Система управления бизнес-процессами в крупных компаниях пищевой промышленности

Рябова Н.В., Саидов З.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Система управления воздействует на производственно-коммерческую структуру предприятия через организационный механизм управления. Поэтому выбор стратегии функционирования производства и стратегии управления, адаптированных к условиям развитой рыночной экономики, вызывает необходимость изменения организационного механизма путем замены одних составляющих на другие или включения новых элементов. Автором разработана организационная структура, приемлемая для крупных компаний пищевой промышленности, адаптированная к современным условиям рыночной экономики.

Ключевые слова: пищевая промышленность, управление бизнес-процессами



Система управления воздействует на производственно-коммерческую структуру предприятия через организационный механизм управления. Поэтому выбор стратегии функционирования производства и стратегии управления, адаптированных к условиям развитой рыночной экономики, вызывает необходимость изменения организационного механизма путем замены одних составляющих на другие или включения новых элементов.

Автором разработана организационная структура, приемлемая для крупных компаний пищевой промышленности, адаптированная к современным условиям рыночной экономики.

Система управления бизнес-процессами реализуется путем оптимального распределения функций, обязанностей, прав и ответственности, исключения дублирования и параллелизма в структурных подразделениях в соответствии с установленным порядком и формами их взаимодействия. Эффективность функционирования предприятия зависит от того, насколько рационально построена организационная структура, как определена подчиненность менеджеров по уровням управления, как осуществляются отношения и взаимосвязи межу подразделениями и службами.

На особенности организационной структуры влияют следующие факторы:

‑ масштаб производства;

‑ ассортимент продукции;

‑ совокупность видов бизнес-процессов;

‑ каналы товародвижения продукции;

‑ уровень профессионально-квалификационного состава, его численности;

‑ количество производственных цехов и участков;

‑ выбор номенклатуры выпускаемой продукции.

Организация управления бизнес-процессами вызывает необходимость обоснования концепции развития предприятия, исследования ниши и сегментов рынка для выбора приоритетных видов деятельности, планирования на текущий и перспективные периоды.

Способность распределять приоритеты и снижать риски

Основными задачами менеджмента бизнес-процессов являются:

‑ точное исполнение обязанностей по выполнению проекта;

‑ обеспечение единой инновационной политики во всех подразделениях;

‑ выделение состава самостоятельных функциональных служб и подразделений;

‑ подбор квалифицированных кадров;

‑ тщательная подготовка положений об отделах и должностных инструкциях;

‑ жесткий контроль реализации проекта в срок;

‑ разработка дифференцированных механизмов, стимулирующих деятельность всего персонала на рост производительности труда;

‑ обеспечение централизованного управления по объектам.

В этих условиях большое значение должны приобретать:

‑ способность руководителей всех рангов управления бизнес-процессами равномерно распределять обязанности между менеджерами низшего уровня и специалистами;

‑ умение предусматривать и снижать риски в производственно-хозяйственной деятельности;

‑ способность определять приоритеты и перспективы развития.

Выбранной стратегии развития предприятия и системе управления бизнес-процессами должна соответствовать организационная структура, ориентированная на достижение поставленных целей. В теории и практике менеджмента используются различные виды структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная. В условиях рыночной экономики произошел интервенционный взрыв. В результате стали использовать программно-целевые, матричные, проектные, дивизионные и другие виды структур [1, 2].

От чего зависит организационная структура менеджмента

Как показало выполненное исследование, организационная структура управления каждого вида предприятия имеет свои особенности, которые определяются рядом субъективных и объективных факторов.

Анализ организационной структуры хлебозавода позволил выявить, что в ведении финансового директора находится планово-экономический отдел и бухгалтерия. Коммерческому директору подчинены отделы снабжения, сбыта и магазины, а главному инженеру – все технические службы. Производственный директор осуществляет руководство управляющими цехом хлебобулочных изделий и двумя кондитерскими цехами. Организационная структура мясокомбината, включающая, кроме первого руководителя, четыре директора по различным направлениям деятельности, свидетельствует о ее определенной адаптации к новым условиям работы.

Этот ряд примеров можно было бы значительно расширить. Однако уже приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что построение организационных структур управления различными предприятиями должно осуществляться в зависимости от следующих факторов:

‑ масштаба производства и ассортимента выпускаемой продукции;

‑ разветвленности производственной структуры и числа основных технологических цехов;

‑ инфраструктуры предприятия и видов деятельности;

‑ приближенности рынка сырья и сбыта продукции;

‑ методов реализации продукции и наличия каналов товародвижения собственными силами или через дистрибьюторскую или дилерскую сеть;

‑ сложившихся стереотипов мышления при построении организационной структуры, подчиненности и установления взаимоотношений.

Анализ показал, что в настоящее время в организационных структурах управления хлебозаводом, например, имеются планово-финансовые отделы, бухгалтерия, отдел сырья, отдел реализации продукции, лаборатория технического контроля, транспортный, механический и энергосиловой цехи. В компаниях по переработке мяса имеются такие службы, как юридическая, кадровая, финансовая, логистики, региональных продаж, маркетинговая.

В структуру булочно-кондитерского комбината входят:

‑ коммерческая, техническая и снабженческая службы;

‑ бюро стратегического планирования, перспективного развития, продаж фасовочной продукции;

‑ отделы: бухгалтерии, кадров, качества, программирования, маркетинга, планово-экономический.

Подчиненность "по горизонтали"

Изучение перечня структурных подразделений позволяет заключить, что в их составе отсутствуют подразделения по управлению изменениями, внешнеэкономической деятельности, снижению рисков, организации труда, зарплаты и стимулированию персонала, контроллингу, безопасности.

Учитывая это, принят подход построения организационной структуры, имеющей отличительную направленность связей и уровней управления от традиционных, которым свойственна вертикальность подчиненности. В отличие от структур, когда директору подчинен весь аппарат, в данной работе предложен подход построения системы управления бизнес-процессами по горизонтали.

В основу предлагаемой организационной структуры управления бизнес-процессами принята концептуальная модель, построенная по департаментному принципу, ориентированная на экономический рост и увеличение прибыли.

Предлагаемая организационная структура управления бизнес-процессами крупной организации построена на основе создания 7 департаментов. Каждый из них содержит ряд служб, которые могут образовываться в отделы, бюро и пр. (рис. 1).

Рис. 1. Предлагаемая организационная структура управления бизнес-процессами

И неплохо было бы провести реструктуризацию…

Таким образом, на основе результатов исследования разработана организационная структура управления бизнес-процессами для крупного предприятия в зависимости от условий внешней среды и внутренних возможностей. Использование предлагаемой модели предполагает оптимальное сочетание децентрализации управления и обеспечивает:

‑ создание современной структуры управления, адекватной изменениям внешней среды;

‑ повышение удельного веса творческой работы у менеджеров высшего уровня;

‑ снижение риска управления;

‑ обеспечение быстрой оперативности принимаемых решений;

‑ рост заработной платы.

Можно заключить, что для каждого хозяйствующего субъекта должна быть разработана индивидуальная структура управления бизнес-процессами. В то же время, в условиях несовершенной конкуренции и экономической нестабильности необходимо сделать акцент на реструктуризацию действующей организационной структуры управления бизнес-процессами предприятий и введение в нее таких служб, которые ранее отсутствовали.


Источники:

1. Гусев В.В., Ходурский М.Л., Баранов В.Д. Основные варианты создания корпораций в пищевой промышленности. // Пищевая промышленность. – 2006. – №12.

2. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. / Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: ФАИР-Пресс, 2001. – 288 с.

3. Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 248 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:50