Платное образование - миф или реальность

Хубулава Н.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (1), Январь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Хубулава Н.М. Платное образование - миф или реальность // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 1. – С. 35-36.

Аннотация:
Как показывает история развития мирового сообщества, быстрый и эффективный выход из любого, даже самого сложного кризиса обеспечивается талантом и усилиями людей, способных направлять ресурсы общества труда, где они дают наибольшую отдачу.

Ключевые слова: образовательные услуги, коммерческие образовательные услуги



Для истории предпринимательства нет лучшего примера, чем создание и становление Гумбольдского университета. В 1809 году немецкий дипломат В.Гумбольт задумал создать Берлинский университет, который должен был решить две задача: во-первых, перехватить интеллектуальное и научное лидерство у французов, во-вторых, воспользоваться результатами французской революции против самих французов.

Шестьдесят лет спустя Берлинский университет достиг вершины своего развития, но затем та же идея завладела группой руководителей американских университетов, которые создали свой университет, сыгравший ту же роль “перехвата” научного лидерства.

Как показывает история развития мирового сообщества, быстрый и эффективный выход из любого даже самого сложного кризиса обеспечивался талантом и усилиями людей, способных направлять ресурсы общества туда, где они дают наибольшую отдачу. С большой вероятностью можно утверждать, что только предпринимательская деятельность (в том числе и в сфере образования) имеет наибольшие перспективы в решении социальных, экономических и политических проблем.

Сегодня в России основными факторами подготовки высококвалифицированных предпринимательских кадров являются:

  • 1. Изменение роли государства в сфере образования.
  • 2. Развитие новых информационных технологий.
  • 3. Усиление конкуренции между учебными заведениями (борьба за потребителя образовательных услуг).
  • То есть знания в ходе развития цивилизации приобрели статус основного капитала. А так как образование приносит выгоды, постепенно сложилось понимание того, что за его получение надо платить. Это способствовало утверждению образования как специфического товара, суть которого заключается в том, что выгоды от него получает не только человек, который приобрел данный товар, но и общество в целом. В этих обстоятельствах изменяется роль государства в сфере образования. Практически подавляющее большинство людей, стремящихся получить образование оказалось независимыми от государства, которое не в состоянии обеспечить плату за образование. В итоге система профессионального образования постепенно становится относительно самостоятельной.

    Важным фактором развития рыночных отношений в сфере образования является применение новых компьютерных и коммуникационных технологий. Информатизация образования меняет рол и задачи учебного заведения. Оно становится не монопольным владельцем учебно-образовательной информации, а учебно-методическим центром по системному управлению уровнем профессиональной подготовки специалистов.

    Процесс развития рыночных отношений в сфере образовательных услуг резко усиливает конкуренцию между учебными заведениями. Причем она возрастает с развитием новых информационных технологий.

    Таким образом, решение многих насущных задач российского общества в значительной степени зависит от профессионального уровня подготовки специалистов. Поэтому предприниматльская деятельность в области образования - это требование сегодняшнего дня, это магистральная линия, которая способна страну вывести из экономического кризиса. И очень приятно, что журнал “Российское предприниматльство” встал на путь пропаганды экономических и юридических знаний среди отечественых бизнесменов. А его сотрудничество с образовательными центрами, в том числе с министерством образования РФ, будет способствовать решению этой задачи.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:27