Оценка моделей реформирования ОАО «Газпром»

Огнерубова Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (130), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Основными направлениями реформирования энергетического сектора являются дерегулирование, демонополизация и усиление конкуренции. Автор рассматривает четыре модели реформирования Газпрома и определяет оптимальный вариант, поясняя его целесообразность.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, государственный контроль, рыночная стоимость компании, Газпром, российская газовая отрасль, тарифы, демонополизация, модели реформирования, выбор поставщиков



Необходимость реформирования российской газовой отрасли обусловлена тремя причинами.

Во-первых, гигантские газовые месторождения вступили ныне в фазу падающей добычи, что обусловливает необходимость разработки новых месторождений, большая часть которых расположена в еще более трудных климатических условиях, чем разрабатываемые сегодня.

Во-вторых, нарастает износ магистральных и распределительных газовых сетей. Все это требует новых инвестиций, доля которых в издержках производства существенно возрастает [1].

В-третьих, управленческая структура газового холдинга слишком громоздка и требует реструктуризации.

Ситуация в газовой отрасли и в ОАО "Газпром"

Современное положение газовой отрасли имеет следующие особенности.

1. Увеличивается объем экспорта за рубеж, и снижаются объемы внутреннего потребления. Такая ситуация может негативно отразиться на российском обществе вследствие незаконного подключения к газотранспортной системе, приостановки работ по расширению строительства газопроводов в сельской местности.

2. Слияния и поглощения в рамках холдинга позволяют выживать мало- или нерентабельным производствам, сохраняя рабочие места, однако приобретая такие производства, компания привлекает крупные кредиты и займы и увеличивает свою кредиторскую задолженность.

С 2000 года ОАО "Газпром" осуществляет диверсификацию производства. За это время холдинг приобрел акции следующих компаний: «Сибнефть», Sakhalin Energy (проект Сахалин-2), «Русиа Петролеум» (Ковыктинское месторождение), «Нортгаз», основные газодобывающие активы ОАО «Итера», «Стройтрансгаз», «Мосэнерго», «СИБУР» и «Салаватнефтеоргсинтез», владеет медиакомпанией, предприятиями электроэнергетики и др. [3;4]

3. ОАО «Газпром» финансирует организации, преимущественно расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке, не входящие в холдинг, что увеличивает размер дебиторской задолженности, влияющий на финансовую устойчивость компании.

4. Еще одной отличительной чертой компании является приобретение непрофильных активов, которые не оказывают существенного влияния на экономический рост страны («Газпром-медиа»), что приводит к росту долгосрочных обязательств.

5. ОАО «Газпром» производит продукцию, которая относится к общественным благам, то есть является незаменимой для нормального существования каждого человека в государстве. С учетом того, что недра принадлежат обществу, увеличивать внутренние цены на газ до мирового уровня неэтично по отношению к российским гражданам. Однако Газпром повышает внутренние тарифы в целях увеличения рыночной стоимости компании, поддержания имиджа на мировом фондовом рынке, более масштабного финансирования НИОКР и капитальных вложений на разработку новых месторождений.

Модель реформирования Газпрома — его собственная

Первая модель реформирования отрасли предложена самим Газпромом и состоит из трех этапов. Первый этап (2003–2006) направлен на совершенствование на уровне материнской компании структуры управления, регламентных процедур, системы бюджетирования. Основные цели первого этапа:

1) установление цен на природный газ на уровне его себестоимости;

2) осуществление продаж газа на свободном рынке (бирже). На сегодняшний день существуют две площадки по торговле газом: электронная площадка Межрегионгаза и Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса;

3) внедрение практики заключения долгосрочных контрактов на внутреннем рынке.

Мероприятия второго этапа реформы Газпрома (2004–2008):

1) выведение непрофильных активов;

2) концентрация и централизация производства, начиная от добычи природного газа и заканчивая сбытом продукции;

3) оптимизация организационной структуры холдинга с помощью разделения как профильных, так и непрофильных видов деятельности: добычи, транспортировки, переработки, подземного хранения газа, сбыта газа и жидких углеводородов, медиа-активов;

4) кроме концентрации вышеперечисленных видов деятельности планируется выделить в отдельные департаменты социальную инфраструктуру, сервисные службы, технологические и коммерческие услуги связи, распределительные сети.

На третьем этапе реформирования (2008–2010) у потребителей появится возможность выбора различных поставщиков, цена на газ для населения России поднимется, по плану руководства компании, до 50–55 долларов/тыс. м3.

Еще три модели реформирования Газпрома

Вторая модель реформирования ОАО «Газпром», предложенная Министерством экономического развития, основана на предпосылке дефицита природного газа. По мнению Министерства, решение проблемы отрасли – в улучшении ее инвестиционной привлекательности. Тарифы на газ должны быть установлены на рыночном уровне. Естественный ограничитель бесконтрольного роста цен – это механизм конкуренции. Данная модель предполагает децентрализацию активов газовой отрасли и создание конкуренции среди более мелких компаний, где потребитель может выбирать поставщика. Планируется создание государственной компании, владеющей естественно-монопольной составляющей (транспортировка природного газа).

Третья модель реформирования ОАО «Газпром» принадлежит Союзу независимых производителей газа («Союзгаз»). По мнению «Союзгаза», необходимо вести раздельный учет затрат по добыче, транспортировке и продаже природного газа, создать свободный сектор российского газового рынка в объеме 10-12% и ограничить доступ независимых компаний, не входящих в организационную структуру Газпрома, к экспорту в СНГ и Евросоюз, несмотря на то, что они готовы помогать развитию российской газовой отрасли включением инвестиционной составляющей в тариф на транспортировку природного газа.

Четвертая модель реформирования ОАО «Газпром» предложена Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Главная цель – переход к конкурентному рынку торговли газом. В процессе реформирования РСПП планирует использовать механизм двухсекторного рынка. Сущность механизма заключается в постепенном увеличении нерегулируемого государством естественно-монопольного сектора и сокращении регулируемого. По мнению авторов, повышение цен на природный газ или организация конкуренции на газовом рынке будут выгодны Газпрому, однако в целом не решат проблемы отрасли. РСПП предлагает выделить из ОАО «Газпром» дочернюю компанию «Ространсгаз» и передать ей транспортировку и хранение газа, а также функцию диспетчеризации газовых потоков [2].

Оптимальный вариант реформирования

Рассмотрев четыре варианта реформы, сделаем некоторые выводы.

1. ОАО «Газпром» имеет стратегическое значение не только для нашей страны, но и для всей Европы, следовательно, реформирование будет влиять не только на национальную экономику, но и на страны транспортировки природного газа, находящиеся на одном континенте. Чтобы обеспечить расширенное воспроизводство российской нефтегазовой отрасли, необходимо ускоренными темпами развивать новые месторождения.

2. В настоящее время уже проводятся мероприятия по реформированию газовой отрасли: создание нерегулируемого сектора; включение инвестиционной составляющей в транспортный тариф; организационное разделение видов деятельности внутри компании.

3. Каждая модель преследует свои цели. МЭРТ хочет создать конкуренцию на газовом рынке; РСПП пытается найти баланс интересов потребителей газа и интересов ОАО «Газпром», «Союзгаз» планирует обеспечить свободный доступ к газопроводам, ОАО «Газпром» — улучшить свое финансовое состояние. Реформаторы имеют единое мнение о необходимости внедрения конкуренции с помощью механизма двухсекторного газового рынка и повышения внутренних цен на газ.

4. Каждая концепция реформирования предполагает увеличение тарифов на общественно-необходимый продукт. В то же время рост цен грозит сокращением объемов потребления на внутреннем рынке, увеличением незаконного подключения к газотранспортной системе вследствие низкого уровня жизни и культуры населения, остановкой работ по расширению строительства газопроводов в сельской местности.

5. Степень доступности общественного продукта определяет не только уровень социально-экономического, но и цивилизационного развития. При увеличении цен на газ для внутренних потребителей, спрос значительно снизится, что приведет к обострению обстановки в стране.

Таким образом, целесообразнее проводить государственный контроль и регулирование газового сектора для того, чтобы снизить напряженность среди населения, чем увеличивать цены на природный газ и разделять материнскую компанию по отдельным видам деятельности.


Страница обновлена: 20.09.2024 в 22:44:48