Разработка системы корпоративной идентификации организаций сферы деловых образовательных услуг
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (125), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Понятие «образовательный брендинг», широко применяемое за рубежом, пока не находит соответствующего распространения в российской практике. Тем не менее раскрученность бренда, высокая степень узнаваемости организации по всем элементам системы фирменного стиля играют существенную роль в укреплении благоприятного имиджа организации сферы деловых образовательных услуг.
Ключевые слова: образовательные услуги, образование, образовательный брендинг
Понятие «образовательный брендинг», широко применяемое за рубежом, пока не находит соответствующего распространения в российской практике. Тем не менее раскрученность бренда, высокая степень узнаваемости организации по всем элементам системы фирменного стиля играют существенную роль в укреплении благоприятного имиджа организации сферы деловых образовательных услуг.
В последнее время все большую популярность приобретает такое новое направление маркетинговых коммуникаций, как формирование фирменного стиля и разработка системы корпоративной идентификации. В зарубежной литературе используют несколько трактовок фирменного стиля: «система фирменной идентификации»; «координирование дизайна»; «проектирование внешнего облика организации» [1].
Система корпоративной идентификации состоит из множества элементов (логотип, фирменный бланк символика и пр.), которые взаимосвязаны между собой и подчиняются единой концепции.
Несколько слов о фирменном стиле
В результате проведенного исследования по диагностике фирменного стиля организаций сферы деловых образовательных услуг было выявлено, что только в 22% из них можно встретить грамотно разработанный, соответствующий всем требованиям фирменный стиль.
Доминирующими отличительными характеристиками фирменного стиля российских организаций сферы деловых образовательных услуг являются:
— слабый логотип, почти ничем не отличающийся от логотипов других организаций этой сферы;
— неярко выраженные корпоративные цвета (в ряде случаев об их существовании вообще не известно сотрудникам организации);
— отсутствие личных деловых визитных карточек (визитными карточками владеют руководители высшего уровня менеджмента);
— отсутствие слогана, гимна.
Таким образом, фирменный стиль многих организаций сферы деловых образовательных услуг не выполняет тех функций, которые на него возложены. Можно выделить несколько причин такого положения:
— отсутствие в лексиконе руководителей высшего уровня самого понятия «фирменный стиль»;
— непонимание роли и функций фирменного стиля для организации (особенно в государственных учреждениях);
— отношение к элементам фирменного стиля как к чему-то второстепенному, а порой и ненужному;
— отсутствие в организационных структурах подсистем маркетинга, рекламы и PR;
— отсутствие в штате специалистов в области разработки и усиления воздействия фирменного стиля организации;
— незначительность финансовых инвестиций в формирование фирменного стиля;
— недостаточная научная разработанность данной проблемы, отсутствие единой концепции фирменного стиля организаций сферы деловых образовательных услуг.
Составляющие внешнего облика организации
Из элементов системы фирменного стиля формируется внешний облик организации. Он направлен, в первую очередь, на внешнюю среду. Но нельзя забывать и о важности восприятия фирменного стиля сотрудниками организации.
Затраты на разработку системы фирменного стиля несоизмеримы с результатами, которые может получить организация. Рассмотрим основные функции фирменного стиля организаций сферы деловых образовательных услуг:
1) формирование образа организации;
2) идентификация организации среди прочих субъектов этой сферы;
3) эффективное информационное воздействие на потенциальных потребителей услуг;
4) повышение уровня узнаваемости организации;
5) повышение уровня доверия организации;
6) мотивационный инструмент, стимулирующий трудовую деятельность сотрудников;
7) экономия средств на дизайнерские разработки, так как достаточно единовременно вложить финансовые ресурсы на разработку персонифицированных констант фирменного стиля (зачастую это можно сделать путем привлечения обучающихся);
8) экономия времени потребителей услуг и партнеров на идентификацию организационной документации, учебных и других материалов организации;
9) усиление информационного воздействия и запоминаемости рекламных сообщений, выполненных в едином фирменном стиле и имеющих схожий визуальный ряд;
10) формирование сильной корпоративной культуры.
Разработкой фирменного стиля можно заниматься постоянно, изменяя логотип, цветовое решение и даже название организации. Это нетипично для сферы деловых образовательных услуг, в которой коррективы в фирменный стиль вносятся только в случае изменения названия организации. В других случаях процесс внесения изменений не является эффективным, более того, сопровождается потерей финансовых средств, времени, а самое главное — это прерывает процесс работы над усилением узнаваемости организации. Следовательно, любое изменение подобного рода будет отбрасывать организацию далеко назад.
Критерии системы корпоративной идентификации
Как показывает практика, ренэйминг и редизайнинг являются результатом изменений, происходящих во внешней среде. Например, они неизбежно сопровождают такие процессы, как перепозиционирование компании на рынке, слияние организаций, желание полностью поменять имидж или изменить отношение клиентов к качеству услуг.
Если же речь идет о создании нового субъекта сферы деловых образовательных услуг, то ответы на все вопросы, касающиеся фирменного стиля, должны быть найдены до регистрации организации. В любом случае при разработке стиля новой организации и при диагностике стиля функционирующей структуры необходимо придерживаться ключевых критериев аудита системы корпоративной идентификации. Причем эти критерии должны разрабатываться как для всей системы, так и для каждого ее элемента в отдельности.
Критерии аудита системы корпоративной идентификации для организаций сферы деловых образовательных услуг выглядят следующим образом:
— обязательное наличие на всех элементах логотипа и названия организации (должны быть выдержаны графические стандарты и правила нанесения логотипа);
— все выполнено в корпоративных цветах;
— используются только фирменные шрифты;
— присутствует корпоративный герой (если имеется);
— присутствует корпоративный слоган;
— все графические и текстовые объекты выполнены на высоком профессиональном уровне;
— разработаны все элементы фирменного стиля.
Важно отметить, что аудит системы корпоративной идентификации является залогом ее эффективной разработки и успешного развития и функционирования организаций сферы деловых образовательных услуг в современных рыночных условиях.
Источники:
Страница обновлена: 21.09.2024 в 11:40:15