Развитие социально-корпоративной ответственности бизнеса (на примере Смоленского региона)
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-1 (130), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Для российской экономики социальное инвестирование — сравнительно новое явление. По сути своей — это долгосрочные вложения средств в социальную сферу. Цель здесь состоит в улучшении качества жизни людей путем создания новых технологий и механизмов распределения средств среди различных групп населения с учетом их потребностей. В статье рассказывается о том, как осуществляется социально-экономическое развитие в Смоленской области.
Ключевые слова: социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность, социальные инвестиции бизнеса, культура социального качества, спонсорское участие, социальная активность бизнеса, социальные инициативы
Следует отметить, что социальные инвестиции являются одной из действенных форм реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Термин "корпоративная социальная ответственность" (КСО), имеющий происхождение от Corporate Social Responsibility, пришел к нам вместе с культурой иностранных компаний, появившихся в России в течение последних лет.
Социальная ответственность большого бизнеса
КСО находит свое применение в нашей стране с развитием и становлением российского бизнеса через внедрение стандартов корпоративной социальной ответственности в стратегию компаний и ежедневную практику принятия управленческих решений. Корпоративная социальная ответственность предполагает добровольные акции компании, демонстрирующие включенность социальных и экологических вопросов в бизнес-операции, а также во взаимоотношения компании с заинтересованными сторонами [6].
Первым в России с проблемой социальной ответственности столкнулся большой бизнес, так как он раньше других предпринимательских структур ощутил влияние глобализации, требующей играть по международным правилам. Конкуренция будет расти, а это значит, что доходы компании напрямую зависят от ее активных контактов с потребителями, а также создания эффективных систем продаж и распределения.
Существенным дополнением к этим системам является высокий уровень корпоративной культуры и социальная ответственность каждого исполнителя за результаты предпринимательского труда перед обществом [2]. Таким образом, потребитель во все большей степени будет влиять на бизнес. В том числе и в сфере социальной ответственности.
Малый бизнес может быть социально ответственным, если будет выполнять свои непосредственные обязанности: платить заработную плату, создавать нормальные условия труда, заключать трудовые договоры.
Анализ практики ведущих отечественных компаний демонстрирует, что в целом развитие КСО в российском бизнесе проходит в русле общемировой тенденции. Последняя состоит в интеграции принципов КСО в корпоративную стратегию, переходе к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочным интересам как общества, так и бизнеса.
Почему бизнес заинтересован в социальных инвестициях?
Социальные инвестиции бизнеса представляют собой материальные, управленческие, технологические ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон.
Отметим, что непосредственными бизнес-выгодами от социальных инвестиций являются:
– создание стабильной деловой среды;
– снижение операционных рисков;
– подъем финансовых показателей;
– рост продаж;
– повышение производительности труда;
– расширение рынка;
– увеличение рыночной стоимости компании в долгосрочной перспективе.
Социальные программы, в свою очередь, способствуют созданию имиджа и повышению репутации компании.
Согласно выборочному исследованию Ассоциации менеджеров в России социальные инвестиции бизнеса направлены в основном на реализацию его внутренних программ в следующем весовом соотношении:
– 52,3% – на развитие персонала;
– 17% – на ресурсосбережение;
– 12,6% – на охрану здоровья;
– 10% – на развитие местного сообщества.
Бизнес заинтересован в серьезном диалоге с государством и с гражданским обществом по решению ключевых проблем социального развития страны, в первую очередь, в области преодоления бедности за счет собственных возможностей социального инвестирования. В подтверждение этого можно привести следующий пример: только предприятия – члены Российского союза промышленников и предпринимателей 17% своей прибыли расходуют на социальные программы.
Ситуация в Смоленской области
Многие корпоративные социальные программы не дополняют, а замещают необходимые государственные социальные гарантии. В связи с этим государство и бизнес должны тесно сотрудничать в решении социальных проблем.
Немаловажным фактором является необходимость введения стандартных норм социальной отчетности предприятий. При введении этих норм компании смогут стать более защищенными со стороны государства. Разработка и внедрение такого рода стандартов в России свидетельствовали бы не только об изменении парадигмы поведения бизнеса, но и способствовали бы становлению культуры социального качества и корпоративной гражданственности на предприятиях.
На территории Смоленской области корпоративная социальная ответственность бизнеса активно осуществляется рядом предприятий. Такие корпорации, как Tele 2, «Мобильные телесистемы», «МегаФон» предлагают абонентам востребованные услуги связи по низким ценам. Лаборатория INVITRO традиционно принимает спонсорское участие в российских научных мероприятиях. Организация «Аркада-Инжиниринг» предлагает своим клиентам безопасную и надежную продукцию, а также осуществляет активную поддержку различных сфер общественной жизни.
Органы государственной власти должны поддерживать социальные инициативы бизнеса, особенно в сложный период финансового кризиса. Большинство крупных смоленских компаний, несмотря на кризис, не планируют отказываться от своих социальных программ.
Планы и перспективы регионального развития
Особое значение приобретает региональная инвестиционная политика, направленная на рост экономики, увеличение числа рабочих мест, развитие среднего и малого бизнеса. Отметим, что 2 апреля 2007 года была принята целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Смоленской области» на 2007–2009 годы», направленная на социальную поддержку развития среднего и малого бизнеса [3].
Перспективный план развития Смоленской области до 2020 года предполагает комплексный подход к решению социальных проблем региона. Предполагается внедрение инвестиционных проектов и социальных программ с участием отечественных и иностранных корпораций.
Главными задачами социального развития Смоленского региона на 2008–2010 гг. являются:
– поддержка социальной инвестиционной деятельности предприятий промышленного комплекса и малого предпринимательства;
– целенаправленная работа со всеми участниками инвестиционного рынка с целью обеспечения роста доходов бюджета;
– достижение устойчивой занятости и повышение уровня жизни населения [4].
В отношении малых предприятий планируется конкурс на отбор проектов. Цель проведения – оказание поддержки в виде субсидий из городского бюджета на возмещение ставки по кредитам, полученных на реализацию инвестиционных проектов.
Реализация таких программных документов, как Концепция инвестиционной политики города Смоленска на период до 2010 года, Стратегия социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Смоленске» будут способствовать развитию корпоративной социальной активности бизнеса за счет привлечения инвестиций в экономику региона.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:56:18