Маркетинговое управление в создаваемых региональных торговых сетях потребительской кооперации России

Лукьянов В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Потребительская кооперация России является крупной многоотраслевой системой, осуществляющей торговую, заготовительную, производственную деятельность и оказывающей социальные и бытовые услуги населению. Организации потребительской кооперации играют существенную роль в обеспечении устойчивого развития сельских территорий, располагая для этого материально-технической базой и кадровым потенциалом. От устойчивого экономического развития потребкооперации во многом зависит уровень жизни и благосостояние сельских жителей.

Ключевые слова: сельское хозяйство, потребительская кооперация, торговые сети, экономика региона, маркетинговое управление



Потребительская кооперация России является крупной многоотраслевой системой, осуществляющей торговую, заготовительную, производственную деятельность и оказывающей социальные и бытовые услуги населению. Организации потребительской кооперации играют существенную роль в обеспечении устойчивого развития сельских территорий, располагая для этого материально-технической базой и кадровым потенциалом. От устойчивого экономического развития потребкооперации во многом зависит уровень жизни и благосостояние сельских жителей.

Одним из механизмов обеспечения устойчивого экономического развития организаций потребительской кооперации является маркетинговое управление [1], развитие и внедрение которого особенно актуально в создаваемых региональных кооперативных торговых сетях. В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года в число важнейших задач, стоящих в настоящее время перед потребительской кооперацией, вошли следующие:

‑ создание торговых сетей с единой логистической системой;

‑ формирование маркетинговой политики;

‑ проведение маркетинговых исследований.

Суть эксперимента: сравнить объемы производства и потребления сельхозпродукции

Особую актуальность в стране имеет развитие товарного обращения выращиваемой в России экологически чистой сельскохозяйственной продукции с использованием в качестве каналов продвижения специализированных (продуктовых) торговых сетей потребительской кооперации.

При формировании региональных специализированных торговых сетей в целях позиционирования ассортиментной политики, охвата рынков и продвижения продовольственной продукции при выработке маркетинговой политики следует учитывать сложившуюся в регионах структуру производства сельскохозяйственной продукции.

Для изучения региональных возможностей в рамках исследования данной проблемы нами был проведен анализ объёмов производства основных видов сельхозпродукции в российских регионах.

С целью определения средних объёмов и сформировавшейся структуры производства за определённый период в регионах была выбрана сельхозпродукция, традиционно закупаемая потребкооперацией, а именно: мясомолочная, овощная, и фруктово-ягодная. В качестве базовых критериев для оценки и выявления регионов со стабильно высокими результатами в производстве продукции были приняты средний объём производства и потребления продукции на душу населения в регионе.

Объёмы производства и среднего потребления сельхозпродукции на душу населения рассчитывались по каждому региону за 17-летний период (1990-2006 годы).

Вывод: у отечественных производителей имеются потенциальные возможности

Положительная разница между объёмом производства и потреблением сельхозпродукции на душу населения (из расчёта средних значений за исследуемый период) свидетельствует о сложившейся направлености, связанной с природно-климатическими и хозяйственными условиями стабильно получаемых высоких объёмов производства сельхозпродукции в регионах.

Это позволили сделать вывод об имеющейся потенциальной возможности для увеличения организациями потребительской кооперации закупок отечественной сельхозпродукции и сырья (табл.1).

Таблица 1

Регионы России, имеющие превышение производства над потреблением продукции сельского хозяйства на душу населения за 1990-2006 годы

Показатели
Мясо и мясопродукты
Молоко и молокопродукты
Яйца
Картофель
Овощи
Плоды и ягоды
1. Количество регионов, имеющих превышение производства над потреблением продукции на душу населения, ед. (в %
от общего числа регионов)

23
(29 %)

44
(57 %)

46
(59 %)

72
(92 %)

50
(64 %)

. . .
2. Количество регионов, имеющих производство продукции на душу населения выше среднего по России, ед.
(в % от общего числа регионов)

44
(57 %)

44
(57 %)

38
(49%)

37
(47 %)

38
(49%)

28
(37%)

Составлено по: [2,с. 58-59, 194-201, 564-573, 590-597]

Лидирующие позиции по превышению производства сельхозпродуктов по отношению к потреблению на душу населения [1] занимали следующие регионы.

По поголовью скота и птицы (в убойном весе): Белгородская область (1,46); Ленинградская область (1,27); Республика Алтай (1,26); Краснодарский край (1,22); Алтайский край (1,21); Карачаево-Черкесская Республика (1,20); Курская область (1,20).

По производству молока: Орловская область – 1,73; Белгородская область (1,69); Алтайский край (1,67); Курская область (1,64); Смоленская область (1,61); Республика Мордовия (1,58); Вологодская область (1,52).

По валовому сбору картофеля: Курская область (4,99); Орловская область (4,02); Брянская область (3,85); Еврейская автономная область (3,03); Липецкая область (2,99); Омская область (2,93); Рязанская область (2,92).

По валовому сбору овощей: Кабардино-Балкарская республика (2,21); Астраханская область (1,98); Ленинградская область (1,74); Еврейская автономная область (1,68); Республика Дагестан (1,48); Костромская область (1,44); Брянская область (1,42).

По производству яиц: Ленинградская область (4,23); Костромская область (1,79); Республика Марий-Эл (1,70); Удмуртская Республика (1,69); Нижегородская область (1,52); Вологодская область (1,49).

Структура маркетинговой службы

Маркетинговое управление (по Ф.Котлеру) – это процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов, услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации [3]. На практике маркетинговое управление не что иное, как подсистема общей системы управления со своей специфической функцией по организации действий предприятий на рынке товаров и услуг.

На большинстве российских рынков наблюдается рост конкуренции. Поэтому сегодня становится насущной необходимостью применение сбалансированных маркетинговых решений. В условиях функционирования региональных торговых сетей потребительской кооперации без службы маркетинга также не обойтись, так как необходимо постоянно вести мониторинг рынков отечественной и зарубежной продукции.

Региональные организации потребительской кооперации, в основном, работают без формальной маркетинговой структуры, а маркетинговые функции распределены между имеющимися службами или специалистами. В такой ситуации вопросы планирования, финансирования, реализации и контроля решаются, как правило, в рамках отдельных подразделений автономно друг от друга.

Такая схема организации выполнения маркетинговых функций не эффективна для предприятий, так как не все из них могут выполняться не специализированными подразделениями из-за отсутствия необходимых знаний, опыта и навыков. Наиболее приемлемым вариантом организации маркетингового управления, на наш взгляд, является представленная на рисунке 1 модель маркетинговой службы для региональных потребительских обществ (союзов).

Рис.1. Организационная структура маркетингового управления региональным потребительским обществом (союзом)

Предлагаемая структура маркетингового управления учитывает особенности работы потребительских союзов и способствует как качественному улучшению всей системы управления хозяйственной деятельностью потребительской кооперациии, так и обеспечению её устойчивого развития.


Источники:

1.Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития:

монография / О.А.Алексеева, Н.Б. Андренов, А.И. Батюшков и др.; под об- щей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 15. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 342с.

2. Регионы России. Социально - экономические показатели: Стат.сб. - 2007. – М.: Росстат, 2007. – 991с.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 464с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:04:19