Реализация региональных проектов в сфере социально-культурной инфраструктуры на основе концессий (по материалам Брянской области
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кураленко О.Г. Реализация региональных проектов в сфере социально-культурной инфраструктуры на основе концессий (по материалам Брянской области // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 192-195.
Аннотация:
В процессе модернизации страны повышается роль культуры. В связи с этим органы власти субъектов РФ уделяют особое внимание инфраструктуре учреждений культуры. По богатству и значимости памятников истории, архитектуры, археологии Брянская область является одним из интереснейших регионов России. На ее территории имеется 4334 памятника истории и культуры, 1927 из них состоят под государственной охраной, в том числе – общероссийского значения.
Ключевые слова: культура, Брянская область, социально-культурная инфраструктура
В процессе модернизации страны повышается роль культуры. В связи с этим органы власти субъектов РФ уделяют особое внимание инфраструктуре учреждений культуры [2]. По богатству и значимости памятников истории, архитектуры, археологии Брянская область является одним из интереснейших регионов России. На ее территории имеется 4334 памятника истории и культуры, 1927 из них состоят под государственной охраной, в том числе – общероссийского значения [1].
Развитие материально-технической базы учреждений социально-культурной сферы Брянской области финансируется за счет средств консолидированного бюджета области. Помимо этого, осуществляется государственная поддержка из федерального бюджета и внебюджетных источников.
Аттракционы в парках культуры и отдыха физически изношены
Недостаточное финансирование привело к тому, что многие объекты находятся в неудовлетворительном состоянии. Большинство зданий учреждений культуры построено в 50-60-е годы прошлого века и требуют основательного ремонта, 21 здание признано аварийным. Многие аттракционы в парках культуры и отдыха физически изношены и не подлежат ремонту, что требует серьезных инвестиций в модернизацию оборудования.
В области музейного дела слабо развита материальная база. В этой сфере особо стоит отметить неудовлетворительное состояние сохранности коллекций. Кроме того, отсутствует отвечающая современным требованиям система обеспечения безопасности музейных фондов.
Сокращена до минимума ресурсная база клубного дела, многие из которых даже не отапливаются. В киноотрасли продолжается сокращение киносети, ухудшается материальная база, увеличивается процент изношенности оборудования.
Социально-экономическое развитие и развитие региональной культуры – это два взаимозависимых и неразделимых фактора будущего процветания Брянщины.
Именно потенциал культурного наследия древнейшего и богатейшего своей историей региона может стать залогом его будущего процветания, гарантией социальной стабильности, условием активизации многих хозяйственно-экономических преобразований. Уровень финансирования мероприятий в данной отрасли должен быть ориентирован как на сохранение наследия, так и на развитие культурного потенциала Брянской области.
Выход: государственно-частное партнерство
Возможностей государства явно недостаточно для решения накопившихся проблем в этой области. Кроме значительных инвестиций, связанных с содержанием и реконструкцией культурной инфраструктуры, возникает необходимость и в эффективном управлении этими объектами. Реальная потребность в капиталовложениях более чем в 10 раз превышает объемы, предусмотренные бюджетом.
Поскольку возможности наращивания доходной части консолидированного бюджета Брянской области существенно ограничены, руководству региона необходимо рассмотреть вопрос привлечения к участию в проектах, направленных на развитие отраслей социально-культурной инфраструктуры общества, организаций частного сектора с дополнительными источниками финансирования.
В субъекте отсутствует опыт реализации подобного рода проектов. Однако, учитывая потребности региона во внебюджетном финансировании, можно сделать вывод о перспективности применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в данной отрасли.
Согласно проведенному анализу по применимости форм ГЧП в отрасли культурной инфраструктуры и опыту других регионов (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Тверская, Калужская области и др.), самой эффективной формой ГЧП в этой сфере является концессия. Это обусловлено следующими причинами:
— долгосрочность концессий (отличие от договоров аренды, контрактных соглашений): концендент и концессионер осуществляют стратегическое планирование своей деятельности;
— концессионер имеет более полную степень свободы в принятии управленческих и административных решений (отличие от совместных (государственно-частных) предприятий);
— концендент уступает (передает) концессионеру права владения и пользования объектами на возмездной основе, оставляя за собой право распоряжения;
— в пределах условий концессионного соглашения (договора) у концендента имеется достаточное количество рычагов воздействия на концессионера, прописанных в соглашении, в случае нарушения им указанных условий, а также при необходимости защиты общественного интереса;
— наличие концессионного законодательства на федеральном уровне.
Требуется законодательное регулирование
Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Брянской области определяет закон от 19.08.96 № 29-З «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области». Для развития механизмов ГЧП на уровне Брянской области создан инвестиционный совет [4], основными целями и задачами деятельности которого являются:
— определение политики и координации деятельности по привлечению и размещению инвестиций на территории области;
— принятие решения о целесообразности реализации инвестиционных проектов и возможности предоставления мер государственной поддержки, в том числе путем отбора инвестиционных проектов, нуждающихся в предоставлении финансовой поддержки за счет средств областного бюджета, предоставлении государственных гарантий области;
— проведение конкурсных отборов инвестиционных проектов при передаче (или продаже) объектов недвижимости, находящихся в собственности Брянской области, требующих завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта, в том числе путем заключения концессионных соглашений.
Инвестиционным советом подготовлен проект положения о порядке передачи (или продажи) объектов недвижимости, находящихся в собственности Брянской области, требующих завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта, путем проведения конкурса. Помимо этого, сформирован пакет документов для реализации и заключения концессионного соглашения и ГЧП. Это даст возможность привлечь заинтересованных инвесторов к вложению средств в объекты социально-культурной сферы, находящиеся в собственности Брянской области, требующие завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Для того, чтобы в результате реализации инвестиционных проектов в социально-культурной сфере путем концессии получился положительный социально-экономический и политический эффект, необходимо сформировать:
— организационно-экономическую институциональную среду;
— механизм реализации концессий;
— систему распределения рисков между партнерами;
— систему государственного регулирования концессионных компаний на уровне субъекта.
От того, насколько полной и непротиворечивой будет законодательная база, институциональная среда, осуществлена экономическая и организационная проработка данного вопроса, будет зависеть успех или неудача введения концессии как формы ГЧП в область управления государственной собственностью социально-культурной сферы.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» от 09.02.2007 №90.
3. Закон Брянской области «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области» от 19.08.1996 №29-З с изменениями и дополнениями.
4. Постановление администрации Брянской области «Об инвестиционном совете при администрации области» от 09.10.2007 №792.
5. Доклад «Об итогах работы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2007 году и задачах на 2008 год».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:55:19