Роль социального фактора в управлении инвестиционным потенциалом региона (на примере Нижегородской области)
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (117), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В условиях перехода России к рыночной системе инвестиционная политика является не только ключевым инструментом государственного регулирования, но и стратегическим направлением осуществляемых преобразований. В этой связи сущность региональной инвестиционной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах общества благоприятные возможности и факторы, минимизировать негативное влияние финансовых рисков на социально-экономическое положение территории.
Ключевые слова: инвестиционная политика, социальная ответственность, инвестиционный потенциал региона, Нижегородская область, социальный эффект
В условиях перехода России к рыночной системе инвестиционная политика является не только ключевым инструментом государственного регулирования, но и стратегическим направлением осуществляемых преобразований. В этой связи сущность региональной инвестиционной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах общества благоприятные возможности и факторы, минимизировать негативное влияние финансовых рисков на социально-экономическое положение территории.
Региональная инвестиционная политика представляет собой комплекс принципов, методов и мероприятий органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации по регулированию инвестиционного процесса, а также механизм их реализации.
Абстрагируясь от традиционных факторов инвестиционной привлекательности региона, таких как экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, историческое развитие территории, необходимо отметить, что в настоящее время все более важную роль играет фактор социального развития. Именно он во многом и определят инвестиционную политику субъекта РФ.
Так, например, несмотря на тот факт, что хотя Башкортостан по большинству показателей социально-экономического развития относится к регионам-лидерам, достигнуты они в основном благодаря использованию природных ресурсов (нефть). Но республика отстает по показателям социального развития науки, инноваций, что в перспективе может отрицательно сказаться на его социально-инвестиционном потенциале.
Социальный фактор зависит от направления вектора социального развития, который, в свою очередь, определяется наличием объектов социальной инфраструктуры. В случае наличия соответствующей социальной инфраструктуры на определенной территории вектор становится положительным, а социальный фактор – инвестиционным потенциалом развития территории. Если же у региона есть проблемы с качеством услуг учреждений здравоохранения и образования, рекреационными зонами, криминальностью, то вектор становится отрицательным и социальный фактор переходит в разряд инвестиционных рисков территории.
Анализ потенциала муниципальных образований Нижегородской области показывает четкую диспропорцию по инвестиционной привлекательности между различными территориями. Так, по объему инвестиций в основной капитал разница между Нижним Новгородом и Тонкинским районом составляет 2149 раз.
Также наблюдаются различия между муниципальными образованиями по объему инвестиций на душу населения. Если в индустриально развитых районах этот показатель в среднем составляет 5-6 тыс. рублей, то на «периферии» ‑ около 1 тыс.
Анализ показывает, что наибольшее количество реализуемых инвестиционных проектов приходится на региональный центр и индустриальные районы области. В то же время, в «периферии» их насчитывалось немного, так как капиталовложения распределяются органами власти без учета необходимости выравнивания уровней экономического развития и потребностей рабочих мест. Как правило, инвестиционные проекты в этих районах носят локальный характер (ремонт ТЭЦ или дома культуры, спортивного комплекса и т.д.) и характеризуются низкой степенью финансирования.
С нашей точки зрения, механизм подъема слабо развитых территорий имеет дуалистический характер. Так, развитие инвестиционного потенциала депрессивных инвестиционных зон будет способствовать формированию их социальной сферы. Рост последней, в свою очередь, будет определять направления вложения инвестиций. Все эти особенности должны быть отражены во время разработки программ и стратегии регионального развития.
Для реализации адекватной социально-инвестиционной политики необходимо разработать стратегию социального развития территории, что обуславливает применение программно-целевого метода. Наиболее же эффективной структурой социального развития региона, с нашей точки зрения, является кластер.
Кластеры представляют собой сконцентрированные по географическому признаку группы компаний, специализированных поставщиков, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. Являясь замкнутой структурой, для дальнейшего своего развития кластер должен самостоятельно решать социальные задачи. Это особенно важно, если учитывать тот факт, что основой формирования кластера является социальный запрос государства, так как именно кластер является оптимальной структурой для комплексного развития территории.
Предпосылкой развития кластера является определение направления социального вектора, который, в свою очередь, зависит от уровня комфортности условий для проживания. Именно комфортные социальные условия и создают предпосылки для организации любого кластера. Не случайно идея о комфортных условиях для проживания населения была озвучена президентом РФ в послании Госсовету. Если вектор социального развития переходит в социальный потенциал, регион обладает значительной инвестиционной привлекательностью и наоборот.
По нашему мнению, для развития социально-инвестиционного потенциала в районах Нижегородской области необходимо определить следующие основные приоритеты развития и «точки роста»:
1. Развитие туристического потенциала конфессиональной и познавательной направленности. Развитие туристической инфраструктуры;
2. Создание технопкарка на окраине г. Сарова (селе Сатис) и развитие инновационной деятельности. Создание центра трансфера технологий;
3. Развитие и совершенствование всех сфер агропромышленного комплекса районов, так как они вследствие своего географического положения, особенностей природы и ресурсообеспеченности являются наиболее перспективными в условиях удорожания продуктов питания в мире.
По нашему мнению, для развития инвестиционного потенциала Нижегородской области правительству региона необходимо:
1.Разработать программу, нацеленную на создание комфортных социальных условий проживания и деятельности населения, что позволит обеспечить формирование положительного социального вектора, раскрытие и развитие инвестиционного потенциала региона;
2. Разработать комплекс мер, обеспечивающих прирост населения и создание мощной базы квалифицированных трудовых ресурсов как основы реализации инвестиционных процессов и долгосрочных программ развития региона;
3. Подготовить программу адаптации миграционных потоков в рамках государственной политики перераспределения трудовых ресурсов с учетом интересов региона и его потребностей в квалифицированных кадрах;
4. Разработать перспективный план развития социальной инфраструктуры региона с учетом интересов потенциальных инвесторов и перспектив развития территорий.
Особенностью социального фактора как инвестиционного инструмента является то, что он обладает длительной инвестиционной фазой (20-30 лет). Именно по этой причине при формировании инвестиционной политики целесообразно говорить о векторе социального развития.
В целом реализация обозначенных выше мероприятий позволит придать положительную динамику вектору социального развития Нижегородской области и окажет значительный вклад в усилении инвестиционной привлекательности региона.
Источники:
2. Программа развития бытового обслуживания населения в Нижегородской области на 2003-2005 годы. ‑ Н.Новгород, 2003.
3. Социально-экономическое развитие районов Нижегородской области в 2002-2006 годы. Статистический сборник. – Н.Новгород: Нижегородкомстат, 2004.
4.Социально-экономическое развитие районов Нижегородской области 2002-2006 годы. Статистический сборник. – Н.Новгород: Нижегородкомстат, 2005.
5.Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. – Н.Новгород, 2006.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 10:24:04