Концептуальные основы системы оценки операционной эффективности управления предприятием при внедрении СМК по стандартам ИСО 9000
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-2 (131), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Динамичное развитие идей менеджмента качества позволяет по-новому взглянуть на проблему результативности и эффективности его систем. Это обусловлено тем, что успешность бизнеса в первую очередь зависит от деятельности управленческого персонала, его профессиональных знаний и умений, ответственности и мотивации к труду и т.п.
Ключевые слова: процессно-ориентированное управление, процессный подход, качество управления, система менеджмента качества, операционная эффективность управления предприятием, стандарты исо
Динамичное развитие идей менеджмента качества позволяет по-новому взглянуть на проблему результативности и эффективности систем качества управления предприятий. Это обусловлено тем, что успешность бизнеса в первую очередь зависит от деятельности управленческого персонала, его профессиональных знаний и умений, ответственности и мотивации к труду и др.
Концепция оценки операционной эффективности управления предприятием [1] при внедрении систем менеджмента качества (СМК) акцентирует внимание на следующих областях:
– лидерство руководителей в совершенствовании систем менеджмента качества;
– понимание и предвидение существующих и будущих запросов потребителей и других заинтересованных сторон;
– развертывание и согласование целей в области качества внутри организации;
– планирование и содействие познавательной деятельности персонала;
– организация и использование регулярных обследований потребителей для определения и повышения уровня их удовлетворенности и др.
Базовые и процессно-ориентированные подходы
Наиболее существенными элементами системы оценки операционной эффективности управления предприятием при внедрении СМК по стандартам ИСО 9000 [2] являются следующие (рис. 1)
1. Теоретические и методологические основы управления операционной эффективностью менеджмента предприятий. Установлена взаимосвязь между базовыми подходами к оценке эффективности деятельности предприятия и процессно-ориентированным менеджментом операционной эффективности управления. К базовым подходам относятся:
– традиционная финансовая модель;
– концепция добавленной стоимости;
– методика процессно-ориентированного учета затрат;
– система сбалансированных показателей;
– система процессно-ориентированного анализа рентабельности;
– самооценка деятельности организации;
– концепция управления по целям [2]
Процессно-ориентированный менеджмент операционной эффективности управления предполагает реализацию новых подходов:
– к контролю – на базе контроллинга, способствуя функционированию механизма саморегуляции;
– к инновациям – на основе инновационного менеджмента, позволяющего в условиях непрерывного совершенствования управления добиваться лучших результатов;
– к персоналу – выстраивая взаимодействие менеджмента по отношению к сотрудникам компании как к главной ее ценности.
Три уровня взаимодействия
2. Сущность, структура, функции и принципы системы оценки операционной эффективности управления предприятием при внедрении СМК. Включает 3 уровня взаимодействия:
а) уровень государственных и региональных органов власти;
б) уровень предприятий, предполагающий основные этапы их реформирования:
– институциональное, реализуемое посредством разработки и внедрения персонал-стратегии «Самообучающаяся организация» [5] и формирования мотивационных программ, направленных на повышение качества и операционной эффективности управления предприятием;
– менеджериальное, нацеленное на контроллинг управленческого капитала компании, организационно-управленческие инновации, процессный менеджмент операционной эффективности управления, анализ затрат на данные мероприятия;
– кадровое, реализуемое посредством:
1) эффективной модели управления трудовыми ресурсами при внедрении СМК [4];
2) использования социально-экономических резервов повышения операционной эффективности управления;
3) оценки конкурентоспособности предприятия в области трудовых ресурсов в условиях процессного менеджмента.
в) уровень управленческого аппарата предприятий, непосредственно реализующий данные механизмы реформирования предприятий при внедрении СМК по стандартам серии ИСО 9000 [3].
Институт качества управления
3. Модель экономического и социального взаимодействия процессно-ориентированных предприятий, института качества управления и функциональных уровней экономики. Данное взаимодействие предполагает перераспределение функций компании с акцентированием внимания на познавательной и образовательной функциях, создающих уникальные конкурентные преимущества в сфере организационных знаний и инноваций.
Взаимодействие предприятий в рамках института качества управления способствует разработке и определению:
– сводов, правил и регламентов управленческой деятельности;
– критериев оценки профессиональных достижений;
– стратегических направлений развития управленческих кадров российских компаний.
4. Содержательная характеристика эффективной модели системы управления трудовыми ресурсами предприятия при внедрении СМК по стандартам ИСО 9000. Данная модель предполагает осуществление мероприятий по следующим направлениям:
– организационно-штатная политика;
– финансовая политика в отношении работников;
– информационная политика в работе с трудовыми ресурсами [1].
Процессный подход
5. Методические положения по оценке операционной эффективности управления предприятием на основе процессного подхода с учетом и анализом затрат по данному направлению. Позволяют постепенно повышать требования к качеству управленческого труда на уровне конкретных участников процесса, увеличивать инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность инновационной составляющей предприятия.
В условиях внедрения СМК по стандартам серии ИСО происходят коренные изменения в критериях оценки операционной эффективности управления. Ими становятся показатели состояния таких ресурсов организации, как:
– интеллектуальный капитал;
– инвестиционная активность;
– удовлетворенность запросов потребителя;
– полнота и комплексность использования информационных технологий;
– влияние эффективных коммуникаций;
– развитие человеческих ресурсов;
– возможности адаптации к меняющейся среде.
Следовательно, получает признание и распространение менеджмент организаций с позиций оптимизации человеческого капитала.
Таким образом, представленная система оценки операционной эффективности управления предприятием при внедрении СМК позволяет:
– совершенствовать процессы предприятия;
– эффективнее достигать целей развития компании;
– осуществлять эталонное сопоставление ключевых результатов управленческой деятельности;
– создавать системы оперативного управленческого планирования;
– объединять инициативы по совершенствованию деятельности предприятия в единый процесс;
– развивать командную деятельность менеджеров предприятия.
Рис. 1. Схема взаимосвязей основных элементов системы оценки операционной эффективности управления предприятием при внедрении СМК по стандартам ИСО 9000.
[1] Операционная эффективность управления предприятием определяется как соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями. Зависит от деловых качеств менеджеров и того, насколько рационально используется их потенциал — прим. ред.
[2] Государственный стандарт Российской Федерации "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9000-2001" утвержден постановлением Госстандарта РФ от 15.08.2001 № 332-ст — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:06:31