше меры должны способствовать совершенствованию условий деятельности всех предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса. Поскольку для нормальной деятельности бизнеса оказалось недостаточно имеющихся законодательно-правовых актов, вполне оправдано задуматься над тем, смогут ли предусмотренные в данном Указе меры способствовать совершенствованию условий деятельности малого предпринимательства.
Начнем с того, что сейчас в России малый и средний бизнес проверяют более 30 различных структур [10], обладающих правом контроля. Это очень часто оказывает серьезное, в основном негативное, влияние на него. Внеплановые проверки проводятся обычно в интересах фирм-конкурентов, находящихся под покровительством чиновников. Часто им не сложно санкционировать проверку фирмы-конкурента по решению правоохранительных органов, независимость которых весьма условна. При их содействии всегда можно организовать дополнительную проверку, используя лазейки в законе. Так, Указ президента позволяет осуществлять внеплановые проверки, если, например, ставится цель выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей. Инициаторами таких проверок могут выступать подставные лица в виде посетителей магазинов, кафе, ресторанов и т.д.
Существует целый ряд методов «доставания» предпринимателей под самыми благовидными предлогами. Одним из условий совершенствования деятельности малого предпринимательства может стать их полное или хотя бы частичное преодоление. Однако для проверок придумываются все время новые поводы. Так, санэпидстанция всегда найдет какие-либо нарушения, т.к. абсолютно без нарушений работать очень трудно. Даже в том случае, когда проверки на местах будут проводиться не более одного раза в три года, возможны другие формы «доставания» предпринимателей. Налоговая инспекция может, чуть ли не ежемесячно, запрашивать объяснительные по тем или иным вопросам, требовать уточнений. Такие запросы проверкой не являются, но существенно осложняют работу, т.к. их составление требует много времени и сил, а также терпения, т.к. налицо казуистичность предъявляемых требований.
Противоречия интересов и действий чиновников разных уровней власти
Современный предприниматель если не смирился с подобно рода явлениями, то, по крайней мере, научился относиться к ним философски, т.к. постоянно памятует о том, что жесткость законов в России компенсируется их массовым несоблюдением. Уже сейчас существуют законы с весьма приемлемыми нормами, которые, однако, не выполняются.
В Указе субъекты федерации наделяются правом определять порядок продаж в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона. Однако если будет проведена полная приватизации городского нежилого фонда, это может привести к исчезновению помещений для льготной аренды будущими вновь образующимися малыми предприятиями. Предприниматели будущего будут вынуждены арендовать или покупать помещения на вторичном рынке по рыночным ценам. Это станет серьезным препятствием на пути формирования новых предприятий малого бизнеса. Следует констатировать тот факт, что нормативный акт, призванный способствовать развитию малого бизнеса, приведет к противоположному результату. Следовательно, уже сейчас необходимо принимать меры и переломить ситуацию таким образом, чтобы он заработал в нужном направлении.
В дополнение следует отметить, что будет трудно осуществить легкий доступ субъектов малого бизнеса к объектам недвижимости, т.к. более или менее нормальные помещения уже все заняты. В былые времена имелись свободные, но крайне неудобные и мало пригодные помещения, в том числе и подвалы, которые чиновники довели до состояния полнейшей разрухи. Туда пришел малый бизнес, вложил свой капитал, привел эти негодные помещения в порядок. Теперь эти помещения изымаются местным чиновникам. Они под любыми предлогами стремятся выжить из них малый бизнес, несмотря на то, что это противоречит политике федерального центра. На основании подобных фактов приходится констатировать наличие определенного противоречия интересов и действий федерального и местных уровней власти в проведении экономической политики относительно малого бизнеса. Поэтому для реализации обозначенных в Указе мер необходимо, чтобы «вертикаль власти» дотянулась до районов и муниципалитетов и работала как единый механизм адекватного исполнения федеральных постановлений.
Реальные положительные сдвиги
В соответствии с Указом президента правительство должно утвердить план мероприятий по удешевлению подключения предприятий малого бизнеса к энергетическим сетям. Этот план затрагивает взаимоотношения малого бизнеса с естественными монополиями. Здесь тоже может возникнуть неоднозначная ситуация. Прежде всего, это касается высокой платы за подключение, которую президент распорядился существенно понизить. Другая сторона проблемы состоит в том, что отсутствует четкий регламент подключения, а если на некоторых территориях он имеется, то зачастую не исполняется. И это несмотря на то, что, на всех уровнях исполнительной власти делаются заявления о том, что все пекутся о развитии малого предпринимательства в производственной сфере. Поэтому данное предложение президента очень своевременно и его выполнение будет способствовать преодолению застойных явлений в решении наболевшей проблемы.
В Указе президента было предложено внедрение обязательного страхования вместо лицензирования, т.к. сегодня не для кого не секрет, что многие виды деятельности лицензируются впустую. Так, лицензирование строительной деятельности - это всего лишь один из видов узаконенных поборов, т.к. любая компания, которой нужна эта лицензия, ее без проблем получит. Поэтому с точки зрения компании это бесполезная трата денег. Однако сознательный отказ от данного вида поборов не сможет принципиально изменить ситуацию, хотя и внесет некоторые коррективы.
Цель: сделать предпринимательство общедоступным делом
Федеральное правительство ставит перед экономикой цель: добиться, чтобы к 2020 году 60-70% активного населения страны занималось предпринимательской деятельностью [11]. Для того чтобы это достичь, необходимо преодолеть стремление большинства регионов и местных властей к гигантизму, выражающееся в поддержке развития исключительно крупного бизнеса. Думается, что предпринимаемые федеральным правительством меры по расширению законодательно правовой базы должны послужить совершенствованию условий деятельности малого и среднего предпринимательства.
В стране постоянно должны создаваться и совершенствоваться такие условия, при которых любой человек, в соответствии с буквой закона мог бы заняться бизнесом. Это не утопические желания, такая реальность вполне возможна. Для ее достижения необходимо проявить политическую волю, терпение, последовательность и настойчивость.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:00:58