Оценка инновационного потенциала как ключевой момент при выборе стратегии развития промышленного предприятия

Казмина О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Казмина О.А. Оценка инновационного потенциала как ключевой момент при выборе стратегии развития промышленного предприятия // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 29-33.

Аннотация:
На сегодняшний день конкуренция на российских промышленных предприятиях имеет достаточно высокий уровень. Потребитель задает свои «правила игры», создавая новые потребности. И очень важно при этом вовремя среагировать на данные изменения. Для российской сферы промышленности этот вопрос стоит весьма остро по множеству причин. К основным из них можно отнести следующие: устаревание машин и оборудования, нехватка собственных средств, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, неблагоприятный инвестиционный климат в стране, высокая стоимость патентов и лицензий, отсутствие системы страхования инновационных рисков. Поэтому, вследствие постоянных изменений внешней среды, для каждого промышленного предприятия очень важно не ошибиться с выбором стратегии развития.

Ключевые слова: промышленные предприятия, стратегическое управление, стратегия, инновационный потенциал, стратегия развития



На сегодняшний день конкуренция на российских промышленных предприятиях имеет достаточно высокий уровень. Потребитель задает свои «правила игры», создавая новые потребности. И очень важно при этом вовремя среагировать на данные изменения. Для российской сферы промышленности этот вопрос стоит весьма остро по множеству причин. К основным из них можно отнести следующие: устаревание машин и оборудования, нехватка собственных средств, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, неблагоприятный инвестиционный климат в стране, высокая стоимость патентов и лицензий, отсутствие системы страхования инновационных рисков. Поэтому, вследствие постоянных изменений внешней среды, для каждого промышленного предприятия очень важно не ошибиться с выбором стратегии развития.

Существует множество определений понятия «стратегия». Р.А. Фатхутдинов определяет его как программу, план, генеральный курс субъекта управления по достижению целей в любой области деятельности [8]. В.Р. Веснин понимает под стратегией систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние [2]. По мнению С.Д. Ильенковой, стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи предприятия по отношению к его конкурентам [3].

С нашей точки зрения, стратегия – это направленное движение деятельности организации по достижению конкретных задач и целей, учитывающее возможные отклонения внешней среды, а также максимально использующее конкурентные преимущества и основательно избавляющее организацию от ее недостатков.

Говоря о сути стратегии, нельзя не остановиться на определении стратегического планирования, которое следует отличать от долгосрочного, так как последнее обращено, прежде всего, к внутренней среде организации [6].

Г. Минцберг, Б.Амстрэнд и Д. Лэмпел критикуют процесс стратегического планирования. «Планирование может определенным образом подорвать приверженность к стратегической деятельности вообще – и не только находящихся под постоянным централизованным контролем менеджеров среднего уровня, но и управленцев высшего звена, которых, оказывается, в процессе планирования должно просто обходить стороной», утверждают авторы [4]. С нашей точки зрения, процесс стратегического планирования не должен быть отделен от планирования тактического. Главное – в плане стратегического развития должны быть учтены все возможные изменения в политической, социальной, технологической и экономической составляющих, причем для каждого вида изменения должны быть разработаны конкретные альтернативы принятия управленческих решений. По нашему мнению, стратегическое планирование – это непрерывный процесс разработки направлений развития организации, начиная с момента оценки ее инновационного потенциала и заканчивая контролем результатов.

Существует множество точек зрений авторов и о самой процедуре стратегического планирования. Львов и Гранберг считают, что данная процедура должна начинаться, прежде всего, с формирования целей и критериев социально-экономического развития предприятия, а заканчиваться программами развития макроподсистем предприятия [7]. В целом процедура, предложенная авторами, состоит из десяти этапов. Платов В.Я., наоборот, считает, что первым этапом процесса стратегического планирования должна стать предварительная диагностика организации, в ходе которой будут определены не только ключевые факторы успеха, но и так называемые «болевые точки» [6]. С нашей точки зрения, процесс стратегического планирования можно представить в следующем виде:

1. исследование и анализ внешней среды;

2. комплексная оценка инновационного потенциала;

3. выявление конкурентных преимуществ и «узких мест»;

4. формирование миссии;

5. разработка целей и задач;

6. разработка и анализ стратегических альтернатив;

7. выбор стратегии;

8. разработка различных вариантов развития организации в рамках выбранной стратегии;

9. разработка системы принятия управленческих решений при различных вариантах развития организации;

10. контроль, оценка и корректировка стратегии.

Действительно, для разработки эффективной стратегии недостаточно полностью владеть информацией о внешней среде. Ключевым моментом при выборе стратегии, на наш взгляд, должна стать комплексная оценка инновационного потенциала организации. Питер Ф. Драккер [1] утверждал: «…процветание и рост сопутствуют только такому бизнесу, который систематически определяет и использует свой потенциал» [1]. С великим ученым нельзя не согласиться, ведь действительно, все проблемы вытекают из-за отсутствия понимания руководителей своих максимальных возможностей, причем это касается не только отдельного предприятия, но и государства в целом. Зная реальную оценку своих преимуществ и недостатков, предприятия смогут применять различные меры, смогут разработать стратегию своего развития. Таким образом, на первом плане будут находиться долгосрочные цели, а не краткосрочные, как у большинства предприятий в настоящее время.

Применение единой системы показателей оценки инновационного потенциала будет способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата в стране. По оценкам специалистов, инновационный потенциал конкретных предприятий востребован сегодня лишь на 7-10% [9]. В современных рыночных условиях это достаточно низкий показатель (в сравнении с 30% у зарубежных промышленных предприятий [5]).

Как утверждают многие авторы, инновационная деятельность большинства развитых стран преуспевает в своем развитии благодаря четко выраженной государственной стратегии. Она определяет основные направления деятельности в промышленности стран, например в США. Отсутствие системы единой процедуры оценки инновационного потенциала препятствует разработке четко ориентированной государственной стратегии. По этой же причине в нашей стране отсутствуют приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности. В результате этого конкурентоспособность страны имеет низкие показатели. Все это негативно отражается на инвестиционном климате в России.

Вышеуказанные тенденции приводят к тому, что у промышленных предприятий наблюдается острая нехватка финансовых средств, оборудование устаревает. Из-за недостаточного стимулирования государством инновационной деятельности, несовершенства законодательства руководство промышленных предприятий ставит на первый план не долгосрочные, а краткосрочные цели, связанные в основном с максимизацией прибыли.

Это отрицательно сказывается на кадровом потенциале. Персонал не заинтересован в саморазвитии. Результат ‑ существующий спрос не удовлетворяется полностью. В итоге мы получаем следующую картину: производительность труда падает, повышается текучесть кадров, предприятия теряют свою репутацию, объемы производства снижаются, потребители уходят к нашим конкурентам.

Таким образом, отсутствие единой системы показателей оценки инновационного потенциала является весьма актуальной на сегодняшний день. Несмотря на то, что множество ученых неоднократно обращались к этой проблеме, вопрос до сих пор остается открытым.


Источники:

1. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 191 с. – ISBN 5-86073-002-0.
2. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2004. – 504 с. – ISBN 5-98032-272-8.
3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с. – ISBN 5-85173-075-7.
4. Минцберг Г., Амстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий: стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 330 с. – ISBN 5-272-00210-5.
5. Национальный доклад. «Инновационное развитие: основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». – М.: Ассоциация менеджеров, 2006. [Электронный ресурс] –Электрон. дан. – Режим доступа: http://amr.ru/books/detail.php?ID=1466.
6. Платов В.Я. Современные управленческие технологии. – М.: Дело, 2006. – 383 с. – ISBN 5-7749-0433-4.
7. Стратегическое управление. Регион. Город. Предприятие. / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. – М.: Экономика, 2004. – 602 с. – ISBN 5-282-02326-1.
8. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2004. – 447 с. – ISBN 5-7749-0235-8-04.
9. Нижегородское информационно-рекламное агентство Биржа Плюс. Инновационный потенциал предприятия. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.birzhaplus.ru/fin/?9566 – Загл. с экрана.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:53:02