Современные проблемы государственной поддержки малого предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В последнее время значительное развитие получила городская инфраструктура поддержки малого бизнеса. Одним из основных направлений ее совершенствования стало усиление взаимодействия между образующими ее структурами, а также между ними и органами исполнительной и законодательной власти.
Ключевые слова: поддержка малого предпринимательства, малое предпринимательство, инфраструктура поддержки бизнеса
В последнее время значительное развитие получила городская инфраструктура поддержки малого бизнеса. Одним из основных направлений ее совершенствования стало усиление взаимодействия между образующими ее структурами, а также между ними и органами исполнительной и законодательной власти.
Были созданы сервисные центры для малых предприятий в различных сферах деятельности, в том числе в области жилищно-коммунального хозяйства, утилизации и переработки бытовых отходов, полиграфии, хлебопечении и т.д.Развивается деятельность технопарков "Зеленоград" и "Загорье", производственно-технологической зоны малого предпринимательства "Метромаш", ведется работа по созданию технико-внедренческой зоны для инновационных малых предприятий и размещения наукоемких производств в Зеленоградском административном округе города Москвы.
Финансовая поддержка проектов малых предпринимателей
В текущем 2008 г. и 2009 г. будет продолжена работа по совершенствованию механизмов поддержки и развития малого предпринимательства в административных округах и районах города Москвы. Это обусловлено необходимостью обеспечения "шаговой доступности" предпринимателей к специализированным институтам, оказывающим комплексную и адресную поддержку малым предприятиям в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, финансовом, имущественном и т.д. При этом возрастает роль префектур административных округов, на которые возложены функции по реализации, наряду с традиционными для них, новых форм поддержки малого бизнеса, включая такие, как обеспечение долевого участия субъектов малого предпринимательства в строительстве деловых центров с целью приобретения в собственность необходимых им производственных, складских и офисных помещений.В 2005 году Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы предоставлены субъектам малого предпринимательства бюджетные кредиты на сумму 12,8 млн руб.Проекты, представляющие особый интерес для города, профинансированы на сумму 10 млн руб., около 600 тыс. руб. направлено на компенсацию снижения процентных ставок по кредитам для субъектов малого предпринимательства, выданным кредитно-финансовыми организациями.В административных округах города Москвы осуществлена финансовая поддержка проектов предпринимателей в виде займов на сумму 48,35 млн руб. Поддержаны 245 заявок начинающих малых предприятий на предоставление субвенций на общую сумму свыше 31,6 млн руб. Малым предприятиям города передано в лизинг более 550 единиц технологического оборудования, транспорта и спецтехники на сумму 125 млн руб. На реализацию инновационных проектов субъектов малого предпринимательства в виде грантов выделено 11,75 млн руб.
52% респондентов удовлетворены развитием малого бизнеса в Москве
В целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и оптимизации взаимодействия субъектов малого предпринимательства с контролирующими органами начата разработка системы "Единое окно сдачи отчетности", позволяющей предпринимателям сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде.Малый бизнес Москвы вышел на региональные и международные рынки, участвует в реализации совместных проектов, сочетающих интересы столицы и субъектов федерации. Реальными потребностями малых предприятий Москвы на сегодня являются: увеличение производства товаров, технологий, и оборудования, способных конкурировать на региональных и международных рынках, привлечение инвестиций, поиск деловых партнеров и расширение рынков сбыта продукции. Эти задачи успешно решаются через построение общероссийских систем информационного взаимодействия, налаживание производственной кооперации и маркетинговой поддержки [4].В 2007 году, согласно результатам опросов на общегородских мероприятиях, подавляющее большинство руководителей и владельцев малых предприятий города подтвердили наметившуюся в 2006 году тенденцию. Впервые с 2002 года, ушло недовольство по поводу развития малого бизнеса в Москве. Число удовлетворенных, в той или иной мере, происходящими изменениями в сфере малого бизнеса превысило количество неудовлетворенных (см. таблицу 1). Число предпринимателей, выразивших удовлетворение тем, как развивается малый бизнес в городе, за 2007 год выросло на 4% по сравнению с 2006 годом, и составило в 2007 году 52%. Стало больше и тех, кто в полной мере удовлетворен тем, как развивается малое предпринимательство. Если в прошлые годы численность респондентов этой категории держалась на уровне 5-7%, то в 2007 году она приблизилась к 10%.
Московский предпринимательский климат
Несмотря на наличие проблемных вопросов, о которых речь пойдет далее, среди большинства опрошенных в 2007 году предпринимателей преобладало мнение, что Москва сохраняет за собой позиции наиболее привлекательной территории для субъектов малого предпринимательства. Что возможности функционирования у малого бизнеса в столице заметно отличаются в лучшую сторону от тех, которыми располагают субъекты малого предпринимательства в целом по стране. Численность предпринимателей, оценивающих условия для развития малого предпринимательства как благоприятные, значительно превышает количество тех, кто считает их хуже общероссийских (см. таблицу 2).
Значимость данному факту придает ретроспективный анализ социологических данных по опросам предпринимателей в Москве за прошлые годы. Например, в декабре 1992 года во время проведения Московского форума малого предпринимательства социологической службой «Кассандра», занимавшейся опросом участников, были зафиксированы весьма распространенные в тот период критические оценки мер, реализуемых московскими властями в отношении малого бизнеса. Только 28% опрошенных предпринимателей определили как достаточные усилия, предпринимаемые Правительством Москвы для развития малого предпринимательства, а 55% ответили, что они недостаточны. Еще более критические высказывания звучали в адрес Моссовета. Здесь положительные и отрицательные мнения распределились в соотношении 4% к 68%. Весьма слабой воспринималась роль префектур округов и районных советов.
Перспективы развития
Анализируя причины неактивного развития малого предпринимательства в 2007 году, нужно подчеркнуть, что далеко не все они связаны собственно с возможностями города. Большинство опрошенных московских предпринимателей (44%) считают, что неблагоприятные тенденции в сфере малого бизнеса порождены недостаточной деятельностью федеральных органов власти. Как считает подавляющее большинство опрошенных (около 80%), потребуется еще не один год, чтобы поддержка малого предпринимательства стала одним из приоритетны направлений развития государства. Несмотря на выявленную в социологических опросах тенденцию к формированию субконтрактаций, форм производственной кооперации где малые предприятия привлекаются к выполнению договоров субподряда (более 40% представителей промышленной сферы указывают на происходящие перемены к лучшему в данном направлении), для дальнейшего развития малого предпринимательства в промышленности требуется осуществление крупномасштабных мер.
Источники:
2. Кожахметов А. Богатство России - в хорошие руки // Финансовая Россия. - 2006. - №27.
3. Кузнецова С. А., Маркова В. Д. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.
4. Правительство Москвы. Постановления. О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.: 20 июня 2006 г.: N 420-ПП.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:01:47