О влиянии менталитета на гендерную ситуацию российского рынка
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (13), Январь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Шуль Ю.И. О влиянии менталитета на гендерную ситуацию российского рынка // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 1. – С. 36-42.
Аннотация:
Прошедший век представляет определенный интерес для гендерного анализа. Гендерная экономика (от слова “gender” – социальный пол) является одним из наиболее молодых направлений экономической науки. Она анализирует различия в экономическом положении мужчин и женщин, а также причины их появления. Возникшие процессы феминизации общества повлияли на менталитет женщин в большинстве стран мира. Женщины по-новому взглянули на свое положение в обществе, семье. Они не желают мириться более с существующими в обществе стереотипами об исключительно семейной роли женщин. Они решили изменить свой социальный статус и повысить свою экономическую, политическую, социальную значимость. Женщина вышла за рамки частной семейной сферы, органично вписавшись в трудовую и общественную жизнь, а достигнутые ею автономия и независимость повлияли на сущность отношений “мужчина-женщина” в обществе.
Ключевые слова: менталитет, женское предпринимательство, гендерный анализ
Прошедший век представляет определенный интерес для гендерного анализа. Гендерная экономика (от слова “gender” – социальный пол) является одним из наиболее молодых направлений экономической науки. Она анализирует различия в экономическом положении мужчин и женщин, а также причины их появления. Возникшие процессы феминизации общества повлияли на менталитет женщин в большинстве стран мира. Женщины по-новому взглянули на свое положение в обществе, семье. Они не желают мириться более с существующими в обществе стереотипами об исключительно семейной роли женщин. Они решили изменить свой социальный статус и повысить свою экономическую, политическую, социальную значимость. Женщина вышла за рамки частной семейной сферы, органично вписавшись в трудовую и общественную жизнь, а достигнутые ею автономия и независимость повлияли на сущность отношений “мужчина-женщина” в обществе.
В отличие от стран Запада, уже прошедших путь становления и самоопределения женщин в обществе и подведших экономическую, правовую, социальную основу под их свободное функционирование на рынке труда, Россия только пытается выйти на данный уровень развития общественных отношений. Поэтому весь спектр проблем, связанных с подобным переходом, в одночасье лег на плечи российских женщин, которые ни социально, ни экономически не защищены на частном секторе рынка труда.
Тенденция роста женской занятости изменилась за последнее десятилетие в противоположную сторону, выявив тем самым неоднозначность и конфликтность столь сложного социально-экономического процесса. Стало ясно, что повышение экономической активности женщин, не подкрепленное законодательной базой (разработкой антидискриминационных законов) и развитием социальной сферы (бытовой инфраструктуры и ослаблением связанной с этим высокой трудовой нагрузки на работе и дома), затрудняет решение проблем женского труда и ведет к возникновению очередных конфликтов. Разрешение последних негативно сказывается на положении женщин не только в сфере труда, но и в обществе в целом, особенно в периоды экономического кризиса.
К сожалению, в последнее время на российском рынке труда усиливается тенденция к понижению конкурентоспособности женщин. Это негативно сказывается на их деловой активности и социально-экономическом положении в обществе. Несмотря на создание и усиленную работу различных женских организаций и движений в защиту прав женщин, социально-экономическое положение “прекрасной половины человечества” остается неизменным.
Одной из причин данной сложившейся ситуации является специфика российского менталитета. К сожалению, в нашем обществе, несмотря на все попытки выйти на западный уровень развития, еще сильны патриархальные представления о браке, семье, роли женщин как хранительниц “семейного очага”, ее домашних обязанностях и функциях. Особенно сильны данные представления в российских глубинках, куда не дошли западные веяния феминизации, в отличие от крупных региональных центров, например, таких как Москва и Санкт-Петербург.
Ситуация в корне не изменится до тех пор, пока за решение данного вопроса не возьмется, наконец, государство ‑ в лице высших органов власти ‑ на правовом и, главное, на социально-экономическом уровне. До тех пор, пока правительственные круги нашего государства, подавляющая часть которых, кстати, состоит из мужчин, не поймут необходимость и насущность в решении вопроса повышения социального статуса женщин, их конкурентоспособности на рынке труда, наше общество не будет цивилизованным и равным в международном сообществе.
К сожалению, практика показывает, что до конца этого пути к цивилизованному обществу и вливанию в мировой экономический рынок еще очень долгая и длинная дорога. Национальный менталитет российских граждан столь насыщен различного рода стереотипами мышления в отношении женщины, что преодолеть подобные взгляды и особенности массового сознания будет очень не легким делом.
В апреле прошлого, 2000-го года в Москве прошла международная конференция по российско-канадскому проекту “Повышение конкурентоспособности женщин на российском рынке труда”. Ключевым вопросом конференции было обсуждение аналитического доклада, подготовленного Центром исследования рынка труда (ЦИРТ) Института экономики РАН, в материалах которого отразились результаты обследования некоторых регионов России, проведенного Центром в конце 1999г. - начале 2000г.
Цель данного обследования заключалась в следующем: на основе выявления особенностей женской и мужской рабочей силы, гендерных трудовых установок работников, а также мотивации работодателей при найме и использовании женской и мужской рабочей силы, качественно оценить современные позиции женщин в сфере занятости и наметить возможные направления повышения их конкурентоспособности. В конференции приняли участие представители московского бюро МОТ (Международной организации труда), с российской стороны ‑ известные экономисты, специалисты по гендерным вопросам, представители министерств, аппарата правительства, а также администрации президента РФ, лидеры и руководители различных общественных организаций (женских организаций и движений, федерации независимых профсоюзов России и др.), а также представители различных регионов России.
Возвращаясь к вопросу о российском менталитете, хочется отметить один факт, происшедший на этой конференции и потрясший всю женскую аудиторию, присутствовавшую при этом. Во время выступлений и обсуждений вопросов по обсуждаемому докладу, представитель правительства, а именно, начальник Департамента социального развития при Администрации президента РФ г-н Гонтмахер Е.Ш., с апломбом публично заявил (цитирую почти дословно), что наш национальный менталитет определяет то положение, что муж должен получать зарплату больше жены и это является, в том числе, позицией жён. Кроме того, в ближайшие годы, если будет идти процесс повышения заработной платы, то он будет осуществляться дифференцировано по половому признаку, причем с согласия женщин. Каким образом, спрашивается, и в каком направлении мы будем тогда решать насущные проблемы гендерной экономики и определять социальную политику в России, если даже на таком высоком уровне не осознается сама сущность поставленных проблем и, прячась за специфику национального менталитета, элементарно нарушаются конституционные права женщин, регламентирующих равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, в т.ч. в оплате труда?
Результаты обследования данного вопроса дали характерную картину реального положения российских женщин на рынке труда [1] с точки зрения непосредственно самих агентов этого рынка – работодателей и работников:
1. В целом, предпочтения работодателей при найме практически всех категорий работников, за исключением служащих средней квалификации, складываются в пользу мужчин (в процентах от всех работодателей: 64,1% против 7,4% ‑ при найме руководителей верхнего звена; 40,7% против 21,6% ‑ руководителей среднего звена; предпочтения специалистам, ИТР ‑ 28,6% и 23,4% соответственно мужчинам и женщинам; квалифицированным работникам – 59,7% и 10% соответственно). При этом, 45,5% работодателей открыто согласились с утверждением о том, что в условиях высокой безработицы мужчинам работа нужна больше и женщины должны уступить рабочие места мужчинам.
2. “Домашняя” нагрузка, т.е. неоплачиваемый труд по ведению домашнего хозяйства, занимает значительно больше времени у женщин по сравнению с мужчинами. Это неравенство характерно абсолютно для всех группировок опрошенных работников, независимо от возраста, семейного или должностного положения. (На ведение домашнего хозяйства мужчина тратит 1,4 часа в рабочий день, женщина – в два раза больше. В выходные дни “семейная нагрузка” мужчины составляет 3,4 часа против 5,8 часов у женщин. Время на отдых у мужчин – 12,3 часа в рабочие дни и 18,3 в выходные, а у женщин лишь 11,6 часа и 17,1 часа соответственно.)
3. Женщины в три раза чаще отмечают, что получают заработную плату ниже по сравнению с мужчинами, занимающими ту же должностную позицию. Мужчины также в три раза чаще отмечают, что получают зарплату выше.
4. Продолжительность женской завершенной безработицы почти в 1,5 раза превышает мужскую (31 и 23 недели соответственно), что подтверждает гипотезу о том, что женщинам сложнее найти работу.
Таким образом, по результатам проведенного ЦИРТ обследования отдельных типичных регионов России можно сделать ряд выводов о сегодняшней ситуации на рынке труда в гендерном аспекте:
Возможности для реализации стремления к карьере у мужчин и женщин в нашей стране очень различны. Чрезвычайно сложно российской женщине добиваться роста профессионально-должностного уровня. Давление старых традиций семейно-бытовых отношений обусловливают низкую оценку конкурентоспособности женской рабочей силы, в т.ч. вызывая низкую самооценку своих возможностей у женщин. Общественное мнение внушает им неуверенность в качестве своей рабочей силы, но, тем не менее, большинство из них стремятся к успеху, к карьере.
Наличие подобных проблем свидетельствует о существовании глубоко укоренившихся в общественном сознании и восприятии социально-культурных, психологических стереотипов, препятствующих адекватному карьерному росту работающих женщин. Внедрение рыночных ценностей при оценке роли женщины в семейных отношениях, в сравнительном сопоставлении занятости, карьеры и семьи со странами развитой рыночной системы, уже наработавших опыт решения подобных проблем и пути выхода из сложившейся ситуации, является необходимой основой преодоления социально-культурных, психологических, ментальных и прочих стереотипов, препятствующих эффективному функционированию женщин на российском рынке труда.
____________________________
[1] По материалам аналитического доклада Центра исследования рынка труда (ЦИРТ) Института Экономики РАН: “Повышение конкурентоспособности женщин на российском рынке труда”, апрель 2000г.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:34:53