Формационное развитие бизнес-процессов на промышленных предприятиях

Панов И.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Рост бизнес-процессов – это увеличение определенных переменных (например, прибыли, валовых доходов, технологии и т.п.), при которых культурная и социальная подсистемы остаются неизменными. Но как только мы подходим к граничным проблемам в процессе роста и решаем их – то рост переходит в развитие.

Ключевые слова: промышленные предприятия, бизнес-процессы, развитие бизнес-процессов



Рост бизнес-процессов – это увеличение определенных переменных (например, прибыли, валовых доходов, технологии и т.п.), при которых культурная и социальная подсистемы остаются неизменными. Но как только мы подходим к граничным проблемам в процессе роста и решаем их – то рост переходит в развитие.Развитием бизнес-процессов можно назвать феномен, который возникает, когда рост бизнес-процессов доходит до границы, за пределами которой количественное увеличение уже не эффективно. В результате этого может быть либо дезинтеграция, либо скачок на более высокий уровень этапа бизнес-процессов.На основе общих закономерностей можно абстрагировать ряд свойств феномена развития бизнес-процессов:‑ развитие есть переход от одного качественного состояния в другое;‑ каждая фаза имеет набор индивидуальных характеристик;‑ каждое последующее состояние имеет более сложную структуру;‑ развитие необратимо, переход на более низкую ступень развития приведет к дезинтеграции бизнес-системы;‑ развитие бизнес-процессов можно представить в форме спирали.Можно предположить, что главным фактором развития является возникновение противоречий между внешним миром и бизнес-системой предприятия. Созидательно направленные действия в решении данного конфликта переводят бизнес-процессы на новый качественный уровень. В ином случае происходит упадок и выход предприятия с рынка. На каждой фазе развития бизнес-процессов создаются свои граничные проблемы. Остановимся подробнее на рассмотрении этого.Фазы развития и общие принципыПереход от одних бизнес-процессов к другим всякий раз создает новые формы управления и организации для решения существующих граничных проблем. В то же время при их решении возникают новые граничные проблемы.То, что выступает в пионерских бизнес-процессах как граничная проблема, которая не может быть решена в данной фазе развития, в дифференциальных бизнес-процессах является основной задачей. При решении этой задачи возникают новые граничные проблемы, которые могут быть решены только при помощи новых форм организации и управления. И данный процесс развития бесконечен при условии решения этих проблем, иначе происходит дезинтеграция и упадок предприятия.Граничная проблема может быть познана только в результате роста бизнес-процессов. Так, в ассоциативных процессах мы делаем только предположения, но знаем, что для решения их будут нужны более совершенные формы организации и управления.Таким образом, в развитии бизнес-процессов, при всем различии методологических позиций, обнаруживаются некоторые общие принципы:‑ развитие бизнес-процессов рассматривается как процесс, который протекает в силу определенных причин, эти причины, а они возникают по мере роста бизнес-процессов, являются факторами, предопределяющими их направление развития;‑ при начальных этапах роста бизнес-процессов различных предприятий изначально возникает проблематика, связанная с тем или иным пониманием уникальности каждого бизнес-процесса;‑ развитие бизнес-процессов носит явный целеполагающий характер;‑ принимая спиралевидный характер развития, можно прийти к выводу, что здесь возникает своеобразная дихотомия – криволинейное в росте и циклическое движение в развитии.‑ бизнес-процессы проходят через стадии (образование, рост, стабилизация, граничные проблемы) роста на каждом этапе развития.Развитие бизнес-процессов изменяет сознание людейОсновными детерминантами развития являются граничные проблемы с внешним миром, которые появляются на определенных стадиях роста. По аналогии развития истории, их можно приравнять к формациям. На основании вышеизложенного, можно изучать развитие бизнес-процессов с точки зрения формационного подхода.Основными понятиями методологии развития бизнес-процессов выступают:‑ общество и индивидуум;‑ способ материального производства;‑ формационный базис и надстройка;‑ общественно-экономическая формация внешней среды;‑ культурная и социальная подсистемы предприятия;‑ качественный формационный скачек.Бизнес-процессы представляют собой на каждом уровне развития целостную систему, все элементы которой взаимосвязаны и находятся в определенной последовательности. Ядром моделей бизнес-процессов выступает способ производства материальных благ. Это является основой развития культурно-социальной инфраструктуры предприятия. То есть не сознание людей определяет их культурную подсистему на предприятии, а именно уровень формационного развития бизнес-процессов определяет их сознание.В структуре бизнес-процессов главное значение имеют индивиды и, прежде всего, орудия труда. Их влияние на другие сферы производственной деятельности происходит через производственные отношения, совокупность которых составляет культурную, социальную и технико-инструментальную подсистемы.То, что нужно знать специалистам консалтинговых фирмПротиворечия, возникающие на определенных этапах роста бизнес-процессов, являются основным источником развития. В определенный момент они обуславливаются особыми состояниями, которые выливаются в качественный скачек в развитии и переход на другую формационную модель. Развитие бизнес-процессов происходит в направлении все более сложных форм, и на смену ассоциативным придут более содержательные по внутренней структуре бизнес-процессы.Формационная модель развития бизнес-процессов позволяет предположить, что развитие – это объективный и независимый от воли людей результат их деятельности. А вот рост бизнес-процессов – это процесс жизнедеятельности организации, ориентированной на выполнение определенных целей в условиях рыночной экономики.В итоге, мы попытались при всем многообразии бизнес-процессов сформулировать принципы и особенности их развития. Главными факторами в развитии бизнес-процессов является не только технико-инструментальная подсистема, но и подсистемы культурная и социальная. Поэтому руководителям или специалистам консалтинговых фирм, прежде чем приступить к реинжинирингу, необходимо установить этап развития каждой подсистемы и исходя из данной диагностики и модели развития, формировать тактические мероприятия по развитию.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:02:12