Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-2 (131), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Морозова Г.В. Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 118-123.
Аннотация:
Возрастающее значение повышения налоговой культуры населения требует все более новых и современных подходов. Информационно-разъяснительная работа является одним из направлений налоговых органов в насыщении информационного «голода», который периодически испытывают налогоплательщики, когда поднимается тема налогов. И, прежде всего, им необходима информация о важности своевременной и полной уплаты налогов, сборов и обязательных платежей.
Ключевые слова: налогоплательщики, налогообложение, рынок, налоговое законодательство, налоговая культура, уклонение от уплаты налогов, налоговая дисциплина, информационно-разъяснительная работа, информационные стенды
В настоящее время уклонение от уплаты налогов имеет массовый характер. Это обусловлено несколькими причинами: моральными, политическими, экономическими, техническими. Отдельно можно выделить и пятую причину – отсутствие у населения налоговой культуры.
Под налоговой культурой следует понимать своевременную уплату налогов и обязательных отчислений в бюджет в сроки, устанавливаемые законодательством. Важным элементом налоговой культуры является налоговая дисциплина. Она представляет собой систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей и возможностей плательщиков рассчитываться с бюджетом с учетом взаимодействия инспекций по приему и оформлению обязательств.
Как повысить налоговую грамотность?
В понятие налоговой культуры входит деятельность как налогоплательщиков, так и инспекторов. Повышение культуры связано с работой с контингентом плательщиков, законодательной базой и работниками налоговых органов. Последние должны квалифицированно налаживать отношения с плательщиком, консультировать и следить за своевременностью уплаты налогов [1].
Известно, что налоговая культура в нашей стране находится на крайне низком уровне. Предпринимаемые же усилия различных ведомств, к сожалению, не приносят ощутимых результатов. Низкий уровень финансовой грамотности населения, правовой нигилизм, массовое несоблюдение нормативных актов наносят непоправимый материальный ущерб государству, способствуют совершению экономических преступлений.
В связи с этим необходимо повсеместно развернуть кампанию по информированию, пропаганде налогового законодательства, по повышению правовой культуры населения. Данную работу следует проводить систематически, целенаправленно и дифференцированно, с расчетом на различные слои населения, в направлении воспитания у россиян высокой налоговой культуры [2].
Проблема информирования является важной не только для контролирующих органов, но и для налогоплательщиков. Информационно-разъяснительная работа — это инструмент обратной связи, позволяющий не только решать проблемы налогоплательщиков, но и способствующий организации работы самих налоговых органов [3].
Информационно разъяснительная работа
В рамках задачи внедрения прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств необходимо проведение следующих мероприятий:
1) формирование позитивного имиджа государства в глазах населения, т.е. законы, указы и др. действия государства не должны вызывать у людей ложных ожиданий и последующего разочарования;
2) разработка концепции оказания налогоплательщикам консультационных услуг, особо это касается жителей сельской местности;
3) организация телефонно-справочной службы, призванная обеспечить дистанционное оказание консультирования налогоплательщиков;
4) организация связи с налогоплательщиками по «телефону доверия» для круглосуточного приема звонков;
5) создание на одном из телеканалов учебно-информационной программы по проблемам налогообложения. СМИ должны осуществлять пропаганду в целях воспитания законопослушных налогоплательщиков, профилактики экономических преступлений и правонарушений. Необходимо формировать в общественном сознании негативное отношение к недобросовестным налогоплательщикам.
Практика показывает, что наиболее эффективными по своему воздействию являются телепередачи, подготовленные непосредственно с участием специалистов по борьбе с налоговыми преступлениями [4].
Для того чтобы поддержать интерес журналистов к данной проблематике, возможно проведение профессиональных конкурсов для журналистов по налоговой тематике. К целям данного конкурса относятся:
– формирование уважительного отношения к налоговому законодательству и практике его применения, преодоление фактов правового нигилизма и скептического отношения к налогам;
– содействие формированию активной гражданской позиции населения в вопросах своевременной и полной уплаты налогов, создание общественного мнения о необходимости укрепления режима законности и налогового правопорядка;
– объективное, достоверное отражение деятельности налоговых органов в области контроля за соблюдением законодательства и обеспечения поступления платежей в бюджеты различных уровней;
– разъяснение налогоплательщикам неизбежности наступления ответственности за нарушения законодательства, преимуществ и выгоды от пользования аудитом, платежно-расчетной документации, деклараций и других финансовых обязательств.
Так как для большинства журналистов обращение к данной тематике является новым делом, то в данном случае необходима помощь квалифицированных работников налоговой службы.
Изучение налоговых основ, начиная со школьной скамьи
6) расширение комплекса информационно-разъяснительных работ налоговых органов, призванных повысить налоговую культуру населения: проведение разного рода семинаров и тренингов для налогоплательщиков;
7) организация пресс-конференций и «круглых столов» с привлечением специалистов налоговых органов, органов МВД, таможенной службы;
8) дополнение школьного образовательного курса предметом об истории налогообложения, о налогах и законодательстве, основных правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и о налоговых преступлениях. Представляется, что ознакомление школьников с этой информацией в раннем возрасте позволит в будущем существенно повысить уровень налоговой культуры населения. По нашему мнению, все учебные программы многоуровневой системы образования должны содержать элементы налоговой культуры [5];
9) открытие музеев истории налогов, где была бы представлена история становления и развития налоговой системы России, форма работников налоговых органов различных времен что, несомненно, вызвало бы интерес у населения;
10) открытие специализированных залов для работы с плательщиками позволит сделать контакты с инспекторами максимально прозрачными и удобными. Это решит проблему очередей в инспекциях, облегчит работу сотрудников органов и повысит качество и культуру обслуживания налогоплательщиков.
Повышению налоговой грамотности будет также способствовать размещение в инспекциях информационных стендов по определенной тематике:
– основные выдержки о последних изменениях в нормативно-правовых актах;
– технология представления отчетности;
– календарь налогоплательщика;
– обзоры актуальных вопросов.
Налогоплательщику должен быть предоставлен:
– порядок заполнения различных справок, заявлений, уведомлений;
– перечень необходимых форм бухгалтерской отчетности;
– памятка об уплате налогов и сборов;
– образцы платежных документов;
– коды бюджетной классификации;
– локальный доступ в информационные системы «Консультант-плюс», «Гарант».
Благоприятный имидж налогового инспектора
11) создание среди широких слоев населения максимально благоприятного имиджа отделов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями как быстро развивающейся, перспективной и необходимой правоохранительной структуры;
12) введение в штат налоговых органов должности участковых инспекторов. Это позволит получать информацию по контролируемой территории. При условии соответствующей квалификации, участковые налоговые инспекторы могли бы:
– определять в контролируемом районе точное местонахождение налогоплательщиков;
– наличие у плательщиков имущества, земельных участков, гаражей;
– выявлять граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без соответствующих документов или имеющих прочие доходы;
– иметь оперативные данные о деятельности налогоплательщиков (наличие складских помещений, проверка соответствующих документов при поставке больших партий товаров и т.д.).
Участковые инспекторы, постоянно находясь среди населения, вели бы профилактическую и агитационную работу. Это привело бы к снижению недоимок и увеличению поступлений в бюджет.
Таким образом, разработка концепции оказания налогоплательщикам информационно-разъяснительных услуг приобретает в настоящее время первоочередное значение, так как лишь при высоком уровне налоговой культуры станет возможным соблюдение налоговой дисциплины, снижение уклонения от уплаты налогов и повышение доходов бюджета.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:06:18