Антикризисное управление деятельностью потребительской кооперации региона

Фазлиев Р.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В основу механизма антикризисного управления системой потребительской кооперации региона должна быть заложена трехуровневая соподчиненная управленческая система, состоящая из кооперативов трех уровней и включающая в себя организационную и финансовую подсистемы.

Ключевые слова: антикризисное управление, потребительская кооперация, экономика региона



В основу механизма антикризисного управления системой потребительской кооперации региона должна быть заложена трехуровневая соподчиненная управленческая система, состоящая из кооперативов трех уровней и включающая в себя организационную и финансовую подсистемы.

Региональный и общероссийский уровни управления

При этом на уровне региональной ассоциации осуществляется, так называемая, аккредитация потребительских кооперативов и формирование фонда развития потребительских кооперативов (ФРПК), носящего характер стабилизационного или резервного фонда, который может осуществлять финансовую поддержку отдельных кооперативов на договорной основе. Кроме того, кооперативы второго или регионального уровня призваны осуществлять мониторинг, представительские функции на региональном и федеральном уровнях, оказывать консультационные и образовательные услуги, осуществлять делегированные государством функции надзора и регулирования.

На третьем уровне формируются общероссийские национальные объединения кооперативов всех видов деятельности, задачами которого являются ведение единой базы данных фондов развития потребительских кооперативов, а также их членов, мониторинг кооперативов и их ассоциаций, разработка совместно с государством финансовых нормативов и стандартов, регулирующих деятельность кооператоров, осуществление представительских функций на национальном и международном уровне, предоставление консалтинговых услуг, осуществление надзорных и регулирующих функций [2].

Сформированная таким образом система предусматривает создание своеобразной иерархической вертикали власти, при которой на всех уровнях управления каждый ее элемент наделяется добровольно делегируемыми кооперативами полномочиями и функциями. Создаваемые на втором уровне стабилизационные и резервные фонды позволяют кооперативам своевременно пополнять свои оборотные средства на условиях существенно более низких процентах по сравнению с коммерческими банками, а вкладчикам получать определенные доходы от размещения временно свободных средств.

Фонд развития потребительских кооперативов

Основную функцию в механизме антикризисного управления системой потребительской кооперации в регионе должен играть фонд развития потребительской кооперации как некоммерческая организация, учреждаемая ее членами на основе добровольных имущественных и денежных взносов. Учредителями ФРПК могут являться государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Однако участниками ФРПК, по нашему мнению, могут являться только фонды развития кооперации, кооперативы и пайщики, специально учреждаемые органами государственными власти. Это может быть определенной гарантией постепенной трансформации кооперативной формы организации хозяйственной деятельности в акционерную.

Главной задачей фонда является аккумулирование средств своих членов для формирования финансовой базы поддержки и развития предприятий потребительской кооперации. Таким образом, фонд системы потребительской кооперации Республики Татарстан призван стать основой антикризисного финансового механизма, позволяющего обеспечить финансовую поддержку и развитие передовых форм организации кооперативного движения в регионе. Все это можно обеспечить при условии распространения на деятельность фонда принципов кооперативного кредитования, а также организации и привлечения в деятельность фонда страховой кооперативной компании и форме общества взаимного страхования. Принципы взаимного страхования тесно перекликаются с принципами кооперативного кредитования, по своей сути основанными на обеспечении поддержки только участников этих кооперативных объединений.

Задачи, решаемые фондом

Задачи ФРПК как инструмента антикризисной политики в системе потребительской кооперации должны быть следующими [2]:

— привлечение государственных и корпоративных крупных финансовых средств для улучшения обеспечения сельского населения и членов кооперативов дешевыми кредитными ресурсами для пополнения оборотных средств;

— развитие на этой основе кооперативного движения в сельской местности, потребительской, производственной, заготовительной, кредитной кооперации, индивидуального предпринимательства и фермерских хозяйств;

— формирование на основе ФРПК взаимосвязанной системы кредитных кооперативов, работающих в разных секторах экономики для более эффективного использования средств фонда в решении проблем сельской потребительской кооперации;

— разработка нового финансового инструментария, позволяющего использовать в кредитовании сельских кооперативов и личных подворий средств корпоративных инвесторов и фондов на льготных условиях;

— совершенствование земельного и имущественного комплекса сельских кооперативов, личных подворий сельского населения в качестве эффективного и легитимного залогового финансового инструмента, повышающего инвестиционную привлекательность сельского хозяйства и доступность средств для его работников;

— сращивание инструментов кредитования и страхования в рамках единого инструментария ФРПК;

— распространение успешного опыта организации и функционирования ФРПК в других региональных объединениях потребительских кооперативов.

Наличие финансового инструментария в рамках ФРПК существенно повышает инвестиционную привлекательность системы потребительской кооперации региона для различных корпоративных инвесторов, так как может выступать гарантом или средством залога при реализации крупных инвестиционных проектов в отрасли.

Социально-экономический эффект деятельности фонда

Результатом реализации проекта формирования и развития ФРПК региона может иметь достаточно высокий социально-экономический эффект, выражающийся через [3,4]:

— увеличение объемов производственной и заготовительной деятельности всей системы потребительской кооперации региона;

— рост рентабельности кооперативных организаций и предприятий и увеличение их доходных статей;

— увеличение объемов налоговых поступлений в бюджеты местных органов самоуправления;

— увеличение доступности кредитных ресурсов для системы потребительской кооперации для пополнения их оборотных средств [1];

— увеличение доступности заемных средств на неотложные нужды для сельского населения и членов кооперативов;

— развитие фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств сельских жителей;

— вовлечение земель и имущества сельских жителей в виде домов, транспортных средств, приусадебных участков, земельных наделов и паев в финансовый оборот через механизм формирования ликвидного и застрахованного консолидированного залога;

— формирование дополнительного финансового ресурса и инструмента регулирования и влияния органов местного самоуправления на процесс формирования и развития системы потребительской кооперации в регионе;

— формирование предпосылок для привлечения инвестиций, направленных на внедрения инновационных проектов развития системы потребительской кооперации в регионе;

— реализацию отдельных инновационных проектов за счет собственных ресурсов системы потребительской кооперации, при использовании механизма финансового инструментария ФРПК.

Важным преимуществом предлагаемого формирования и развития ФРПК является то, что фонд как достаточно крупный финансовый инструмент с наличием механизма ликвидного оформленного залогового имущества в виде земельных паев и наделов, получает возможность устанавливать отношения с такими инвестиционными институтами как, например, стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан или Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, представляющих огромный интерес для системы потребительской кооперации в качестве инвесторов.


Источники:

1. Калиничев В. Лига кредитных союзов (Вчера. Сегодня. Завтра.) / Вестник кооперации. – 2007. - № 1 (113). – апрель.

2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. // Деловой вестник. – 2008. - № 4(88). – апрель. – М.: Центросоюз.

3. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. – 328 с.

4. Сероштан М.В. Перспективы развития кооперативного движения в ХХ веке // Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. – М., 2001.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:41:12