Upravlenie kachestvom obrazovaniya: problemy vkhozhdeniya v mirovoe soobshchestvo

Markova M.V.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 6-2 / June, 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:



Сама по себе идея вхождения России в общемировое образовательное пространство связана с проблемой повышения конкурентоспособности российских образовательных учреждений. В сентябре 2003 года РФ стала полноправным членом Болонского соглашения, тем самым, пытаясь создать в масштабах всей Европы единую, сильную, конкурентоспособную, привлекательную для всех студентов мира систему высшей школы с повышением академической мобильности между вузами.

При переходе к единому образовательному пространству России придется столкнуться с рядом проблем, связанных с введением двух циклов высшего образования.

Следует признать, что сегодня основная идея образовательной политики во всем мире состоит в определении образования как инструмента и способа решения геополитических задач. Сознавая наличие многих проблем, нуждающихся в решении, ЕС сделал ставку на то, чтобы мобильность высшей школы стала реальностью. Сегодня европейское высшее образование состоит из трех циклов (третий – докторантура), где каждый уровень имеет функцию подготовки студента к рынку труда, к дальнейшему развитию компетенции и активной гражданственности.

Как показало время, задача гармонизации национальных систем образования, выработки общих подходов оказалась трудновыполнимой. Слишком много различий имеют системы стран-участниц Болонского процесса. К примеру, в Германии до недавнего времени главная роль в обеспечении качества подготовки отводилась компетентности и ответственности преподавательского состава, руководителей вузов и учебных подразделений.

Различны и подходы к оценке качества высшего образования в странах Европы: например, с точки зрения учреждения в целом (во Франции) или отдельных образовательных программ (в большинстве стран Западной и Центральной Европы). Соответственно и система оценки качества сложилась в различных формах: либо аккредитации вузов, либо аккредитации отдельных уровней программ – бакалавриата и магистратуры.

От принимаемых по результатам оценки решений зависят финансирование вуза, подтверждение статуса, формирование имиджа учебного заведения. Действующая традиционная модель подготовки российских специалистов сохраняется как основная и ведет без промежуточных этапов к квалификации «специалист».

Многоуровневая система в соответствии с принятым соглашением имеет ряд недостатков. Один из них касается трудоустройства. Выпускника вуза со степенью бакалавра работодатели не торопятся принимать в компанию, полагая, что берут в штат лицо, обладающее средним профессиональным образованием повышенного уровня. Более того, квалификационный справочник профессий предполагает замещение вакансии «специалиста» теми лицами, которые имеют высшее профессиональное образование именно с квалификацией «специалист». Сложно представить, как наш бакалавр, устраивающийся на работу, предъявляет при собеседовании на предприятии «Государственный стандарт высшего профессионального образования», доказывая работодателю, что его образование – это один из уровней высшего профессионального образования.

Согласно канонам Болонского процесса, второй, более высокий по сравнению с бакалавром, уровень высшего образования – это магистратура. Широко распространенная ныне в Российской Федерации степень «специалиста» не вписывается в болонскую систему; выпускники вузов с таким дипломом со временем просто не будут «узнаваться» работодателем. Есть примеры, когда в некоторых европейских странах выпускников российских вузов с дипломом специалиста отказывались считать обладателями высшего образования, хотя, например, в Швеции, напротив, их пока приравнивают к магистру.

Время от времени европейской педагогической общественностью поднимается вопрос о введении двух разновидностей степени магистра ‑ «магистр науки» и «магистр по профессии». Первый будет сориентирован на дальнейшую научно-исследовательскую работу, а второй, очевидно, приобретет больше навыков и умений менеджера.

В случае повсеместного принятия такого деления нынешнюю российскую степень «специалист» вполне можно заменить понятной европейцам степенью «магистр по профессии». В отличие от бакалавра, имеющего ограничения по трудоустройству, для выпускника вуза с дипломом магистра должны быть открыты все должности, предусматривающие наличие высшего образования.

Магистерская степень очень привлекательна в Европе, она открывает двери к научным исследованиям третьей системы степеней – докторской диссертации. Но, получит ли право магистр в России на защиту докторской диссертации, минуя защиту степени кандидата наук? Сегодня на этот вопрос ответить однозначно не представляется возможным.

Но в Болонском процессе свои планы, и вот как они звучат: «Нам необходимо добиваться увеличения числа кандидатов на докторскую степень, выбирающих научно-исследовательскую карьеру в европейском пространстве высшего образования. Мы считаем участников программы третьего цикла как студентами, так и начинающими исследователями. Мы акцентируем важную роль научных исследований для совершенствования качества и улучшения конкурентоспособности и привлекательности европейского пространства высшего образования».

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. ставит сложнейшую задачу – введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий профессионального образования и соответствующих государственных стандартов в целях формирования программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности. Данная задача в настоящее время уже выполняется.

На Конференции Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании было рекомендовано разработать согласованные стандарты, процедуры и методики обеспечения качества, а также гарантировать качество обучения посредством оценки деятельности национальных аккредитационных агентств.

Если проанализировать требования к национальным системам обеспечения качества образования, установленные Болонской декларацией, то российская система государственной аккредитации вузов в достаточной мере соответствует им, и лишь по отдельным направлениям требует совершенствования.

Сейчас уже никто не измеряет ту или иную образовательную ступень в количестве лет. Измеряют в зачетных единицах. Условно считается, что один год – это 60 единиц. Поэтому от 180 до 240 зачетных единиц как бы весит первая ступень и плюс 90 или от 90 до 120 единиц весит вторая ступень. И это должно стать мерилом качества подготовки специалиста с высшим образованием. Одна зачетная единица – это наши 36 академических часов. Часы останутся в нашем планировании и в нашей работе, но что касается оценки содержания образования, то появляется это новое измерение, которое мы можем и должны осваивать вместе с европейцами.

И последнее – открытость Европы миру. В этом смысле Россия самое открытое государство, двигатель открытости. И чем ответственнее, чем обдуманнее будут наши решения и наши шаги, тем больше полезного извлечем мы из нашего участия в Болонском процессе и тем лучше, тем качественнее будет наше образование.


Страница обновлена: 18.03.2025 в 12:03:45