Контроллинг как образ мышления современных менеджеров

Проценко О.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (13), Январь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Проценко О.Д. Контроллинг как образ мышления современных менеджеров // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 1. – С. 86-87.

Аннотация:
Доминирующие в настоящее время традиционные концепции, методы и инструменты менеджмента не позволяют до конца эффективно проектировать и применять на практике системы управления предприятиями, отвечающие современным требованиям. Требуется радикальное переосмысление подходов к реализации таких основополагающих функций управления как планирование, контроль, учет и анализ.

Ключевые слова: менеджмент, управление предприятием, система управления предприятием, компетенции менеджера



Доминирующие в настоящее время традиционные концепции, методы и инструменты менеджмента не позволяют до конца эффективно проектировать и применять на практике системы управления предприятиями, отвечающие современным требованиям. Требуется радикальное переосмысление подходов к реализации таких основополагающих функций управления как планирование, контроль, учет и анализ.

В используемой сегодня концепции менеджмента основополагающим принципом планирования является экстраполяция тенденций прошлого в будущее. Сегодня этот принцип чаще всего не оправдан. Новая парадигма планирования основывается на принципе переноса тенденций будущего в настоящее. То есть в современных условиях планирование должно способствовать переходу предприятия в то поле деятельности, которое обеспечивает ему долгосрочное существование и развитие.

Контроль представляет собой сравнение плановых и фактических величин. Если план не выполнен, то принимаются соответствующие меры. По сути дела речь идет о сравнении настоящего с прошлым, хотя и не очень давним, но все-таки прошлым. Однако, в условиях быстрых изменений в окружающей среде, руководителя будет интересовать другое отклонение: фактическое состояние и то значение показателя, которое требуется иметь в сложившейся ситуации. Таким образом, новая парадигма контроля должна базироваться на сравнении трех величин: плановой-фактической-желаемой. Сравнение плана и факта позволяет оценить лишь качество планирования, а факта и желаемого значения – реальное положение дел на предприятии относительно внешней среды.

Новая парадигма управления требует новой концепции информационно-аналитической и методической поддержки процессов принятия управленческих решений. В качестве такой концепции выступает контроллинг.

Все это и стало причиной рождения в журнале “Российское предпринимательство” такой формы информации как журнал в журнале, который мы назвали “Контроллинг в России”. Главным редактором этого журнала стал доктор экономических наук, профессор, директор Института Контроллинга Фалько Сергей Григорьевич, которому мы с удовольствием передаем организационно-методические бразды правления этим средством информации.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:03:31