Оценка факторов налогового риска организации
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Павлова М.С., Краюшкина Т.В. Оценка факторов налогового риска организации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 52-56.
Аннотация:
В результате осуществления предпринимательской деятельности возникает множество рисков, в том числе налоговых. Очевидно, что их своевременное выявление позволяет во многом избежать негативных последствий на финансовые результаты либо существенно их уменьшить.
Ключевые слова: налогообложение, налоговое планирование, налоговый учет, налоговые риски
В результате осуществления предпринимательской деятельности возникает множество рисков, в том числе налоговых. Очевидно, что их своевременное выявление позволяет во многом избежать негативных последствий на финансовые результаты либо существенно их уменьшить.
Законодательная система налогообложения в России является достаточно сложной, нестабильной, а правоприменительная и судебная практика – весьма противоречивой. Как показывает практика, без профессиональной помощи разобраться во всех аспектах налогообложения и его оптимальном применении практически невозможно. В настоящее время налоговым планированием, как правило, занимаются крупные предприятия, однако эта проблема характерна и для малого бизнеса.
В системе налогообложения сталкиваются интересы различных участников: с одной стороны – налогоплательщиков, а с другой – государства, которое становится собственником части отчужденного в свою пользу первичного дохода. Они по-разному оценивают роль налогов. Противоречия состоят в том, что для государства первостепенной задачей является максимизация поступлений в бюджет, а для плательщика – минимизация налоговых изъятий.
Минимизация налоговых платежей — увеличение рисков
Стремление не платить налоги или платить их в меньшем размере будет существовать до тех пор, пока налоги остаются основным источником доходной части бюджета. Но в основном плательщики четко понимают, что налоги неизбежны и платить их необходимо. Они выбирают минимизацию налоговых обязательств с помощью использования льгот и максимального учета возможностей оптимизации и уменьшения платежей. Естественно, что при этом увеличиваются риски предприятий, связанные с уплатой налогов [4]. Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно и по собственному желанию изменять объем выплаченных налогов. Поэтому актуальным становится вопрос оптимизации налогообложения малого бизнеса и снижения степени налогового риска.
Проблема налоговых рисков и их оптимизация затрагивается в трудах многих ученых, в том числе Брызгалина А.В., Панскова В.Г., Павловой Л.П., Павлова И.П. и многих других. Существуют различные точки зрения экспертов по содержанию налогового планирования, однако мнения сходятся в том, что оптимизацию платежей следует отличать от ухода (уклонения) от налогов. Уход (уклонение) от налогов связан с противоправными действиями.
Факторы налоговых рисков
Стратегической целью налоговой оптимизации является не только экономия, но и сведение к минимуму штрафных санкций, снижение рисков [1]. Налоговая оптимизация должна быть направлена не только на поиск всех возможных вариантов уменьшения платежей, но и на обоснование правильности исчисления сумм налогов, особенно в спорных ситуациях.
Таким образом, можно отметить, что оптимизация налоговых рисков – снижение финансовых потерь в результате учета совокупности факторов налогового риска.
Под факторами налогового риска понимаются причины их возникновения, которые в зависимости от характера подразделяются на внутренние и внешние [3].
Существенное влияние на налоговые риски имеют внутренние факторы, которые поддаются управлению. К ним относят:
‑ ошибки планирования,
‑ недостатки координации работ,
‑ слабые общеэкономические знания руководства и персонала компании,
‑ недостатки организации финансовой и управленческой бухгалтерии,
‑ отсутствие алгоритма сбора и работы с внешней информацией,
‑ плохая организация труда сотрудников и пр.
Определение уровня налогового риска на хозяйствующий субъект может осуществляться разными способами, в том числе с помощью баллов. Интересным является метод рейтинговых показателей факторов налогового риска, предложенный учеными Кириченко Т.В. и Лариной Н.Б. [2].
Оценка налоговых рисков
Для количественно-качественной оценки уровня налогового риска организаций нами предлагается методика бальной оценки факторов риска. Эти показатели, учитывающие уровень финансовых потерь для организаций и их участников, налоговую политику, правоприменительную практику к налогоплательщику, организационную структуру организации, квалификацию персонала, особенности налогообложения и налогового учета, способствующие возникновению налогового риска, приведены в таблице 1.
Определение категории риска выполняется в два этапа. На первом этапе финансовые менеджеры организации либо лица, заинтересованные в определении уровня налогового риска, выбирают из таблицы факторы риска, присущие рассматриваемым организациям. Каждому фактору присваиваются баллы от 0 до 3-х, в зависимости от степени риска.
На втором этапе суммированием баллов определяется интегральная бальная оценка. В соответствии, с которой определяют категорию риска и намечают мероприятия по его снижению в зависимости от факторов риска и возможностей и особенностей деятельности организаций.
Таблица 1. Балльные оценки факторов налогового риска.
№ п/п
|
Факторы налогового риска
|
Значение показателя
|
1
|
Изменения налоговой политики государства
|
|
|
- увеличение налоговых ставок
|
3
|
|
- уменьшение налоговых ставок
|
0
|
|
- изменение порядка расчета налогооблагаемой базы
|
2
|
|
- изменение форм предоставляемой отчетности
|
1
|
|
- пр. изменения
|
1
|
2
|
Применение оценочных категорий в правоприменительной практике налоговыми органами и судами
|
|
|
- постановления налоговых органов в пользу налогоплательщиков
|
0
|
|
- судебные дела, решенные не в пользу налогоплательщика
|
3
|
3
|
Применяемые налоговые режимы
|
|
|
- сочетание налоговых режимов
|
3
|
|
- общий режим налогообложения
|
2
|
|
- один из специальных налоговых режимов
|
1
|
4
|
Виды деятельности
|
|
|
- более двух
|
3
|
|
- два
|
2
|
|
- один
|
1
|
5
|
Инструменты налогового планирования
|
|
|
- активная минимизация налогов либо уход от уплаты налогов
|
3
|
|
- налоговым планированием не занимаются
|
2
|
|
- нетипичные договора и сделки
|
1
|
|
- использование схем налоговой оптимизации
|
1
|
6
|
Уровень налоговой нагрузки
|
|
|
- от 50 % и выше
|
3
|
|
- от 30 % - до 49 %
|
2
|
|
- до 30 %
|
1
|
Качественная характеристика налогового риска определяется следующими категориями:
от 35 до 60 баллов – высокая;
от 19 до 34 баллов – средняя;
от 0 до 18 баллов – низкая.
Пути снижения налоговых рисков
В зависимости от того, в какой категории налогового риска находится предприятие, оно должно предпринять ряд действий. Так, для высокого уровня налогового риска рекомендуется применение безрисковых инструментов налогового планирования (рейтинг = 0), повышенное внимание руководства и ответственных лиц, возможно изменение организационной структуры предприятия, мониторинг законодательства, регулярный аудит и помощь налогового консультанта.
Для среднего уровня налогового риска предприятию необходимо повысить квалификацию персонала либо обратиться за помощью к налоговому консультанту, обратить внимание к процедурам по налоговому планированию, а также определить ответственных лиц по управлению налоговыми рисками.
При низком уровне налогового риска применяются обычные процедуры управления, однако необходим постоянный контроль со стороны руководства и собственников за происходящими изменениями.
Подводя итог, можно сделать вывод, что учет факторов налогового риска – одна из составляющих оптимизации налоговых платежей. Расчет балльной оценки категории налогового риска позволяет разработать мероприятия по его уменьшению, а также при учете определения объема налоговых и аудиторских проверок организации.
Источники:
2. Кириченко Т.В., Ларина Л.Б. Реализация парадигмы налогового планирования. - М.: Дашков и К, 2006. – 112 с.
3. Павлова М.С. Налоговый консалтинг как метод управления деятельностью предприятия. // Совершенствование подготовки кадров для системы потребительской кооперации на основе развития инноваций и качества: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 45-летию Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. – С. 500-502.
4. Павлова М.С. Современные методы и способы пополнения бюджетных доходов. – Чебоксары: Институт стратегических исследований, 2003. – 104 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:06:09