Формирование и развитие товаропроводящей сети народных художественных промыслов России
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (125), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Артемов А.В. Формирование и развитие товаропроводящей сети народных художественных промыслов России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 112-117.
Аннотация:
Народные художественные промыслы (НХП) – важная часть культуры России, которая является сферой народного творчества и отраслью промышленности. Эту область культуры ЮНЕСКО причисляет к нематериальному наследию, выделяя потребность в сохранении искусства народов и многообразия культуры. В России развитию НХП также отводится важное место.
Ключевые слова: народные художественные промыслы, народные промыслы
Народные художественные промыслы (НХП) – важная часть культуры России, которая является сферой народного творчества и отраслью промышленности [7]. Эту область культуры ЮНЕСКО причисляет к нематериальному наследию, выделяя потребность в сохранении искусства народов и многообразия культуры. В России развитию НХП также отводится важное место.
История народных художественных промыслов России связана с культурно-историческим развитием Москвы. В XIX веке именно Москва стала инициатором их объединения, сохранения и развития. В 1885 г. в Москве на средства известного промышленника и мецената С.Т. Морозова был создан Кустарный музей, в котором открылись выставка и магазин. Он стал центром по руководству и содействию НХП, по слиянию различных артелей и мастеров Московской губернии [2]. В результате музей превратился в своеобразного логистического оператора, выполняющего сбытовую, дизайнерскую и маркетинговую функции.
В советское время неповторимые изделия НХП были любимы и широко известны во многих странах мира. К сожалению, на сегодняшний день НХП – это маленькая доля подарочно-сувенирного рынка России, которая не может конкурировать с привозными подделками, ширпотребом и китчем.
Трудное выживание народных художественных промыслов
Почти 20 лет многие производители НХП в одиночку решают проблемы художественного творчества: многие мастерские ликвидируются, другие – меняют профиль, полностью прекращая выпуск многих знаменитых видов продукции. Падение объемов производств предприятий, приводящих к их закрытию, вынуждает народных мастеров покидать обжитые ими места.
Вместе с тем, быстро и активно формируется сувенирный рынок примитивных поделок, который никак не связан с искусством Федоскина, Палехи, Мстеры, Холуи и других ведущих центров НХП России. В этой ситуации возникает опасность, что народное искусство постепенно утрачивает свои художественные достоинства, все больше приобретая черты «сувенирности».
Основной причиной кризисного состояния предприятий НХП является практически полное разрушение в 1990-1999 гг. всей инфраструктуры сбыта изделий НХП – магазинов «Березка», отделов сувениров в универмагах, оптовых баз (таких, как «Росхозторг», «Росгалантерея») и т.д.
Более дешёвый импортный ширпотреб и подделки, прежде всего, из-за отсутствия федерального регулирования ввозных таможенных пошлин свободно оказываются на сувенирном рынке страны. Магазины подарков определяют торговую наценку на эту продукцию, как правило, 300-600%. Вместе с тем максимально допустимая наценка на подлинные изделия российских художественных промыслов, установленная для выживания этой отрасли, по сравнению с иностранным ширпотребом, составляет всего 100-130%. Это даже не дает возможности компенсировать большие затраты на аренду в существующих торговых центрах.
Восстановление и развитие инфраструктуры сбыта
Отечественные изделия народных промыслов выдавливаются из имеющихся сетей подарочной продукции. Это подтверждается опытом работы двух магазинов, открытых ЗАО «Народные промыслы» в рамках формирования товаропроводящей индустрии НХП и реализующих отечественные изделия НХП и оплачивающих по коммерческим ставкам плату за аренду.
Для выхода из сложившейся ситуации правление ЗАО «Народные промыслы» и Ассоциация «Народные художественные промыслы России» поставили перед собой цель – создать принципиально новую товаропроводящую индустрию НХП. Это предполагает решение следующих задач:
‑ воссоздание разрушенной системной инфраструктуры сбыта изделий предприятий НХП;
‑ организация системы, объединяющей создаваемые торговые сети, производителей НХП, учебные заведения, выпускающие специалистов в этой области;
‑ социально-культурное использование продукции НХП в нравственно-воспитательном процессе, особенно молодежи;
‑ объединение и усиление работы государственной власти, местных властей, организаций и индивидуальных производителей НХП, а также общественных некоммерческих организаций в области сохранения и развития НХП и ремесел;
‑ содействие популяризации искусства НХП и ремесел в России и за ее пределами;
‑ создание благоприятной среды для сохранения, реализации и развития имеющегося потенциала мастеров НХП и ремесленников.
Эффективное решение всех этих задач сможет привести к сохранению НХП России и существенному совершенствованию экономического положения отрасли, а также созданию нового пласта народной культуры. Очевидно, что создание принципиально новой товаропроводящей индустрии НХП включает формирование релевантной системы управления.
Инициативы и господдержка
Москва, по сравнению с другими субъектами федерации, всегда являлась локомотивом в решении важных проблем. Проблеме воссоздания НХП России правительство Москвы уделяет особое внимание. В перечень приоритетов социально-экономического развития столицы включены создание принципиально новой товаропроводящей индустрии НХП и возрождение народных традиций.
В результате осуществления начального этапа создания товаропроводящей индустрии НХП достигнуты позитивные показатели. В городе открылся оптовый центр площадью 35 000 кв. м, куда предприятия НХП могут поставлять свою продукцию, которая затем упаковывается в подарочную упаковку и расходится по магазинам. В этом же оптовом центре работает музей и выставка-продажа изделий НХП. Его постоянно посещают группы школьников, туристы из разных стран, а также все желающие [6]. Такая инициатива Москвы позволяет решать проблему сохранения и развития НХП России, так как способствует реализации более 50% всей подарочной продукции страны [4].
Содействие развитию НХП может способствовать решению проблемы обнищания деревень, а также формированию, поддержке, активизации и развитию на основе формирующейся инфраструктуры индустрии НХП сети межрегионального взаимодействия. Таким образом, сохранение и развитие НХП становится важной государственной задачей.
Культура разных народов России осуществляет в обществе важную сплачивающую роль, содействует взаимопониманию между народами, утверждению принципов согласия и толерантности [5]. В связи с этим становится естественным и необходимым, чтобы государство и бизнес совместно взялись за решение этих проблем.
Представляется целесообразным создать государственно-частные партнерства для функционирования товаропроводящей индустрии НХП. Так, например, государство может входить в партнерство, предоставляя земельные участки для размещения объектов торговли.
Инвестиции в островки народной культуры
Предпринимательское сообщество, в свою очередь, увидев «окно возможностей» для деятельности в этом сегменте рынка, и опору в лице государства, может проявить интерес в осуществлении инвестиций в эту отрасль. В результате бизнес получит удобную возможность на основе своего нового вида деятельности сформировать и начать реализовывать еще одну социально-ориентированную программу. Это приведет к дальнейшему развитию отрасли НХП, увеличению объемов продаж ее изделий, в том числе экспорта, улучшению имиджа компаний-участников и в целом имиджа России за рубежом.
Решение проблем привлечения НХП в социально-культурный и экономический оборот с заинтересованностью бизнеса, поддержкой и сотрудничеством государства позволит перевести отрасль в целом на рыночные отношения, сформировать ее инфраструктуру. Тем самым производители народных промыслов получат возможность реализовывать свои изделия через товаропроводящую сеть на цивилизованном рынке.
Таким образом, все вместе взятое приведет не только к возрождению и развитию НХП, но и станет стимулом к увеличению объемов производства изделий народных промыслов и их продаж, к привлечению инвестиций в предприятия отрасли. Как следствие, повысится качество и уровень жизни в тех регионах страны, где сохранились уникальные островки национальной народной культуры. Это придаст еще один импульс развитию России в соответствии с ее национальными приоритетами.
Источники:
2. Клиентов А.Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2006. – 48с.
3. Истомина Э.Г. Золотые руки мастеров Подмосковья: Истоки и традиции ремесел и промыслов. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение»: ОАО «Московские учебники», 2005. – 256с.
4. Бендин С.А. Спасем матрешку, сохраним Россию // Газета номер 1: Потенциал России – экономическое приложение. – 2006. ‑ №11-12. – С.3-4.
5. Официальный сайт президента России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/. – Загл. с экрана.
6. Официальный сайт правительства Москвы [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http//www.mos.ru/. – Загл. с экрана.
7. Официальный сайт Ассоциации народных художественных промыслов России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.nkhp.ru/. – Загл. с экрана.
8. Портал информационной поддержки ремесел и народных промыслов России «Ремесленничество России» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http//www.remeslennik.ru/. – Загл. с экрана.
9. Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://brocgaus.ru/index.htm. – Загл. с экрана.
Страница обновлена: 21.07.2024 в 03:09:30