Теоретические подходы идентификации кластера повышения качества процессов жизнеобеспечения

Савин К.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В ряде стран в последние десятилетия приобрели большое значение «кластерные стратегии». Они строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке.

Ключевые слова: кластер, ЖКХ, кластерная стратегия



В ряде стран в последние десятилетия приобрели большое значение «кластерные стратегии». Они строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке.

Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует их формированию, но и само становится участником сетей. Кластер, или промышленная группа, ‑ это объединение географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций. Они действуют в определенной сфере, характеризуются общностью деятельности и дополняют друг друга.Опыт западных стран показывает, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Он позволил повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.Кластер жизнеобеспечения определяется нами как жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), сформированный на базе территориальной концентрации сетей поставщиков жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.

Преимущества кластеров жизнеобеспечения

Предприятия и организации ЖКК, которые включены в сети или кластер, имеют более полную и ритмичную загрузку производственных мощностей, получают устойчивых партнеров, с которыми согласованы принципы ценообразования. Как следствие, это увеличивает общий объем производства в регионе. Рынки сбыта становятся предсказуемыми. Это, в свою очередь, позволяет планировать объемы выпускаемой продукции, ведет к финансовой устойчивости целой группы организаций, ориентированных на определенный сегмент рынка.В кластере обеспечивается прозрачность вклада каждого предприятия в стоимость конечного продукта. Каждая из входящих в него компаний становится понятной для инвестора, т.е. удовлетворяет условиям инвестиционной привлекательности.Актуальность идентификации кластера жизнеобеспечения, обусловленная общими закономерностями развития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. К тому же кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой цепи.Возможность идентификации кластера жизнеобеспечения – это наличие:‑ формальной институциональной структуры (как вертикально-, так и горизонтально-интегрированной), координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в него компаний;‑ секторов экономики, привлекательных с позиции спроса, предложения и прогнозов развития;‑ природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциала, широких слоев образованного населения, доступа к внешним источникам информации;‑ региональной стратегии развития.

Цель – удачное использование местных особенностей

Побудительные мотивы идентификации кластера жизнеобеспечения, т.е. преимущества для бизнеса, заключаются в улучшении кадрового потенциала. Таким образом, появляются инфраструктура для исследований и разработок, возможности для успешного выхода на международные рынки, снижаются издержки.Цель кластера жизнеобеспечения – это удачное использование местных особенностей для создания и повышения конкурентоспособности регионов. Задачи кластера будут соответствовать целям предприятий-участников.Состав участников кластера жизнеобеспечения – это сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства, которые взаимосвязаны в процессе производства и оказания ЖКУ.Основная идея формирования кластера жизнеобеспечения состоит в том, чтобы создать условия для перевооружения ЖКК (разработка приборов нового поколения, машиностроение, новые материалы-полимеры, сверхчистые материалы, нанотехнологии). Это предполагается осуществить на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов. Тем самым будут подготовлены комплексные производственно-технологические пакеты для выгодных инвестиционных вложений.

Семь основных характеристик кластеров

В настоящее время описаны семь основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:географическая: построение пространственных кластеров экономической активности;горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер;вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса;латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям;технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией;фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра – предприятия, НИИ или учебного заведения;качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают.Итак, кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:‑ при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;‑ как основа общегосударственной промышленной политики;‑ при разработке программ регионального развития;‑ как основа стимулирования инновационной деятельности;‑ как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.

Особый интерес региональных властей составляют совокупности предприятий ЖКХ, расположенных на территории их региона. В этом случае эффект может быть мультипликативный. Если компании находятся в разных регионах (часто приветствуются связи в рамках региональных ассоциаций), то возможно привлечение средства для поддержки предприятий из соседних регионов.


Источники:

1. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2001.
2. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. // Вопросы экономики. - 2005. ‑ №4. - С. 75-86.
3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/a15.html.
4. Овсянко А. Стандарты ISO 9000 на предприятиях Санкт-Петербурга // Эксперт. 2001. ‑ № 9 (57).
5. Идрисов А. Стратегия развития региона. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.dinform.ru/newanalit.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:01:40