Эволюция развития форм индикативного планирования в агропромышленном комплексе

Насибов Л.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (125), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Насибов Л.Г. Эволюция развития форм индикативного планирования в агропромышленном комплексе // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 94-97.

Аннотация:
На современном этапе развития экономики страны большое значение приобретает разработка и адаптация новых форм и методов индикативного планирования, которые учитывают особенности функционирования российского аграрно-промышленного комплекса. Особенно актуальным этот вопрос стал в связи с разработкой и реализацией государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.

Ключевые слова: планирование, агропромышленный комплекс, индикативное планирование, программа развития сельского хозяйства



На современном этапе развития экономики страны большое значение приобретает разработка и адаптация новых форм и методов индикативного планирования, которые учитывают особенности функционирования российского аграрно-промышленного комплекса. Особенно актуальным этот вопрос стал в связи с разработкой и реализацией государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.

В научной литературе индикативное планирование определяется как разновидность государственного регулирования, которая носит характер прогноза и представляет собой программы, ориентирующие и мобилизующие звенья экономической системы на их выполнение. Индикативное планирование в АПК означает координированное планирование в форме установления сверху только контрольных цифр и цен на ресурсы и продукцию в форме рекомендаций. В агропромышленном комплексе в качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику структуры аграрного рынка, эффективность экономики и внешнеэкономические связи [1].

Исследование трудов видных отечественных и зарубежных ученых-аграрников показало, что применение форм индикативного планирования в агропромышленном комплексе явление не новое. Еще во второй половине ХХ века индикативное планирование в сельском хозяйстве прошло через разные формы, которые соответствовали различным этапам государственного регулирования смешанной экономики.

Обобщение научных трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что в настоящее время различают три основные формы индикативного планирования в АПК: конъюнктурную, структурную и стратегическую.

Конъюнктурная форма планирования

Первой формой индикативного планирования в сельском хозяйстве является конъюнктурная, которая связана с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста отрасли. В условиях экономического роста страны важными факторами, влияющими на конъюнктуру агропродовольственного рынка, являются изменения в технологии сельскохозяйственного производства, урожайность сельскохозяйственных культур, валовые сборы, изменения в социальной структуре на селе.

Основной задачей конъюнктурной формы индикативного планирования в сельском хозяйстве является изучение системы экономических показателей, складывающихся под воздействием различных факторов и моделирование процессов конъюнктуры рынка.

Исследования показали, что в сельском хозяйстве в механизме формирования рыночной конъюнктуры главной является цена, так как благодаря ей обеспечивается взаимодействие всех остальных факторов. При этом основная функция конъюнктурного планирования заключается в улучшении экономической конъюнктуры и обеспечении сбалансированного развития АПК путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов.

История показывает, что первые планы индикативного характера на макроуровне охватывали финансовую и денежно-кредитную политику и выразились в составлении национальных бюджетов. Они отличались от госбюджетов тем, что учитывали не только доходы государства, но и доходы в целом по стране. На мировом уровне были разработаны среднесрочные и долгосрочные прогнозы, такие как «Десятилетний план удвоения национального дохода» в Японии (1961-1970) и «Выбор путей экономического роста» в Канаде (1976-1985) [2].

В процессе эволюции прогнозная деятельность стала отделяться от бюджетирования. На первом этапе национальные экономические планы (прогнозы) составлялись в министерствах финансов. С начала 60-х гг. стали создаваться специальные органы, такие как Генеральный комиссариат по планированию во Франции, Экономический совет в Канаде, Экономический консультативный совет в Японии. В ЕЭС планирование быстро вышло на наднациональный уровень, органы Союза начали составлять кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовились рекомендации для национальных экономик.

Структурная форма планирования

Второй формой индикативного планирования является структурная форма, которая предусматривает распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень национального хозяйства. Акцент делается на обеспечении реализации структурной политики в отношении отдельных регионов и отраслей путем соответствующего согласования планов и интересов предприятий и государства путем контрактных отношений. К выполнению индикативных планов подключаются организации и территориальные власти с использованием налоговых льгот, льготных кредитов и иных мер господдержки.

Значительных успехов в использовании структурного планирования добилась Япония. Первый план комплексного развития территории страны появился уже в 1962 г. В нем, как и принятом в 1969 г. втором плане, были заложены основы структурной формы индикативного планирования. В Японии в 1987 г. был утвержден «Четвертый комплексный план национального развития», рассчитанный до конца ХХ столетия.

Стратегическая форма планирования

Третьей формой индикативного планирования является стратегическая, которая предполагает глубокое согласование интересов субъектов всех уровней национального хозяйства. Особенностью данной формы является значительное расширение временного горизонта индикативных планов и максимальная их интеграция с долгосрочной экономической политикой.

Важнейшей функцией индикативного планирования является концентрация и реализация стратегических планов и программ и обеспечение сбалансированности динамики всей экономики, взаимодействия технологических укладов.

На базе индикативного планирования создается действенный механизм обеспечения реализации целей и ориентиров развития сельскохозяйственных организаций. Правительство воздействует в рамках индикативного планирования на экономическое развитие координацией и обеспечением информацией. В результате обмена планами и информацией между правительством и сельскохозяйственными организациями выявляется оптимальная схема предполагаемого экономического роста. При этом основной функцией индикативного планирования является информационно-ориентирующая, которая одновременно выступает и как мотивационная функция [3].

Во Франции индикативное планирование трансформировалось раньше всех именно в стратегическую форму. Сущность идеи стратегического планирования состояла в выборе главных приоритетов развития национального хозяйства с ведущей ролью государства, что нашло свое воплощение в 10-м индикативном плане (1989-1992 гг.). Было установлено шесть главных направлений развития экономики страны: укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб. Каждое из этих направлений получило статус целевой государственной программы, которая обеспечивалась системой определенных финансовых преференций.

Выводы

Таким образом, опыт показывает, что основными элементами системы индикативного планирования являются:

‑ система индикаторов социально-экономического развития;

‑ система соглашений с субъектами экономики о параметрах согласованного участия в развитии АПК.

Эволюция форм индикативного планирования («конъюнктурная» ‑ «структурная» ‑ «стратегическая») в капиталистических странах заняла десятилетия. В России же пока речь можно вести об элементах конъюнктурной формы, что соответствует общей либеральной ориентированности государственной социально-экономической политики в последующие годы. В общем, «легализация» индикативного планирования и его эволюция к утверждению структурной формы представляются остро необходимыми направлениями развития хозяйственного механизма.


Источники:

1. Ахмадеев М.Г. Индикативное планирование продовольственного обеспечения района // Вестник ТИСБИ. - 2006. ‑ №3.

2. Петров А.Н., Демидов Л.Г. Климов С.М. и др. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: монография. - СПб.: Общество «Знание», 2000. - 93с.

3. Серков А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. - М.: Информагробизнес. - 1996. - 160с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:01:23