Система управления бизнес-процессами в крупных компаниях пищевой промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Система управления воздействует на производственно-коммерческую структуру предприятия через организационный механизм управления. Поэтому выбор стратегии функционирования производства и стратегии управления, адаптированных к условиям развитой рыночной экономики, вызывает необходимость изменения организационного механизма путем замены одних составляющих на другие или включения новых элементов. Автором разработана организационная структура, приемлемая для крупных компаний пищевой промышленности, адаптированная к современным условиям рыночной экономики.
Ключевые слова: пищевая промышленность, управление бизнес-процессами
Система управления воздействует на производственно-коммерческую структуру предприятия через организационный механизм управления. Поэтому выбор стратегии функционирования производства и стратегии управления, адаптированных к условиям развитой рыночной экономики, вызывает необходимость изменения организационного механизма путем замены одних составляющих на другие или включения новых элементов.
Автором разработана организационная структура, приемлемая для крупных компаний пищевой промышленности, адаптированная к современным условиям рыночной экономики.
Система управления бизнес-процессами реализуется путем оптимального распределения функций, обязанностей, прав и ответственности, исключения дублирования и параллелизма в структурных подразделениях в соответствии с установленным порядком и формами их взаимодействия. Эффективность функционирования предприятия зависит от того, насколько рационально построена организационная структура, как определена подчиненность менеджеров по уровням управления, как осуществляются отношения и взаимосвязи межу подразделениями и службами.
На особенности организационной структуры влияют следующие факторы:
‑ масштаб производства;
‑ ассортимент продукции;
‑ совокупность видов бизнес-процессов;
‑ каналы товародвижения продукции;
‑ уровень профессионально-квалификационного состава, его численности;
‑ количество производственных цехов и участков;
‑ выбор номенклатуры выпускаемой продукции.
Организация управления бизнес-процессами вызывает необходимость обоснования концепции развития предприятия, исследования ниши и сегментов рынка для выбора приоритетных видов деятельности, планирования на текущий и перспективные периоды.
Способность распределять приоритеты и снижать риски
Основными задачами менеджмента бизнес-процессов являются:
‑ точное исполнение обязанностей по выполнению проекта;
‑ обеспечение единой инновационной политики во всех подразделениях;
‑ выделение состава самостоятельных функциональных служб и подразделений;
‑ подбор квалифицированных кадров;
‑ тщательная подготовка положений об отделах и должностных инструкциях;
‑ жесткий контроль реализации проекта в срок;
‑ разработка дифференцированных механизмов, стимулирующих деятельность всего персонала на рост производительности труда;
‑ обеспечение централизованного управления по объектам.
В этих условиях большое значение должны приобретать:
‑ способность руководителей всех рангов управления бизнес-процессами равномерно распределять обязанности между менеджерами низшего уровня и специалистами;
‑ умение предусматривать и снижать риски в производственно-хозяйственной деятельности;
‑ способность определять приоритеты и перспективы развития.
Выбранной стратегии развития предприятия и системе управления бизнес-процессами должна соответствовать организационная структура, ориентированная на достижение поставленных целей. В теории и практике менеджмента используются различные виды структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная. В условиях рыночной экономики произошел интервенционный взрыв. В результате стали использовать программно-целевые, матричные, проектные, дивизионные и другие виды структур [1, 2].
От чего зависит организационная структура менеджмента
Как показало выполненное исследование, организационная структура управления каждого вида предприятия имеет свои особенности, которые определяются рядом субъективных и объективных факторов.
Анализ организационной структуры хлебозавода позволил выявить, что в ведении финансового директора находится планово-экономический отдел и бухгалтерия. Коммерческому директору подчинены отделы снабжения, сбыта и магазины, а главному инженеру – все технические службы. Производственный директор осуществляет руководство управляющими цехом хлебобулочных изделий и двумя кондитерскими цехами. Организационная структура мясокомбината, включающая, кроме первого руководителя, четыре директора по различным направлениям деятельности, свидетельствует о ее определенной адаптации к новым условиям работы.
Этот ряд примеров можно было бы значительно расширить. Однако уже приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что построение организационных структур управления различными предприятиями должно осуществляться в зависимости от следующих факторов:
‑ масштаба производства и ассортимента выпускаемой продукции;
‑ разветвленности производственной структуры и числа основных технологических цехов;
‑ инфраструктуры предприятия и видов деятельности;
‑ приближенности рынка сырья и сбыта продукции;
‑ методов реализации продукции и наличия каналов товародвижения собственными силами или через дистрибьюторскую или дилерскую сеть;
‑ сложившихся стереотипов мышления при построении организационной структуры, подчиненности и установления взаимоотношений.
Анализ показал, что в настоящее время в организационных структурах управления хлебозаводом, например, имеются планово-финансовые отделы, бухгалтерия, отдел сырья, отдел реализации продукции, лаборатория технического контроля, транспортный, механический и энергосиловой цехи. В компаниях по переработке мяса имеются такие службы, как юридическая, кадровая, финансовая, логистики, региональных продаж, маркетинговая.
В структуру булочно-кондитерского комбината входят:
‑ коммерческая, техническая и снабженческая службы;
‑ бюро стратегического планирования, перспективного развития, продаж фасовочной продукции;
‑ отделы: бухгалтерии, кадров, качества, программирования, маркетинга, планово-экономический.
Подчиненность "по горизонтали"
Изучение перечня структурных подразделений позволяет заключить, что в их составе отсутствуют подразделения по управлению изменениями, внешнеэкономической деятельности, снижению рисков, организации труда, зарплаты и стимулированию персонала, контроллингу, безопасности.
Учитывая это, принят подход построения организационной структуры, имеющей отличительную направленность связей и уровней управления от традиционных, которым свойственна вертикальность подчиненности. В отличие от структур, когда директору подчинен весь аппарат, в данной работе предложен подход построения системы управления бизнес-процессами по горизонтали.
В основу предлагаемой организационной структуры управления бизнес-процессами принята концептуальная модель, построенная по департаментному принципу, ориентированная на экономический рост и увеличение прибыли.
Предлагаемая организационная структура управления бизнес-процессами крупной организации построена на основе создания 7 департаментов. Каждый из них содержит ряд служб, которые могут образовываться в отделы, бюро и пр. (рис. 1).
Рис. 1. Предлагаемая организационная структура управления бизнес-процессами
И неплохо было бы провести реструктуризацию…
Таким образом, на основе результатов исследования разработана организационная структура управления бизнес-процессами для крупного предприятия в зависимости от условий внешней среды и внутренних возможностей. Использование предлагаемой модели предполагает оптимальное сочетание децентрализации управления и обеспечивает:
‑ создание современной структуры управления, адекватной изменениям внешней среды;
‑ повышение удельного веса творческой работы у менеджеров высшего уровня;
‑ снижение риска управления;
‑ обеспечение быстрой оперативности принимаемых решений;
‑ рост заработной платы.
Можно заключить, что для каждого хозяйствующего субъекта должна быть разработана индивидуальная структура управления бизнес-процессами. В то же время, в условиях несовершенной конкуренции и экономической нестабильности необходимо сделать акцент на реструктуризацию действующей организационной структуры управления бизнес-процессами предприятий и введение в нее таких служб, которые ранее отсутствовали.
Источники:
2. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. / Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: ФАИР-Пресс, 2001. – 288 с.
3. Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 248 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:50