Обмен информацией – важное средство борьбы против отмывания «грязных денег»
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
По оценке исследовательского центра ОЭСР1, сейчас в мире насчитывается более 60 оффшорных финансовых центров – «налоговых убежищ». Общие активы, размещенные в этих центрах, превышают $6 трлн, что составляет примерно 13% ВВП всех стран мира. Размер теневого сектора в России эксперты оценивают по-разному – от 25% до 40% ВВП.
Ключевые слова: информация, теневая экономика, неформальная экономика
Основная проблема, связанная с регулированием теневой экономики, объясняется трудностями с получением информации о ее субъектах и операциях. Эти трудности еще более усугубляются, когда речь идет об операциях с оффшорными финансовыми центрами (ОФЦ) – странами, предоставляющими льготные налоговые (или вообще безналоговые) режимы для вкладчиков и инвесторов из других государств. Одним из средств разрешения этих проблем стало заключение международных соглашений об обмене банковской и налоговой информацией.
Международный обмен информацией об оффшорных налоговых оптимизациях
Сейчас четыре страны (США, Великобритания, Австралия и Канада) создали совместный Центр по обмену информацией об операциях с международными финансовыми центрами. Основной правовой базой для такого обмена пока остаются соглашения об устранении двойного налогообложения и борьбе против уклонения от налогов.
Однако в работе Центра упор делается также на обмен оперативной информацией о схемах и программах «оптимизации налогов», основанных на использовании возможностей оффшоров, и об их авторах, а также о методах противодействия такой практике.
Некоторые другие страны, включая и членов ЕС, также установили рабочие контакты с этим Центром и рассматривают вопрос о возможном вступлении в него. США, кроме того, вынудили ряд государств заключить с ними двусторонние соглашения об обмене информацией об американцах, размещающих там свои финансовые активы.
В континентальной Европе сотрудничество в этом направлении до недавнего времени ограничивалось использованием положений об обмене информацией. Однако с 1 июля 2005 г. вступила в действие Директива ЕС в отношении налогообложения банковских вкладов граждан, которая нанесла серьезный удар в отношении банковской тайны, используемой в целях ухода от налогообложения.
Согласно Директиве все страны – члены ЕС обязаны взаимно обмениваться информацией о банковских вкладах, открываемых в них гражданами других государств. Цель такого обмена заключается в том, чтобы исключить возможности обхода налоговых законов, а также устранить налоговую конкуренцию внутри ЕС.
По условиям этой Директивы все страны либо должны ввести налогообложение процентов по ставке 15%, либо информировать налоговые власти других стран о банковских вкладах, открываемых нерезидентами. Большинство стран выбрало второй вариант. Но Люксембург,
Особые страны
Австрия и Бельгия заняли более жесткую позицию, оберегая действующие в них строгие нормы о сохранении банковской тайны вкладов (вкладчиков).
Этим трем государствам власти ЕС разрешили временно не участвовать в обмене информацией при условии применения режима удержания налога с начисляемых процентов по ставке в 15% и перевода собранных сумм странам происхождения собственников этих вкладов. Эта ставка должна применяться в период 2005–2008 годы и затем должна быть доведена до уровня 35% к 2011 г.Отношения со Швейцарией – наиболее популярным в Европе убежищем для тайных банковских вкладов – осложняются тем обстоятельством, что она не входит в ЕС. Кроме того, в этой стране банковская тайна охраняется наиболее жестким образом (санкции доходят до тюремного заключения).
Аналогичные проблемы возникают и с Лихтенштейном, входящим в банковскую юрисдикцию Швейцарии. В последнем случае, когда служащий банка LTG в Лихтенштейне продал за 5 млн евро список 700 вкладчиков немецким спецслужбам, его имя сохраняется в тайне именно из-за угрозы уголовного преследования по законам Швейцарии. Швейцария пока категорически отстаивает неприкосновенность своих законов о банковской тайне, но уступила требованию обложения 15-процентным налогом доходов по банковским вкладам граждан из стран – членов ЕС.
Из других оффшорных финансовых центров оперативный обмен информацией установлен только с властями Бермудских и Багамских островов. Кроме того, в 2005 г. на этот путь вступила также Андорра, которая заявила о присоединении к организации ОЭСР «Глобальный Форум «За прозрачность (финансовых операций) и облегчение обмена информацией» (между надзорными органами стран ОЭСР).
Налоговая практика, вредоносная для других стран
Органы ОЭСР также ведут особый учет стран, осуществляющих «вредоносную (для других стран) налоговую практику». В первом списке таких стран, опубликованном в 2000 г., всего было выделено 47 номинантов (из них особо злостных – 35) [16].
По итогам прошедшего периода считается, что большинство из них учли предъявляемые к ним претензии, и сейчас в Европе остается только три страны из этого списка – Андорра, Монако и Лихтенштейн. В Монако заявили о готовности отказа от своего статуса «полной закрытости». Лихтенштейн также готов к сотрудничеству. Полагают, что Андорра, под давлением Испании, также внесет изменения в свою политику.
Россия пока не очень заметна в этой деятельности. Определенное сотрудничество осуществляется по линии Росфинмониторинга. Кроме того, как сообщил зампредседателя Центробанка РФ В. Мельников, в рамках Рекомендаций FATF [1] предполагается подключить к обмену информацией также и банковские надзорные органы стран — членов FATF. На двусторонней основе Россия имеет соглашение об обмене информацией с КНР. Также ожидается заключение аналогичного соглашения со Швейцарией (в лице Комиссии по надзору за банками) [17].
Проблемы, существующие в России
Однако основная проблема России состоит не в недостатке числа международных соглашений об обмене информацией или вообще в недостатке информации. Даже при наличии такой информации (а ее уже накопилось достаточно, например, в Росфинмониторинге) с ней, по российским законам, мало что можно сделать.
Чтобы привлечь к ответственности в России какое-либо лицо, замеченное в переводах за рубеж средств неизвестного происхождения, в обналичивании крупных денежных сумм, в операциях с фирмами в оффшорных центрах и т.д., нужно предъявить ему обвинение в совершении конкретного преступления. И если у правоохранительных органов недостаточно доказательств, то любая информация о денежных операциях этого лица будет оставаться без движения.
Другая проблема состоит в том, что в международном обмене информацией о частных банковских счетах интересы России представляют Минфин (в лице Росфинмониторинга) и Центробанк. В развитых же государствах эти вопросы ведут почти исключительно налоговые органы. Центробанки в этих странах, кроме общего надзора за деятельностью банков, могут отслеживать только переводы установленных террористов и террористических организаций. Финансовые же ведомства вправе контролировать только получателей бюджетных ассигнований. При этом налоговые органы в развитых странах по закону не могут предоставлять информацию о частных лицах никаким другим органам государства (не только иностранного, но и своего).
Этим и объясняется то, что наши западные партнеры не очень охотно идут на обмен информацией с Россией (все равно ничего, кроме «вспугивания» объекта расследования, сделано не будет). Кроме того, слабо используется в работе правоохранительных органов информация о вкладах и инвестициях российских граждан за рубежом (даже та, что абсолютно открыта для публики). Ну а борьба с коррупцией в России пока не дает никаких заметных результатов (крупные суммы взяток государственным чиновникам давно передаются не наличными, а через счета в ОФЦ).
Более того, в России легко обойти и налоговый закон – например, просто сославшись на мифическое наследство бабушки или на подарок друга. Таким образом, можно констатировать, что международный обмен информацией о вкладах и инвестициях граждан и компаний действительно может с большим эффектом использоваться в целях борьбы против отмывания «грязных денег». Но для России необходимо внесение существенных изменений в ее внутреннее законодательство – прежде чем можно будет всерьез рассчитывать на такой результат.
[1] Financial Action Task Force on Money Laundering – международная группа по противодействию отмыванию денежных средств.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:59:58