Слияния и поглощения в России: финансовый кризис и абсолютная предприимчивость
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Термин «предприниматель» и его часто употребляемые производные обычно ассоциируются с определенными действиями физических лиц, начинающих свой бизнес. В результате люди думают о слияниях и поглощениях (MergersandAcquisitions, M&A) как о предпринимательстве, только когда это касается небольших новых компаний – уровня среднего и малого бизнеса. На самом деле все, что связано со слияниями / поглощениями / выкупом, должно рассматриваться как особый вид предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, слияния и поглощения, финансовый кризис, малый и средний бизнес
Современные публикации и издания, посвященные тематике M&A, содержат подробные описания базовых аспектов слияний и поглощений, их оценки, различных структур финансирования сделок и их специфики, но очень редко рассматривают их с точки зрения предпринимательской активности.
Согласно классической экономике, предприниматель – это лицо, которое соединяет элементы предприятия – капитал, имущество и труд – в новую комбинацию с целью получения дохода на капитал, арендной платы и заработной платы за труд. Все эти выплаты производятся по рыночным ставкам, чтобы вознаградить предпринимателей как поставщиков капитала, собственников имущества или работников, но они не получают плату как предприниматели.
Вознаграждение за предприимчивость
Предприимчивость вознаграждается, только если предприниматели собирают элементы предприятия в новую комбинацию таким образом, чтобы обеспечивать больше, чем рыночные ставки прибыли на капитал или аренды, или заработной платы. Именно в этом и заключается сущность процесса слияния/поглощения/выкупа – создание новых комбинаций элементов предприятия, результатом которых будут сверхрыночные доходы от капитала, имущества и труда.
Чтобы следовать современной концепции внутрифирменного предпринимательства на самом деле бизнесмену не нужно поставлять ни капитал, ни имущество, ни труд. Все, что от него требуется, это свести воедино эти элементы предприятия в новую комбинацию и добиться вознаграждения за предприимчивость. Это самый существенный элемент тех сил, которые стоят за волнами M&A – постоянно обновляющееся корпоративное сообщество, сегодняшнее и будущее.
Покупка или продажа, слияние или поглощение действующей компании является одной из наиболее сложных сделок, на которую может пойти физическое лицо или фирма. Для руководителей многих крупных корпораций принятие решения о покупке/продаже бизнеса или слиянии/поглощении обычно является критическим моментом в их деятельности. Что касается владельцев малых предприятий, то для них любая из этих сделок – это событие, которое обычно случается раз в жизни.
Рынок M&A сегодня представляет собой динамично развивающуюся мировую тенденцию консолидации активов и концентрации производственной деятельности. Процесс сопровождается непростыми взаимоотношениями всех участников экономического пространства. Это влечет за собой как положительные, так и отрицательные стороны развития рынка M&A.
В современных экономических условиях этот рынок превратился в один из эффективных инструментов, способствующий динамичному развитию компаний различной формы собственности и отраслевой принадлежности. Основное преимущество слияний и поглощений как одной из форм предприимчивости по сравнению с эволюционным развитием компании состоит в повышении конкурентоспособности – сначала на фирменном уровне, затем и на уровне всей экономической системы страны. Ведь процессы M&A затрагивают интересы всех уровней национального хозяйства. Развитие российской экономики в условиях общей глобализации рынка товаров и концентрации капитала предъявляет ко всем собственникам новые требования к управлению бизнесом.
M&A в России
В России процессы слияний и поглощений развивались с присущей ей национальной особенностью. В период активного передела собственности использовался преимущественно количественный, а не качественный подход. Предприниматели приобретали все, что можно было купить в период приватизации, формируя тем самым пул ликвидных активов для обеспечения своего дальнейшего благосостояния.
О целях приращения стоимости вновь создаваемых компаний собственники стали задумываться позднее. В классическом понимании рынок M&A в России начал развиваться с 1998 года, а информационные обзоры данных процессов стали появляться с конца 1999-го – начала 2000 гг.
Развитие рынка M&A в России в последнее десятилетие, специфика его формирования отражают состояние и динамику развития всей экономики страны, которую можно охарактеризовать следующим:
– рост экономики и обострение конкуренции развивает рынок слияний и поглощений – ежегодный рост сделок (до 2008 г.) составлял порядка 30%;
– основным мотивом сделок M&A является обострение конкуренции, недооцененность большинства российских компаний, недостаточный уровень корпоративного законодательства;
– усиление роли государства в качестве активного игрока на рынке M&A;
– высокая доля враждебных поглощений, которые сместились на бизнес средней капитализации – порядка 80% всех сделок M&A за последний год осуществляется с компаниями капитализацией до $50 млн.;
– использование публичного рынка в качестве источника для привлечения крупных финансовых средств (выпуски рублевых облигаций, еврооблигаций, кредитных нот, привлечение синдицированных кредитов);
– увеличение сделок слияний и поглощений с участием иностранного капитала.
Слияния и поглощения в условиях кризиса
Сегодня российский рынок подвержен воздействию мирового финансового кризиса, который в России, как и во многих развитых странах, перерос в экономический. В связи с этим компании пересматривают свои долгосрочные планы и отказываются от экспансивных методов развития. Следуя стратегии выживания, они выбирают органичный рост вместо слияний и поглощений.
Этой проблеме посвящено новое глобальное исследование КПМГ о выборе стратегии развития в период кризиса [5]. В его ходе было опрошено свыше 750 представителей руководства международных предприятий. Более половины компаний (58,8%) полагают, что в период экономического спада инвестиции в устойчивое развитие будут либо приостановлены, либо сокращены. А 54,8% отказываются от планов диверсификации, поглощений и объединений и склоняются к стратегии «органичного роста».
В сегодняшней ситуации на российском рынке заложено противоречие – капитализация компаний [1] и стоимость активов стремительно падает, тогда как свободных средств на их приобретение в условиях кризиса ликвидности у компаний просто нет.
С 1 августа 2007 г. по 15 октября 2008 г. капитализация «Системы Галс» на Лондонской фондовой бирже упала на 94,4%, «Норникеля» – на 68,52%, «Роснефти» – на 47,81%, X5 Retail – на 43,29% [5]. Ситуация ухудшается тем, что российским компаниям к концу 2009 г. предстоит рефинансировать задолженность на сумму, превышающую $300 млрд. Заемные деньги на покупку новых активов даже «за копейки» в текущих условиях привлечь невозможно, а собственные резервы для активных слияний и поглощений есть у единиц.
Из-за трудностей с перекредитованием многим компаниям в ближайшее время придется продавать активы. Большинство сосредоточится на повышении приобретенных бизнесов, и лишь отдельные предприятия смогут воспользоваться кризисом для покупок. Так, «Северсталь» в октябре 2008 г. закрыла сделку с PBS Coals, уменьшив цену покупки в $1 млрд на треть [6].
Ближайшее будущее российского рынка M&A неопределенно и слабо предсказуемо. В ходе 2009 г., когда постепенно будет становиться ясной глубина кризиса, многие крупные и средние игроки российского рынка вновь пересмотрят свои стратегии. Согласно оптимистическим прогнозам современных исследований уже к концу 2009 г. компании начнут приобретать активы по сниженным ценам, а к 2010 г. темпы роста их зарубежных активов могут снова превысить 50% в год.
В 2009-2010 гг. компании сосредоточатся на сокращении издержек, интеграции активов и на повышении эффективности управления. У ряда активов сменятся владельцы, затем рост возобновится с новой скоростью. 2009 год станет одним из самых успешных для особо предприимчивых – уже сейчас крупные игроки пристально наблюдают за ситуацией и держат средства для выгодных приобретений.
[1] Капитализация компании — совокупная текущая стоимость ее акций, обращающихся на рынке — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:59:45