Стимулирование малого и среднего бизнеса инструментами налогового механизма на примере городского округа
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
городского округа
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших путей решения социальных и экономических проблем страны. Его вклад в ВВП России составляет 12,5%, доля занятых в нем работников – 17,8%.
Ключевые слова: налогообложение, развитие малого предпринимательства, малый и средний бизнес, налоговый механизм
В основном малый и средний бизнес ориентирован на розничную торговлю, сферу услуг, и общественное питание, но при этом его доля в обрабатывающих производствах составляет всего 1,7% [1]. Эти предприятия нуждаются в создании равных условий хозяйствования, устранении недобросовестной конкуренции и поддержке со стороны государства.
За 2007 год в г. Брянске количество малых предприятий возросло на 11,8%, численность работающих на них – на 11,29%. Производство товаров выросло на 45,7%, оборот розничной торговли – на 87,56%, общепита – на 90,64%, перевезено грузов автотранспортом на 179,5% больше [2]. Малый и средний бизнес обеспечивает более 17% налоговых доходов городского бюджета, поэтому актуален поиск путей стимулирования его опережающего развития.
Малый бизнес и налогообложение
Содействие развитию малого бизнеса призван оказать закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Однако до приведения законодательства в соответствие с ним [2], актуальным является стимулирование малого бизнеса существующими инструментами регулирования.
С этой точки зрения налоговый механизм представляется одним из эффективных инструментов проведения недискреционной [3] экономической политики. Налоговый механизм рассматривается нами как связанный с уровнем развития государства, частично саморегулируемый экономико-социальный комплекс. Это совокупность организационных, экономических и правовых отношений, норм, методов и инструментов управления процессом обобществления, распределения и перераспределения средств налогоплательщиков в целях обеспечения текущего функционирования экономики и общества, стимулирования их развития и расширенного воспроизводства.
Для развития малого бизнеса важным является создание равных условий хозяйствования. Использование для минимизации налогов «серых» схем выплаты зарплаты отдельными плательщиками наносит ущерб добросовестным предпринимателям, страдают социальные интересы работников отрасли и бюджет. Налицо «провал» рынка, который не устранить административными мерами [4]. Нужно системно влиять на предпринимателей и усиливать их мотивацию к выходу из теневого сектора. Необходим стабилизатор, который нивелировал бы затраты и включался, используя индикатор – размер оплаты труда, указываемый в отчетности.
Коэффициент базовой доходности К2 [5] — средство от "серых" схем оплаты труда
В рамках прав, предоставленных главой 26.3 Налогового кодекса РФ, решением Брянского горсовета [3] в 2006 г. установлено, что для плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД), выплачивающих зарплату своим работникам ниже полутора прожиточных минимумов [6], вдвое повышается коэффициент К2, а значит и сумма налога. Предельный размер коэффициента К2 не позволяет полностью пресечь «серые» схемы оплаты труда, но понуждает недобросовестных работодателей скорректировать свое поведение. Это обеспечивает равные условия хозяйствования, рост официальной оплаты труда, доходы в бюджет.
Одной из проблем в городе стали микроавтобусы, которые выходят в часы «пик» на полученные по конкурсу другими перевозчиками маршруты и «перехватывают» у них часть пассажиров, в то же время не несут расходы для обеспечения регулярности перевозок в течение всего дня. Проверки, рейды необходимого эффекта не дали. Для этих перевозчиков был установлен максимальный коэффициент К2, что увеличило их налог и выровняло ситуацию [4].
Проблема перегруженности городских улиц микроавтобусами заставила решать задачу перехода на пассажирский транспорт повышенной вместимости. В этих целях коэффициент К2 снижен для перевозчиков, имеющих автобусы вместимостью свыше 15 мест [4].
В городе Брянске среднее значение коэффициента К2 одно из самых низких в ЦФО и составляет 0,33. Это свидетельствует о применении щадящего налогового режима для малого бизнеса.
Брянские налоговые инструменты
Препятствием для развития бизнеса является сложность получения кредитов из-за отсутствия залогового имущества. Для решения этой проблемы в городе с 2008 г установлена пониженная ставка налога на землю (0,5%) в целях определения «выкупной» цены земли, приобретаемой предпринимателями, имеющими на ней строения.
Налоговый механизм действует в конкретных социально-экономических условиях. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что условия эффективного налогового стимулирования можно разделить на:
1) внешние – не зависящие от налогового механизма;
2) внутренние – лежащие внутри налогового механизма и определяющие степень его совершенства.
Для того чтобы приведенные в статье налоговые инструменты могли работать, необходимо было создать определенные внешние условия. Для обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков нужен объективный механизм общественного выбора.
В городе Брянске это обеспечивается системой эффективного взаимодействия органов самоуправления и бизнеса. Все проекты, касающиеся предпринимателей, выносятся на заседание горсовета только после обсуждения на совете по предпринимательству. Публичная независимая экспертиза решений по вопросам бюджетной и налоговой политики является обязательной [5].
Координационный совет по поддержке малого и среднего бизнеса активно участвует в подготовке и обсуждении документов, затрагивающих интересы предпринимателей. В него вошли представители общественных организаций предпринимателей и работники городской администрации. Четвертый год продуктивно действует рабочая группа по совершенствованию ЕНВД. Это повышает объективность и эффективность налогового регулирования.
Приведенные примеры позволяют сделать вывод о возможности эффективного применения инструментов налогового механизма на муниципальном уровне. К сожалению, анализ практики показывает, что в регионах крайне редко применяется льгота по налогу на прибыль, транспортному налогу, налогу на имущество. Налицо резервы стимулирования малого бизнеса.
Проблемы
Анализ применения налогового механизма стимулирования малого бизнеса в России выявил проблемы, которые, особенно в условиях кризиса, нуждаются в решении на федеральном уровне:
– необходима скорейшая гармонизация законодательства с учетом закона о поддержке малого и среднего бизнеса;
– в России не создана единая объективная система показателей, позволяющая оценить необходимость, эффективность и достаточность налоговых льгот. Не осуществляется контроль за эффективным использованием высвободившихся в результате применения льгот и ускоренной амортизации средств;
– стимулирование инноваций, точек роста является основой развития экономики. Однако доля затрат на НИОКР в процентах к ВВП в 2004 г. в России составила 1,17% – в два с лишним раза меньше, чем в Германии и США [6]. Экспорт технологий в России меньше чем в Германии и США в 65,9 и 137 раз соответственно [6]. Налицо неоптимальное распределение ресурсов, вызванное отсутствием эффективного налогового механизма стимулирования НИОКР малого и среднего бизнеса;
– в НК необходимо предусмотреть реструктуризацию задолженности по всем налогам и сборам, и рассрочку по уплате доначисленных проверками суммам;
– необходимо ограничить рост тарифов, ведущих к повышению расходов малого бизнеса. Налоговый механизм может стать потенциальным полуавтоматическим стабилизатором тарифов. Нужна система индикаторов, которая бы, при превышении базовых показателей, включала инструменты налогового регулирования (например, повышенные ставки налога);
– необходима тщательная проработка изменений в налоговом законодательстве с целью обеспечения оптимального сочетания его стабильности и гибкости. По состоянию на ноябрь 2008 г. изменения в НК вносились 177 раз (29 законами в первую часть и 148 законами во вторую).
Решить эти и другие проблемы стимулирования малого бизнеса возможно внесением точечных, прошедших экспертизу, изменений в законодательство и сам налоговый механизм. Это обеспечит эффективный рост сферы малого бизнеса, количества занятых в нем, уровня доходов и социальной защищенности работников и, как следствие, формирования среднего класса – основы стабильности общества.
[1] Речь идет о Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" — прим. ред.
[2] По нашему мнению, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не противоречит действующему законодательству — прим. ред.
[3] Дискреционный (от фр. discretionnaire — зависящий от личного усмотрения), недискреционный — применяемый в рамках закона, предоставленных полномочий — прим. ред.
[4] В Брянской области при налоговых органах и администрациях области и муниципалитетов успешно действуют комиссии по неплатежам, выводу зарплаты из тени и доведению ее до прожиточного минимума.
[5] К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (ст. 346.27 НК РФ). Корректирующий коэффициент К2, в отличие от коэффициента-дефлятора К1, определяемого на федеральном уровне, устанавливается региональными органами власти. Оба коэффициента увеличивают налоговую базу плательщика ЕНВД — прим. ред.
[6] На момент выхода этого журнала в печать прожиточный минимум на душу населения в Российской Федерации составляет 4646 руб. (для трудоспособного населения установлен отдельный показатель в размере 5024 руб. (постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 860)) — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:59:15