Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса

Мелихов В.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (130), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Во всех странах мира правительство стремится уйти от все возрастающего бремени прямого финансирования растущей системы высшего образования. Так, в США даже для государственных вузов объем финансирования правительством не превышает 30% от общих бюджетов университетов. В этих условиях вузы вынуждены превращаться, по сути, в предпринимательские структуры, самостоятельно изыскивающие средства для существования и развития.

Ключевые слова: бизнес-инкубаторы, технопарки, антрепренерский университет, предпринимательская функция университета, капитал вуза, теоретико-прикладные разработки



В 1998 году Бертон Р. Кларк первым предпринял попытку системного научного осмысления этого феномена и ввел в научный оборот сам термин «Entrepreneurial University» (предпринимательский или антрепренерский университет) [5]. Что же представляет собой подобное учебное заведение?

Антрепренерский [1] университет

Наиболее универсальным и емким нам представляется определение антрепренерского университета как источника предпринимательской активности [4]. В свою очередь возникает вопрос, а что же понимается под предпринимательской деятельностью применительно к высшей школе?

В статье «Предпринимательский университет: стратегия институционального развития» П. Шульце указывает два пути реализации предпринимательской функции университета [6].

Первое направление связано с подготовкой будущих бизнесменов, людей готовых основать и нести ответственность за собственное дело.

Второе направление – предпринимательская деятельность самого университета. Это создание бизнес-инкубаторов, технопарков [2], дочерних фирм и т.п. Университет должен вовлекать студентов и выпускников в предпринимательство, оказывая им не только информационно-консультационную, но и ресурсную помощь.

О значимости подобного направления деятельности красноречиво говорят следующие цифры. При Оксфордском университете, в частности, действует порядка 300 фирм с общим годовым оборотом 4 млрд долларов, из которых сам вуз получает около 1 млрд [4, с. 19].

В Гарвардском университете ресурсный капитал (endowment), капитал вуза, используемый для его предпринимательской деятельности, составляет 18 млрд долл. В Университете Джорджа Вашингтона – около 500 млн, а в 280 институтах и колледжах он составляет более 100 млн долларов [2, с. 61].

При этом речь идет не просто о предпринимательстве, не просто о создании новых предприятий.

Бизнес, инновации, финансы

Опираясь на свои конкурентные преимущества, университеты создают в первую очередь наукоемкие, инновационные производства. Предпринимательская деятельность университетов направлена не только на получение финансового результата, но и несет важнейшую социально-экономическую составляющую – разработку и внедрение инноваций.

Институциональной основой этой деятельности являются университетские бизнес-инкубаторы и технопарки.

Наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в США. Там они входят в состав большинства научно-технологических парков. Всего же на сегодняшний день в США действует более 160 бизнес-инкубаторов.

Первая ассоциация бизнес-инкубаторов была создана в США в 1985 году. На сегодняшний день она остается крупнейшей и насчитывает около 800 членов из разных стран мира. Подобные ассоциации давно действуют практически во всех странах Западной Европы.

Актуальны эти принципы и для нашей страны. Более того, именно в этом направлении у России имеется огромное и перспективное поле для расширения инновационной деятельности. С началом рыночной трансформации начались попытки внедрения новых организационных форм инновационной деятельности.

В частности, в 1993 году Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 году в рамках этой программы было создано 12 новых крупных инновационных центров, реализовано свыше тысячи конкретных научно-технических проектов, в которых участвовали более 100 вузов и 300 малых предприятий, 50 технопарков [3, с. 72].

В настоящее время в России, по данным Ассоциации «Технопарк», действует уже более 60 инновационных технических центров и технопарков, в которых функционирует более 600 фирм.

В последнее время потребность в теоретико-прикладных разработках и инструментах их внедрения ощущается особенно остро в связи с осознанием практиками возможностей приобретения конкурентных преимуществ российской экономикой, ее перевода на инновационный путь развития. Перспективным направлением интеграции образования, науки и практики в едином экономическом пространстве является развитие технопарков (научных парков), ориентированных на взаимный трансфер технологий в целостной цепочке: образование – наука (исследования) – практика.

Таким образом, бизнес-инкубаторы и технопарки для современной вузовской системы подготовки кадров выступают стратегическими факторами успеха [1].

Университет и цивилизованный рынок

Для повышения конкурентоспособности университетов и лидерства в развитии высшего профессионального образования, на наш взгляд, необходимо:

1) законодательно определить и закрепить понятия «инновация» и «инновационный бизнес»;

2) внести изменения в налогообложение учреждений высшего профессионального образования и предприятий малого инновационного бизнеса. Эти меры (снижение налога на прибыль, ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование для инновационных исследований и производств) должны повысить привлекательность инновационного бизнеса для университетов и создаваемых ими малых предприятий;

3) внедрить программу подготовки управленческих кадров для инновационного бизнеса и бизнес-инкубаторов;

4) разработать и внедрить новые венчурные программы финансирования инновационного бизнеса;

5) разработать и внедрить механизм компенсации части ставки по кредитам коммерческих банков для создаваемых университетами инновационных предприятий.

Реализация предложенных мер позволит сделать серьезный шаг по развитию отечественного рынка наукоемкой продукции и ресурсного обеспечения высшей школы. Это внесет значительный вклад в модернизацию всей российской экономики.

Формирование цивилизованного рынка предполагает создание его адекватной социальной базы – опору на цивилизованных производителей:

– приоритетную поддержку соответствующих видов деятельности и профессий;

– развитие тех секторов рынка, которые приносят обществу пользу, а не истощают его не возобновляемые сырьевые ресурсы.

Поэтому развитие предпринимательской деятельности университетов необходимо не только для адаптации науки к рынку, но и для придания отечественному рынку цивилизованного вида.

[1] Антрепренерский (от франц. entrepreneur — предприниматель) — владеющий, арендующий, содержащий частные предприятия — прим. ред.

[2] Технопарк или технологический парк (англ. industrial park) — новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений, часто имеет льготное налогообложение — прим. ред.


Страница обновлена: 25.09.2024 в 05:18:02