Формирование маркетинговой стратегии экономического развития закрытого города
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Развитие городов в значительной степени зависит от способности менеджеров эффективно использовать имеющиеся ресурсы и особенности территории. Сегодня при отсутствии четкой государственной политики в отношении закрытых административно- территориальных образований (ЗАТО) на фоне перемен, связанных с болезненным включением предприятий ядерно-оружейного комплекса в рынок, этот вопрос постоянно обостряется.
Ключевые слова: город, маркетинговая стратегия, стратегия экономического развития, закрытые административно-территориальные образования, ядерно-оружейный комплекс
Развитие городов в значительной степени зависит от способности менеджеров эффективно использовать имеющиеся ресурсы и особенности территории. Сегодня при отсутствии четкой государственной политики в отношении закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) на фоне перемен, связанных с болезненным включением предприятий ядерно-оружейного комплекса в рынок, этот вопрос постоянно обостряется.
Можно предположить дальнейшую судьбу ЗАТО в нескольких вариантах:
— полное исчезновение, превращение ЗАТО в обычный открытый город;
— сохранение существующего статуса с целью обеспечения безопасности страны;
— как вариант опережающей стратегической безопасности — развитие и укрепление позиций ЗАТО с целью создания новейших образцов ядерного и неядерного вооружения.
В последнем варианте безусловна необходимость сохранения закрытости городов на фоне значительного повышения качества жизни жителей ЗАТО.
Преимущества ЗАТО стали сомнительными…
В управлении сложными экономическими системами все чаще рассматриваются подходы к территориям как к объектам маркетинга, одной из задач которого является обеспечение качественно новой жизни. Насколько эти положения применимы к ЗАТО?
Понятие «маркетинг территории» следует рассматривать, прежде всего, как необходимость признания её слабых сторон и разработки путей преобразования среды в целом. Одним из основных средств обеспечения экономического роста в нынешних условиях является приток инвестиций, что при закрытости городов весьма проблематично.
Вторым средством является привлечение молодого населения в ЗАТО, рост конкурентоспособности территории. Характерной ее чертой может стать задача обслуживания не только экономически выгодных, но и затратных социально значимых сегментов рынка за счет прибыльных.
Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территорий ЗАТО должен преследовать цели:
— совершенствования имиджа территории, ее деловой и социальной конкурентоспособности,
— расширения участия в международных, федеральных, региональных программах,
— привлечения государственных и других внешних заказов, инвестиций,
— стимулирования приобретения собственных ресурсов территории за её пределами в её интересах.
…ресурсы практически исчерпаны,…
Каковы имеющиеся ресурсы ЗАТО? Ранее имевшиеся особенности практически исчерпаны:
— фиаско «оффшорной» зоны;
— проблема «буксующей» конверсии и диверсификации оборонных предприятий;
— отсутствие рынка труда для высвобождающихся с предприятий ядерно-оружейного комплекса специалистов;
— отток молодежи и старение кадров;
— постепенное выравнивание доходной части бюджета ЗАТО с открытыми муниципальными образованиями;
— неиспользование возможностей ЗАТО на внутреннем и внешнем рынках.
Все это приводит к невозможности саморазвития закрытых территорий в рыночных условиях.
…но подумаем об улучшении жизни сограждан,…
Применение технологии маркетинга территории – один из путей к разрешению создавшегося комплекса социально-экономических проблем.
Повышению имиджа ЗАТО препятствуют следующие факторы:
— недостаточное использование финансовых ресурсов хорошо обеспеченного населения;
— недооценка населением ЗАТО преимуществ своих территорий;
— продолжающее оставаться негативным и недоверительным отношение соседних населенных пунктов;
— скудость информации о градообразующих и иных предприятиях;
— отсутствие консолидации усилий всех ЗАТО РФ;
— недооценка культурно-исторического ресурса и др.
Следовательно, ряд задач, направленных на достижение цели, выполним при небольших и консолидированных усилиях администраций ЗАТО и ассоциации закрытых городов. На начальном этапе маркетинг территории должен быть направлен на использование и развитие уже существующих преимуществ. Среди «потребителей территории» надо постоянно видеть далеко не только иностранцев, но и, прежде всего, собственное население и предпринимательские круги. Постепенное улучшение их самочувствия — гарантия дальнейшего развития.
Маркетинг территории ЗАТО Сарова находится на низком уровне (табл. 1). И это несмотря на имеющийся потенциал в сфере кадров, достаточно высокое качество жизни, историко-культурный потенциал, современные наукоемкие и информационные технологии и мн. др.
Таблица 1
Характеристика предпосылок для осуществления маркетинга территории ЗАТО Сарова [1]
Компонент развития маркетинга территории
|
Характеристика компонента
|
Оценка экспертов
|
1.Территориальный продукт (ассортимент, количество и качество ресурсов территории, востребуемых ее потребителями):
|
|
|
Географическое положение
|
Удаленность от областного центра, крупных городов
|
2
|
Население (персонал)
|
Сосредоточение научных и инженерно-технических кадров
|
9
|
Качество жизни
|
Выше уровня областного города
|
8
|
Инфраструктура
|
Недостаточна для высокого имиджа территории
|
6
|
Историко-культурный аспект
|
Высок
|
10
|
Сырьевые ресурсы
|
Саровская вода
|
2
|
Уровень деловой активности
|
Недостаточно высок
|
5
|
Доступ к «дешевым» деньгам
|
Низок
|
2
|
Уровень развития сферы поддержки бизнеса
|
Низок
|
3
|
Рекламный рынок
|
Недостаточно развит
|
4
|
Аудит
|
Имеет место
|
5
|
public relations
|
Недостаточны для высокого имиджа территории
|
5
|
2. Цена территориального продукта (затраты, которые несут потребители территории):
|
|
|
2.1. Стоимость жизни
|
Средний уровень
|
7
|
2.2. Уровень доходов и социальных льгот
|
Высокий
|
8
|
2.3. Стоимость конкретных товаров и услуг на территории
|
Выше среднего
|
3
|
2.4. Величина суточных карманных расходов
|
Средняя
|
6
|
2.5.Для корпоративных потребителей на предварительном этапе:
|
|
|
2.5.1.Транспортные расходы
|
Выше средних
|
3
|
2.5.2.Время и усилия, нужные для получения необходимой информации
|
Продолжительное
|
3
|
2.5.3. Стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования
|
Выше среднего
|
3
|
2.5.4. Подготовка площадки, строительство
|
Средняя
|
3
|
2.6. Налоговые льготы и освобождения
|
Ниже других территорий
|
2
|
2.7. Правила раздела продукции и вывоза прибыли
|
Не сформированы
|
1
|
2.8. Степень комфортности пребывания компании в городе
|
Выше средней
|
7
|
3.Размещение, распределение территориального продукта:
|
|
|
3.1. Материальных ресурсов
|
На среднем уровне
|
6
|
3.2. Кадров
|
На среднем уровне
|
6
|
3.3.Потребителей
|
На среднем уровне
|
6
|
3.4.Высокоинтеллектуального потенциала
|
На высоком уровне
|
9
|
3.5.Современных информационных технологий
|
На высоком уровне
|
9
|
3.6. Сетевых и виртуальных организационных структур
|
На высоком уровне
|
8
|
4. Продвижение территории:
|
На низком уровне
|
3
|
4.1.Рекламная и PR-кампании, включая определение адресатов и каналов продвижения информации, ее оптимальных форм, носителей, объемов, временных режимов предъявления
|
На среднем уровне
|
4
|
4.2. Маркетинг имиджа
|
На среднем уровне
|
4
|
4.3. Маркетинг притягательности
|
Ниже среднего уровня
|
3
|
4.4. Маркетинг инфраструктуры
|
Ниже среднего уровня
|
4
|
4.5. Маркетинг населения, персонала.
|
Высокий
|
8
|
…и маркетинговый механизм сформируется сам собой
Основными элементами маркетингового механизма управления развитием ЗАТО могли бы стать следующие:
— формирование маркетинговой стратегии, являющейся составной частью общей стратегии экономического развития ЗАТО;
— маркетинговая поддержка уже существующих предприятий;
— привлечение новых предприятий в ЗАТО;
— формирование современного имиджа закрытого города;
— продвижение нового имиджа закрытого города;
— совершенствование внутренней городской среды.
Источники:
2. Комаров А.Е. Управление развитием закрытого административно-территориального образования с использованием маркетингового механизма. Автореф. дисс. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2006. – 24 с.
3. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:04:17