Экономические предпосылки перехода к инновационному пути развития России
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Мировая практика предлагает сегодня широкий спектр экономических инструментов, с помощью которых можно управлять инновационным процессом на макро- и микроуровнях. Однако их применение в полном объеме потребует значительных финансовых ресурсов, что не всегда по силам даже самым богатым странам.
Ключевые слова: национальная экономика, инновационное развитие, инновационный процесс
Мировая практика предлагает сегодня широкий спектр экономических инструментов, с помощью которых можно управлять инновационным процессом на макро- и микроуровнях. Однако их применение в полном объеме потребует значительных финансовых ресурсов, что не всегда по силам даже самым богатым странам.
С учетом накопленного мирового опыта следует определить рычаги экономического управления, которые позволят выйти на траекторию инновационного роста с наименьшими затратами наиболее дефицитных ресурсов.
В последние годы в индустриально развитых странах отмечается устойчивое смещение мер поддержки наукоемкого производства с прямого финансирования на косвенные методы стимулирования. Среди них следует выделить различные налоговые льготы, поддержку финансового лизинга и франчайзинга, государственное страхование венчурного предпринимательства.
Заметное влияние на приток частных инвестиций играют и более универсальные меры – ставка банковского процента, уровень налогообложения прибыли промышленных компаний и доходов граждан и др.
Существенным резервом для расширения возможностей инновационного роста в масштабах государства является выравнивание (в сторону повышения) инновационного потенциала регионов и территорий путем активизации имеющихся у них научно-технических ресурсов.
Как показывает мировой опыт, даже благополучные регионы нуждаются в повышении инновационного потенциала, так как это дает лучшие шансы на поддержание или повышение конкурентоспособности предприятий, создание дополнительных рабочих мест, привлечение филиалов крупных компаний. Обеспечение регионального инновационного развития – не только экономическая, но и социально-политическая задача, требующая серьезного отношения со стороны органов власти.
Эта проблема особенно актуальна для России с ее федеральным устройством, существенной децентрализацией системы государственного управления и повышением экономической самостоятельности регионов. Новые условия меняют прежние стереотипы хозяйственного поведения и заставляют искать дополнительные ресурсы для регионального развития.
Инновационный процесс представляет собой обширнейшую сеть сложных внутренних взаимоотношений и обратных связей. Фундаментальные исследования важны, но не потому, что они позволяют совершать научные открытия. Более значимым является создание контингента квалифицированных новаторов, понимающих и умеющих решать насущные проблемы промышленности. Наибольшего успеха на рынке достигают те новаторы, которые придумывают как бы новую траекторию для движения инновационного процесса, своеобразный коридор характеристик готового продукта, который будет пользоваться успехом у покупателей.
По мнению многих аналитиков, в ближайшие два-три года в России начнется экономический бум. Он будет происходить по двум направлениям. Первое – это освоение внутреннего экономического пространства. Второе – поиск и освоение инновационных секторов рынка, которые позволят стране занять соответствующее место в международном разделении труда. Пока Россия присутствует на мировом рынке в основном как поставщик ресурсов. Такой перекос неблагоприятен для любой экономики. В то же время, наша страна имеет багаж разработок, сформированный еще в советские времена в недрах ВПК, который может быть использован в мирных целях.
Процесс создания рынка интеллектуального продукта должно инициировать государство. Оно должно поощрять исследования нашего инновационного потенциала, создать правила взаимоотношений разработчиков и предпринимателей, которые гарантировали бы и тем и другим справедливый доход. Основными участниками процесса перевода на коммерческую основу разработок российского ВПК должны стать транснациональные русские предприниматели, удобно чувствующие себя и на мировом рынке.
Если подобные оптимистичные прогнозы оправдаются, то именно инновационный потенциал России станет тем «локомотивом», который вытащит за собой всю экономику из кризиса, позволит нашей стране занять достойное место в системе мирового хозяйства. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Попытки поддерживать все отрасли экономики страны без учета специфики их инновационной деятельности и выделения приоритетов не позволяют успешно развивать ростки рыночных структур в этой сфере.
Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.
Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (ТЭК, металлургия, ВПК), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Сектора, производящие потенциально конкурентоспособную продукцию (машиностроение), нуждаются в господдержке. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, индустрия строительных материалов). Инновационная политика здесь отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.
В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
‑ разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности и введение ее в хозяйственный оборот;
‑ создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
‑ развитие инфраструктуры инновационного процесса;
‑ развитие малого инновационного предпринимательства;
‑ совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;
‑ реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;
‑ использование технологий двойного назначения для производства гражданской продукции.
Для реализации инновационной политики необходимо совершенствовать систему возвратного финансирования проектов и прикладных разработок, выполняемых за государственный счет на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).
Главными методами реализации инновационной политики являются:
‑ формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере;
‑ господдержка и стимулирование наукоемких, высокотехнологичных производств за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
‑ совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;
‑ внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке;
‑ обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;
‑ консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами ЕС, СНГ и т.д.;
‑ развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
‑ участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;
‑ выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
Перечисленные методы могут применяться с учетом изменения рыночной конъюнктуры и конкретного содержания инновационных проектов и программ.
Источники:
2. Research-Technology Management. – 2000. – №4.
3. Артамонов А.Д. Государственное регулирование инновационных процессов в стратегии социально-экономического развития России. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:17:47