Эффективная система менеджмента качества как средство повышения конкурентоспособности отечественных предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (129), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Семенова С.А. Эффективная система менеджмента качества как средство повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 80-85.
Аннотация:
В ноябре 2008 года технический комитет ISO официально опубликовал новую четвертую версию международного стандарта ISO 9001:20082. Обновление не меняет сути предыдущей версии, а связано, прежде всего, с необходимостью повышения его совместимости с другими стандартами, в частности со стандартом ISO 14001:2004, применяемым к системам экологического менеджмента.
Ключевые слова: менеджмент качества, экологический менеджмент, iso, система экологического менеджмента, стандарты качества
С момента разработки международных стандартов серии ISO 9000 прошло больше двадцати лет. За это время в мировой практике накоплен немалый опыт в области организации работ по качеству, выработаны единые подходы, стимулирующие производителей к новым достижениям в области качества.
Весьма очевидным становится тот факт, что российским предприятиям в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию необходимо активно использовать данный опыт для того, чтобы выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам, повышая тем самым конкурентоспособность. В этом компаниям может содействовать разработка и внедрение систем менеджмента качества (СМК).
Система менеджмента качества на российских предприятиях
СМК – система менеджмента качества для руководства и управления организацией, нацеленная на постоянное повышение качества продукции, удовлетворенности потребителей и эффективности деятельности компании. Основные положения, требования к СМК, принципы и методические указания по улучшению деятельности регламентированы в российских стандартах в области обеспечения качества, аутентичных [1] международным стандартам ISO 9000:
– ГОСТ Р ИСО 9000:2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»,
– ГОСТ Р ИСО 9001:2001 «Системы менеджмента качества. Требования»,
– ГОСТ Р ИСО 9004:2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
В последнее время все большее число отечественных предприятий разных сфер деятельности и размеров принимают решение о создании СМК. В представленном отчете центрального секретариата ИСО отражена динамика общего числа российских сертификатов на соответствие стандарту ИСО 9001:2000 [1, с.84]. Общее количество сертифицированных СМК составило: в 2001 г. – 35; в 2002 г. – 314; в 2003 г. – 962; в 2004 г. – 3816; в 2005 г. – 4883; в 2006 г. – 6398; в 2007 г. – 11 527.
Можно смело прогнозировать, что в ближайшем будущем интерес российских предприятий к получению международного сертификата будет возрастать. Для этого существует ряд предпосылок:
– стремление повысить эффективность и конкурентоспособность своей деятельности, совершенствуя систему управления;
– повышение качества продукции / услуг;
– получение преимущества перед конкурентами при участии в международных и отечественных инвестиционных проектах, тендерах, выставках, торгах;
– удовлетворение требований потребителей, стратегических партнеров, собственников или инвесторов;
– выполнение условия для получения государственного заказа, льготного кредитования и страхования;
– создание положительного имиджа организации как в конкретном регионе, отрасли, так и в мировом сообществе.
Отраслевые стандарты и положительный опыт их внедрения
Стандарты на систему менеджмента качества сегодня разработаны и для отдельных отраслей, имеющих свою специфику, которая не учтена в ИСО 9001:
– ИСО 14001:2004 по системам экологического менеджмента;
– ИСО/ТУ 16949:2002 для предприятий автомобильной промышленности;
– ИСО/МЭК 27001:2005 по системам информационной безопасности;
– ИСО 22000:2005 для предприятий пищевой отрасли;
– OHSAS 18001:1999 по системам менеджмента профессиональной безопасности и здоровья и др.
Все эти стандарты также успешно применяются в различных отраслях отечественными предприятиями.
В настоящее время на страницах ведущих российских журналов многие отечественные предприятия делятся положительным опытом внедрения СМК. Это Калужский турбинный завод, «Гипрогазцентр», «Диасофт», «Аптека-Холдинг», «Шарм Клео Косметик», ВНИИГАЗ, Омский государственный университет путей сообщения, Мордовский государственный университет и мн. др.
Опыт отечественных предприятий свидетельствует о повышении эффективности деятельности, связанной именно с внедрением и функционированием СМК. Разработка и внедрение системы менеджмента качества в организации – сложный и длительный (от двух до пяти лет) процесс, требующий огромных усилий всего персонала.
Как применить систему менеджмента качества?
Процесс разработки и внедрения СМК на предприятии проводится поэтапно.
Первый этап – планирование и подготовка внедрения СМК. Он предусматривает оценку действующей системы качества, исследование требований потребителей и других заинтересованных сторон; определение политики и целей в области качества; формирование организационной структуры; обучение персонала; выявление процессов, действующих на предприятии; необходимых ресурсов и требований к СМК.
Второй этап – разработка и внедрение СМК. На этом этапе осуществляется распределение ответственности и делегирование полномочий отдельным подразделениям и должностным лицам; утверждение руководства по качеству; разработка графика внедрения документации по качеству; выделение ресурсов на внедрение СМК; разработка методов для измерения эффективности процессов и применение их; проведение внутреннего аудита СМК.
Третий этап – сертификация СМК. На заключительном этапе необходимо провести самооценку СМК организации и выбрать орган по проведению сертификации, далее следует проведение сертификационного аудита.
Следует также помнить, что для повышения результативности СМК необходимо постоянно улучшать деятельность предприятия. Это можно осуществлять путем следующих управленческих преобразований [3, с. 32]:
– выделение ключевых сегментов рынка и продуктов;
– совершенствование организационной структуры и регламентация бизнес-процессов;
– формирование механизма выявления несоответствий;
– проведение руководством оценки результативности процессов;
– становление командной работы.
Проблемы и пути их решения
Вместе с тем, наряду с существенными преимуществами имеют место и проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при разработке и внедрении СМК. В последнее время многие авторы констатируют тот факт, что отечественные предприятия малоэффективно используют СМК в своих организациях. Причинами низкой эффективности функционирования СМК на российских предприятиях являются:
– отсутствие у руководства и персонала организации профессиональных знаний и навыков в области менеджмента качества;
– формальный подход к разработке СМК, когда главной целью ставится не совершенствование системы управления организацией, а получение сертификата любой ценой;
– непонимание того, что стандарты ИСО 9001 определяют лишь минимальные требования к СМК, все остальное зависит от умелого и творческого подхода к процессу управления руководства организации и всего персонала;
– недостаточное внимание вопросам мотивации персонала, ориентированной на качество;
– модель самооценки предприятия строится в основном на финансово-экономических показателях. При этом не используются такие критерии, как достижение целей, результативность процессов, уменьшение потерь от брака, соответствие стандартам качества, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
– отсутствие использования инструментов менеджмента качества.
Российским компаниям, принявшим решение о разработке и внедрении СМК, необходимо учитывать как положительный опыт, так и неудачи предприятий для устранения их в своей дальнейшей деятельности. Эффективная, хорошо структурированная система менеджмента качества позволяет организации добиться высокой результативности взаимодействия с потребителями, поставщиками и другими заинтересованными сторонами, своевременно выявлять слабые места и оперативно разрабатывать комплекс мероприятий по совершенствованию дальнейшей деятельности.
[1] Аутентичный — подлинный, разработанный на основе первоисточника — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:56:02