Реформа ЖКХ и инновационные пути решения (МФПГ как уникальный инструмент интеграции местного сообщества)

Жихарев К.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Европейская хартия местного самоуправления гласит, что местные сообщества представляют собой один из элементов любого демократического режима. При этом отмечается, что для реализации их возможностей необходима разработка таких процедур, которые способствовали бы равномерному распределению финансовых ресурсов или осуществлению мер, направленных на равномерное развитие потенциальных источников финансирования.

Ключевые слова: финансирование, ЖКХ, реформа ЖКХ, источники финансирования



Европейская хартия местного самоуправления гласит, что местные сообщества представляют собой один из элементов любого демократического режима. При этом отмечается, что для реализации их возможностей необходима разработка таких процедур, которые способствовали бы равномерному распределению финансовых ресурсов или осуществлению мер, направленных на равномерное развитие потенциальных источников финансирования.

Одну из таких мер, объединяющую местное сообщество в сфере его собственной компетенции, представляет создание уникального интегрирующего инструмента – муниципальной финансово-производственной группы (МФПГ) в виде многоцелевого потребительского объединения. МФПГ охватывает большинство членов местного сообщества, опирается на его ресурсы и внутреннюю энергию.

Потребительская выгода и гражданская взаимопомощь

МФПГ создается и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и др. Участие в МФПГ оформляется на договорных условиях.Важнейшей целью создания МФПГ является формирование постоянного источника инвестирования в развитие рыночной инфраструктуры муниципального образования для обеспечения его динамичного и устойчивого социально-экономического развития.Алгоритм формирования МФПГ основан на самофинансировании. Однако на начальном этапе он требует исходных инициирующих ресурсов (финансовых, материально-технических и др.), которые могут быть предоставлены заинтересованными сторонами на взаимовыгодной основе.Муниципальная финансово-производственная группа решает свои основные задачи — обеспечение материальных, интеллектуальных, духовных, экономических, социально-политических и иных нужд участников для получения ими потребительской выгоды путем гражданской взаимопомощи, включая оказание бытовых и производственных услуг. Обеспечение получения членами местного сообщества и их семьями потребительской выгоды осуществляется как непосредственно на основании членства в МФПГ, так и на договорной основе.МФПГ исходно ориентируется на защиту потребительских интересов участников. Это реализуется путем:— обеспечения повышенной устойчивости при ведении хозяйственной деятельности;— защиты имущественных прав и интересов населения;— развития самофинансирования участников МФПГ, основанного на экономии ресурсов и снижении издержек.МФПГ имеет возможность формировать внутренние благотворительный, страховой и пенсионный фонды.

Возможность не платить "налог на недоверие"

Особая роль МФПГ проявляется в том, что для ее участников:— создается объединяющая структура, которая включает в себя юридических лиц (каждый участник продолжает вести свою уставную деятельность, сохраняя при этом полностью хозяйственную индивидуальность и независимость), осуществляющих часть своей деятельности через МФПГ. Участник самостоятельно определяет оптимальный размер этой части, действуя при этом в новом организационно-правовом режиме некоммерческой организации социально-экономического развития местного сообщества [1];— системным образом решаются социально-экономические проблемы, с которыми сталкиваются местные сообщества и хозяйствующие субъекты территорий;— увеличиваются возможности местного сообщества по мотивации процессов своей самоорганизации и самодеятельности благодаря предоставлению МФПГ конкретных технологий обеспечения социально-экономических интересов;— в деловой оборот МФПГ вовлекаются ранее неиспользуемые ресурсы территории, в том числе финансовые;— на базе МФПГ развивается инфраструктура территории, позволяющая объединить интересы хозяйствующих субъектов и членов местного сообщества [1].Экономической основой деятельности МФПГ является имущество, которое принадлежит ей на праве частной собственности. Муниципальная финансово-производственной группа, созданная как потребительское общество, позволяет на законных основаниях оптимизировать транзакционные и трансформационные издержки хозяйственной деятельности.Транзакционные издержки неизбежны в рыночной экономике. Они являются своеобразным «налогом на недоверие», проявляясь в затратах на адаптацию хозяйствующего субъекта к меняющимся условиям рынка и в плате за недоверие между партнерами. Отметим, что способы уменьшения этих издержек во многом имеют организационную природу.Сфера деятельности многоцелевого МФПГ как потребительского общества может включать в себя практически все разрешенные законом виды деятельности. Его функционирование не ограничено законодательно какими-то территориальными, социальными или другими признаками.

Финансирование территориальных программ

Помимо налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, МФПГ имеет возможность финансирования ряда социальных программ. С увеличением количества фирм-пайщиков, особенно тех, которые объединены в технологические цепочки благодаря участию в производстве некого продукта, внутри МФПГ происходит существенное снижение издержек. За счет этого образуются внутренние фонды, из которых возможно финансирование различного рода территориальных программ. МФПГ как некоммерческая организация развития региона имеет исключительное социальное значение, поскольку решает широкий круг проблем и задач.Цель местного самоуправления как целостного социально-экономического образования может быть реализована с помощью МФПГ. Она, как социально-ориентированная структура, приносит ощутимый эффект, в том числе при решении проблем ЖКХ.Внедрение экономического механизма гарантирует членам местного сообщества, участвующим в СЭПИН (социально экономическая программа поддержки интересов населения), существенное улучшение условий жизни, рост их благосостояния. На этой основе повышается доверие населения к органам местного самоуправления, снижается уровень социально-политической напряженности на территории.МФПГ как механизм реализации муниципальных программ СЭПИН обеспечивают:— эффективную деятельность на территории муниципального образования юридических и физических лиц по созданию условий, гарантирующих повышение уровня качества жизни каждого участника;— создание эффективно рыночной инфраструктурной основы устойчивого социального и само достаточного экономического развития муниципальных образований;— дополнительный приток денежных средств для финансирования деятельности органов местного самоуправлении по социально-экономическому развитию муниципального образования.Технологии МФПГ как потребительской кооперации позволяют привлекать дополнительные инвестиционные и материальные ресурсы, эффективно организовать местные финансовые потоки. Они могут быть дополнены специализированной для конкретного муниципального образования системой внутренних социальных, кредитных и страховых институтов с действенной системой контроля со стороны членов местного сообщества.


Источники:

1. Мельников М.С. Управление местным развитием на основе муниципального некоммерческого партнерства: автореферат дис. … канд. экон. наук. - М., 2006.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:01:46