Индикаторы оценки инвестиционной привлекательности фирмы
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (125), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Толкаченко О.Ю. Индикаторы оценки инвестиционной привлекательности фирмы // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 49-52.
Аннотация:
Инвестиционная привлекательность в современных условиях является одной из важнейших характеристик деятельности хозяйствующего субъекта. Это обусловлено ее прямым влиянием на перспективы развития предприятия, конкурентоспособность, финансовую устойчивость, кредитоспособность.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность
Инвестиционная привлекательность в современных условиях является одной из важнейших характеристик деятельности хозяйствующего субъекта. Это обусловлено ее прямым влиянием на перспективы развития предприятия, конкурентоспособность, финансовую устойчивость, кредитоспособность.
Грамотная инвестиционная политика хозяйствующего субъекта позволяет привлекать дополнительные инвестиции, эффективно их использовать и укреплять свое финансовое положение. Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции.
Для сохранения своих позиций и достижения лидерства фирма должна постоянно осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение финансовых ресурсов в фирму дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.
Наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Следовательно, результатом любого выбранного вложения инвестиционных средств должен быть рост стоимости фирмы и других показателей ее деятельности [5].
Принятие решения об инвестировании должно базироваться на подробной и комплексной оценке инвестиционной привлекательности фирмы.
Методика оценки инвестиционной привлекательности
Если фирма проводит оценку своей инвестиционной привлекательности, ей нужна методика, позволяющая проводить ретроспективный анализ финансового состояния, а также построение прогноза развития в горизонте инвестирования. В этих целях можно использовать интегральную оценку на базе индикативной методики. Она основана на двух показателях-индикаторах, которые позволяют качественно оценить инвестиционную привлекательность того или иного предприятия.
Индикаторами в этой методике выступают: рентабельность активов и экономическая добавленная стоимость. Данный выбор обусловлен тем, что инвестиционная привлекательность фирмы во многом определяется состоянием активов, которыми она располагает, их составом, структурой, количеством и качеством, взаимодополняемостью. Большое значение также имеют взаимозаменяемость материальных ресурсов и условия, обеспечивающие их наиболее эффективное использование.
Активы – один из объектов, подлежащих оценке и анализу потенциальным инвестором. Именно от правильности их использования зависит финансовое состояние и инвестиционная привлекательность фирмы [3]. В этой связи количественная оценка стоимости фирмы и ее активов выдвигается на первый план. При этом необходимо отметить тот факт, что активы и обязательства обуславливают величину капитала фирмы и ее экономический потенциал. А это означает способность обеспечить максимально возможный объем производства товаров и услуг, имеющих платежеспособный спрос на рынке, с целью получения дохода.
Рентабельность активов
Первым индикатором в методике выступает рентабельность активов [1], которая является критериальным показателем. Это обусловлено тем, что она задает один из важнейших параметров для комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности фирмы в отчетном периоде. Положительная динамика рентабельности активов свидетельствует об успешном развитии фирмы, росте ее привлекательности для инвесторов и деловых партнеров.
Снижение рентабельности активов указывает на существование тех или иных проблем, связанных с деятельностью предприятия. Проблемы могут быть связаны как с качеством управления компанией, так и с изменениями рыночной конъюнктуры.
В любом случае руководители фирмы должны принимать решения, способствующие повышению эффективности ее деятельности. Поэтому высока заинтересованность топ-менеджеров компании в выяснении причин, обусловливающих изменение рентабельности активов.
Руководитель фирмы не может воздействовать на рентабельность активов непосредственно. Но управляющее воздействие может быть направлено на причины, в наибольшей степени повлиявшие на изменение рентабельности активов в отчетном периоде. Оно может быть направлено и на факторы, существенное влияние которых на рентабельность активов прогнозируется для планового периода [5].
Экономическая добавленная стоимость
Второй индикатор в нашей методике – экономическая добавленная стоимость (EVA).
В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной литературе все большее внимание экономисты уделяют проблеме рентабельности бизнеса с позиции собственника фирмы.
EVA – показатель принятия управленческих решений. Если EVA имеет положительное значение, то капитал используется эффективно, и стоимость компании в этом случае возрастает. Если значение EVA равно нулю, то это показатель того, что собственники вернули норму возврата, которая компенсирует принятый риск, но при этом стоимость компании не возрастает. Отрицательное значение EVA говорит о снижении стоимости компании вследствие неэффективного использования.
Показатель EVA позволяет оценить эффективность деятельности фирмы с точки зрения собственников. Они предполагают, что деятельность предприятия имеет для них положительный результат в случае, если фирма заработала больше, чем составляет доходность альтернативных вложений.
Следует отметить, что из суммы прибыли, при определении EVA вычитается плата за пользование как заемным, так и собственным капиталом. Такой подход является более экономическим, нежели бухгалтерским. Смысл EVA заключается в прибавлении стоимости к рыночной стоимости фирмы и оценку эффективности деятельности организации через определение того, как она оценивается рынком.
Экономический смысл показателя EVA заключается в том, что капитал компании должен работать с такой эффективностью, чтобы обеспечить норму доходности, требуемую инвестором или собственником. Целью управления стоимостью компании на основе показателя EVA является создание такой стоимости компании для инвестора, когда операционная прибыль превышает средневзвешенную стоимость использованного капитала в денежном выражении. Другими словами, добавленная стоимость возникает в том случае, если рентабельность активов превышает средневзвешенные затраты на капитал (в относительном выражении) [4].
Таким образом, на основе индикаторов, положенных в основу оценки инвестиционной привлекательности фирмы, мы сможем с помощью рентабельности активов проанализировать ее ретроспективный опыт работы. На основе же расчета показателя – EVA определить, на сколько стоимость данной организации возрастет в будущем.
Источники:
2. Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С.192.
3. Батурина И.А. Анализ инвестиционной привлекательности оборотных активов хозяйствующего субъекта // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. ‑ №3. – С.17.
4. Борисова А.Управление компанией с помощью EVA // Финансовый директор. – 2002. ‑ №2. – С.12.
5. Маленко Е., Хазанова Е. Инвестиционная привлекательность и ее повышение // Топ-менеджер. – 2003. ‑ №34.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:01:30