Развитие налогообложения в России с учетом его влияния на уровень жизни населения
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В большинстве развитых стран мира налоги являются одним из ключевых процессов жизнеобеспечения общества и оказывают существенное воздействие на уровень и качество их жизни, в том числе влияют на социальную защищенность малообеспеченных слоев населения. Сегодня в России наряду с созданием инновационной экономики повышение уровня жизни населения выделено в качестве основного приоритета государственного развития. Так, 8 февраля 2008 года в выступлении Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» было отмечено, что Российская Федерация должна стать самой привлекательной для жизни страной. В частности, в этом выступлении было отмечено, что «необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала».
Ключевые слова: налогообложение, человеческий капитал, уровень жизни, социальная защищенность
В большинстве развитых стран мира налоги являются одним из ключевых процессов жизнеобеспечения общества и оказывают существенное воздействие на уровень и качество их жизни, в том числе влияют на социальную защищенность малообеспеченных слоев населения. Сегодня в России наряду с созданием инновационной экономики повышение уровня жизни населения выделено в качестве основного приоритета государственного развития. Так, 8 февраля 2008 года в выступлении Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» было отмечено, что Российская Федерация должна стать самой привлекательной для жизни страной. В частности, в этом выступлении было отмечено, что «необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала» [1].
В рамках действующей системы налогообложения законодательство предусматривает множество льгот, имеющих социальную направленность, которые носят компенсационный либо стимулирующий характер (например, освобождение от НДС услуг по уходу за больными, престарелыми и инвалидами или предоставление стандартных налоговых вычетов по НДФЛ инвалидам).
В рамках действующей системы налогообложения предусмотрены льготы, влияющие на:
‑ уровень доходов и поддержку малообеспеченных категорий налогоплательщиков;
‑ доступность определенных социально значимых товаров, работ и услуг;
‑ развитие отраслей социально-культурной сферы;
‑ доступность жилья для населения;
‑ социальную ответственность организаций;
‑ занятость населения.
При этом льготы должны иметь влияние исключительно на налогоплательщиков. Например, освобождение пенсионеров от уплаты налога на помещения, строения и сооружения распространяется не на всех пенсионеров, а только на тех, кто владеет земельными участками. Либо на население в целом. Так, пониженная ставка по НДС на товары медицинского назначения, льготы по налогу на имущество для организации инвалидов, религиозных организаций, производителей фармацевтической продукции способствует развитию социальной инфраструктуры в стране, оказывая влияние на улучшение социального климата в стране в целом.
В то же время, несмотря на наличие в российской системе налогообложения льгот, имеющих социальную направленность, существует ряд мер, которые могли бы усилить социальную направленность налогов в России и, соответственно, способствовать повышению уровня жизни населения. При этом наиболее действенными могут оказаться меры по изменению порядка налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) и единого социального дохода (ЕСН), поскольку эти налоги имеют наибольшее влияние на социальное положение населения.
Во-первых, в рамках НДФЛ необходимо введение прогрессивной шкалы налогообложения.
В большинстве развитых стран подоходный налог используется как инструмент сглаживания социального неравенства, путем использования прогрессивной шкалы налогообложения, которая предполагает, что более обеспеченные категории населения отдают большую долю своих налогов, чем малообеспеченные. В России прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ не применяется. В тоже время проблема неравенства по уровню доходов между богатыми и бедными намного более актуальна для России, чем для большинства развитых стран.
По данным Госкомстата РФ в 2007г. на долю 10% наименее обеспеченного населения приходилось лишь 1,9% общего объема денежных доходов (в 2003-2005 годах - 2,0%), а на 10% самого обеспеченного - 31,0% (в 2006 году - 30,6%, в 2005 году -29,7%) [2].
Во-вторых, необходимо резкое повышение налоговых вычетов для малообеспеченных категорий населения и постоянный пересмотр их уровня в дальнейшем с учетом инфляции.
Так, уровень стандартных налоговых вычетов, предусмотренных сегодня в России, не может превышать 390 рублей в месяц (13% от максимально возможной суммы стандартных налоговых вычетов, составляющих 3 000 рублей). Сегодня в условиях усиливающейся социальной дифференциации общества, значительное повышение таких вычетов могло бы способствовать дополнительной поддержке малообеспеченных категорий населения.
В настоящее время налоговое законодательство России предусматривает освобождение доходов населения в пределах 400 рублей, что приводит к реальной экономии 52 рубля в месяц! При этом из-за существующих ограничений в отношении накопленного дохода, в пределах которого они применяются, полноценно воспользоваться стандартным вычетом в течение года могут только те лица, чей доход не превышает 1 660 рублей в месяц.
Необлагаемый минимум должен соответствовать тому уровню доходов, который обеспечивает удовлетворение необходимых потребностей человека. Такой уровень должен составлять не менее 10-15 тыс. рублей месяц, при отсутствии ограничений в отношении величины накопленного дохода, в пределах которого он предоставляется.
В-третьих, необходимо расширение перечня социальных налоговых вычетов по НДФЛ.
В России предусмотрены социальные вычеты только в отношении расходов на благотворительность, образование и лечение. Для расширения перечня таких вычетов можно воспользоваться опытом зарубежных стран. Так, например, законодательство Германии предусматривает применение налоговых вычетов в отношении расходов на страхование жизни, повышения профессиональной квалификации, дополнительного пенсионного обеспечения, расходов на проезд к месту работы и т. п.
В-четвертых, необходимо задействовать налоговые механизмы, которые могут стимулировать рождаемость и способствовать повышению семейной обеспеченности.
В рамках действующей системы налогообложения в России предусмотрено лишь освобождение от НДФЛ и ЕСН средств материнского капитала, а также предоставление стандартного налогового вычета по НДФЛ на каждого ребенка родителям или опекунам в размере 600 рублей в месяц.
Таким образом, реальная экономия от применения вычета составляет 13% данной суммы или 78 рублей в месяц на каждого ребенка! При этом вычет предоставляется налогоплательщику до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом за год, превысит 40 000 рублей. То есть полноценно (в течение всего года) использовать предоставленное право на указанные вычеты сможет лишь налогоплательщик, чей доход не превышает 3 300 рублей в месяц.
Другие механизмы стимулирования рождаемости в России не предусмотрены. Так, в Государственную думу РФ вносилось предложение о введении налога на бездетность, однако такая инициатива не нашла поддержки ни у органов власти, ни у населения. На наш взгляд более целесообразным представляется не введение налогов на бездетность, а значительное повышение стандартных вычетов по НДФЛ родителям на каждого ребенка, которые являются сегодня унизительно низкими.
Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот при взимании подоходного налога не отдельному физическому лицу, а семье как субъекту налогообложения. Это позволило бы адресно оставлять определенную часть дохода в семьях, имеющих наибольшее количество иждивенцев. Семья, таким образом, получала бы возможность максимально использовать полученные ее трудоспособными членами доходы, а не ждать субсидий и дотаций через фонды социального обеспечения.
В-пятых, необходимо введение пропорциональной шкалы налогообложение по ЕСН.
Применяемая в настоящее время шкала обложения ЕСН является регрессивной, что способствует усилению социальной напряженности и нарушению принципа справедливости. Это обусловлено тем, что как справедливо отмечает экономист М.Д. Дубова [3], из-за принятой в рамках ЕСН регрессивной шкалы лица, имеющие более высокие доходы, участвуют в формировании социальных фондов с меньшей налоговой нагрузкой, чем лица, получающие более высокие доходы.
В-шестых, необходимо снижение налоговой ставки по ЕСН.
Так Российский союз промышленников и предпринимателей не раз отмечал очень высокий уровень налогообложения и предлагал снизить налоговую ставку по ЕСН до величины, не превышающей 17% (примерно такой уровень налоговой нагрузки давали социальные налоги до введения ЕСН).
Налоговая система в России имеет множество направлений, развитие которых могло бы способствовать усилению ее социальной ориентированности. При этом во многом от того, какие меры государство будет предпринимать в этом направлении, будут зависеть темпы роста уровня жизни населения России.
Источники:
2. Дубова М.Д. Роль единого социального налога в реализации социальной политики государства. Ж: Финансы, №12, 2002г.
3. Налоговый кодекс РФ (часть 1 и часть 2)
4. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов М: Финансы и статистика, 2001-256с.
5. Щербакова Е. Российский демографический барометр // Демоскоп Weekly - № 321 – 322 - 18 февраля - 2 марта 2008 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2008/0321/barom02.php – Загл. с экрана
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:08