Роль современных управленческих технологий в повышении социально-экономической эффективности системы здравоохранения

Сунгатов Р.Ш.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (125), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сунгатов Р.Ш. Роль современных управленческих технологий в повышении социально-экономической эффективности системы здравоохранения // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 98-102.

Аннотация:
С точки зрения управления здравоохранение представляет собой одну из подсистем народного хозяйства. Посредством решения сугубо медицинских задач она выполняет социальные и экономические функции, связанные с повышением качества жизни экономически активного населения, его благосостояния. Здравоохранение также способствует реализации социальных гарантий и формирует трудовой потенциал общества.

Ключевые слова: здравоохранение, управленческие технологии



С точки зрения управления здравоохранение представляет собой одну из подсистем народного хозяйства. Посредством решения сугубо медицинских задач она выполняет социальные и экономические функции, связанные с повышением качества жизни экономически активного населения, его благосостояния. Здравоохранение также способствует реализации социальных гарантий и формирует трудовой потенциал общества.

Здоровье общества и отдельного человека необходимо рассматривать не только как медицинскую, но и как социально-экономическую категорию, оказывающую непосредственное влияние на эффективность труда и производства в других сферах народного хозяйства. В этом случае актуальность и сложность проблем охраны здоровья существенно возрастает. В свою очередь, увеличение затрат на поддержание и укрепление здоровья граждан ведет к необходимости определения экономической эффективности функционирования здравоохранения, а также факторов, влияющих на ее повышение. Данная проблема является одной из важнейших задач в медицинской сфере.

Службы здравоохранения исчерпали свои резервы

Эффективность здравоохранения представляет собой комплексное понятие, которое нельзя выразить каким-либо одним показателем. Она должна отражать все стороны здравоохранительной деятельности, и включать целый ряд параметров. Их необходимо ориентировать на конечные результаты деятельности медицинских служб с учетом лечебных, санитарно-профилактических, социально-профилактических, управленческих и экономических аспектов.

Анализ данных прироста затрат на медицину относительно прироста уровня здоровья населения в экономически развитых странах в течение 1900-2000 годов показывает, что эффективность функционирования служб системы здравоохранения во всем мире снижается. Так, при росте финансирования сферы, равном 10% в год, прирост уровня здоровья населения составил в 1900-е годы 12%, в 1930-е – 8%, в 1970-е – 4%, в 1980-е – 1,3%, в 2000 году – только 1% [3].

Если под эффективностью функционирования системы здравоохранения понимать соотношение результата прироста уровня здоровья населения и прироста уровня затрат на здравоохранение, то с 1900 по 2000 год она снизилась в 12 раз. Иначе говоря, экстенсивный период развития отрасли практически завершен. А в существующем структурном, экономическом и управленческом строении службы здравоохранения исчерпали свои резервы.

Надежда на лечебно-профилактические учреждения

Выявление резервов экономической эффективности всей системы нужно начинать с деятельности лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) как главного микроэкономического элемента здравоохранения. Действительно, ЛПУ, с одной стороны, является непосредственным производителем и поставщиком медицинских услуг. Следовательно, характеристики их деятельности, по сути дела, определяют функционирование всего здравоохранения в целом.

С другой стороны, решения макроэкономического уровня, каковыми, к примеру, являются формирование территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, уровень тарифов на медицинские и другие услуги, являются управляющими воздействиями на деятельность ЛПУ.

Обратная связь, реализованная путем мониторинга результатов деятельности ЛПУ при принятии управленческих решений как микроэкономического, так и макроэкономического уровней, может быть достаточно эффективной только в том случае, если характеристики функционирования ЛПУ достаточно объективны. Во-вторых, они должны отражать различные аспекты деятельности ЛПУ (медико-технологические, экономические, статистические), в-третьих, иметь как качественные, так и количественные характеристики. Во всех трех случаях это может быть достигнуто только путем автоматизации управленческой деятельности на базе информационно-аналитических систем.

Критерии социально-экономической эффективности

Как для всех организаций, производящих социально значимые услуги в условиях ограниченности ресурсов, для оценки социально-экономической эффективности деятельности ЛПУ необходимы три вида критериев. Первая характеризует эффективность в смысле достижения поставленной социальной цели. Ее можно определить как обеспеченность всеобщего и равного доступа к гарантированным государством объемам медицинской помощи со стандартным уровнем качества.

Вторая группа критериев должна характеризовать экономическую эффективность деятельности ЛПУ в отношении сопоставления затраченных ресурсов (финансовых, материальных, кадровых) и степени достижения социальных целей [4]. Третья определяет эффективность управленческой деятельности ЛПУ в отношении результативности, целесообразности и адекватности принимаемых управленческих решений, выражаемых в степени автоматизации информационных потоков.

Показатели экономической эффективности функционирования ЛПУ можно, в свою очередь, разделить на две группы. Характеристики предотвращения потенциального экономического ущерба используются в рамках методического подхода к определению экономической эффективности медицинского обслуживания. Он основан на сопоставлении затрат на предоставление медицинской помощи и экономического ущерба (реального или потенциального), наносимого заболеваниями, инвалидизацией и смертностью населения.

Оценка управленческой деятельности

На уровне отдельного ЛПУ наиболее пригодны показатели, характеризующие производственные затраты ресурсов на выполнение медицинских программ, например, фактическая стоимость лечения. При существующей системе финансирования по признаку мощности ЛПУ и соответствующей нормативной базе бюджет ЛПУ практически формируется на основании плановой и расчетной смет. В таких условиях учреждение, действующее в системе государственного, бюджетного и страхового здравоохранения как хозяйствующий объект, не заинтересовано в минимизации издержек. Отсюда следует, что существующие показатели и критерии экономической эффективности несовершенны, а в системе здравоохранения экономические механизмы работают неэффективно.

Критерии, характеризующие эффективность управленческой деятельности, также могут быть представлены показателями эффективности принимаемых решений. Они определяется методом текущего мониторинга на основе следующей информации:

– время, затрачиваемое на ведение медицинской документации, поиск информации;

‑ время, затрачиваемое врачом на непосредственное лечение пациента;

‑ количество посещений амбулаторно-поликлинического отделения;

‑ время, затрачиваемое на установление диагноза;

‑ время ожидания процедур.

Эффективность модели подтверждена практикой

Разработанная автором модель информационно-аналитической системы была применена в деятельности Министерства здравоохранения Республики Татарстан. В результате сократилось время ведения медицинской документации. За счет этого увеличилось время для непосредственного лечения больного в семь раз, с 10% от общего рабочего времени лечащего врача до 70%. Данный результат должен существенно отразиться на повышении качества медицинской помощи и, следовательно, сокращении уровня заболеваемости активного населения, что является основным критерием экономической эффективности функционирования всей системы здравоохранения.


Источники:

1. Сунгатов Р.Ш. Современные технологии управления здравоохранением как экономической системой. – Казань: Идел-Пресс, 2005. – 128с.

2. Киселев С.В., Сунгатов Р.Ш. Моделирование инновационной деятельности в экономической системе здравоохранения. – М.: Экономздрав, 2007. – 378с.

3. Комаров Ю.М. Рынок в здравоохранении: что сейчас и что потом? // Экономика здравоохранения. – 2003. ‑ №8 (76).

4. Принципы обеспечения качества: отчет о совещании ВОЗ. Барселона 17-19 мая 1983: пер. с англ. – М.: Медицина, 1991.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:01:22