Роль корпоративного предпринимательства в региональном развитии в период рыночной трансформации

Буданов Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Корпоративное предпринимательство – это особая форма предпринимательства, основанная на высоком уровне обобществления производства, концентрации и централизации капитала, которое определяет лицо и качество национальной экономики. Формирование корпоративного предпринимательства в условиях российской действительности оказывает на социально-экономическое развитие как положительное, так и отрицательное воздействие, что подтверждается данными исследования в Вологодской области – одного из типичных регионов страны.

Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства, Вологодская область, экономика региона, корпоративное предпринимательство



Корпоративное предпринимательство – это особая форма предпринимательства, основанная на высоком уровне обобществления производства, концентрации и централизации капитала, которое определяет лицо и качество национальной экономики [7, С. 154-155]. Формирование корпоративного предпринимательства в условиях российской действительности оказывает на социально-экономическое развитие как положительное, так и отрицательное воздействие, что подтверждается данными исследования в Вологодской области – одного из типичных регионов страны.

На территории области находятся филиалы таких крупных структур как «Газпром», «Лукойл», «Фосагро», «Аммофос», но наибольшее влияние на развитие региона оказывает АО «Северсталь», которое возникло в середине 90-х гг. прошлого века.

В начале рыночных реформ администрация Вологодской области провозгласила своей главной задачей ускоренное проведение экономических преобразований [1, С. 15-17]. К концу 1993 г. было приватизировано в розничной и оптовой торговле 43,4% предприятий, в бытовом обслуживании – 16,3%, в общественном питании – 7,3% [5, С. 127, 161]. Малая приватизация ускорила процесс формирования различных форм собственности. Экономика региона стала приобретать смешанный характер, в ней сформировались капиталистический, мелкотоварный, государственный, государственно-частный уклады.

Выражая интересы различных экономических укладов, региональные политические группировки находились в состоянии противоборства между собой. Ситуацию того времени можно охарактеризовать как «война всех против всех». В начале 90-х предприятия черной металлургии по форме собственности были государственными и на региональной политической арене не отстаивали своих интересов. Их приватизация началась в 1993 г., в это же время представитель металлургического комбината выдвигается на должность мэра г. Череповца. Наличие своего представителя во властных структурах города облегчило начальный этап процесса приватизации предприятий черной металлургии.

Борьба политических элит в Вологде закончилась тем, что в 1996 г. указом президента глава администрации области был отстранен от власти, а исполняющим обязанности губернатора был назначен мэр г. Череповца, который привел в Вологду свою команду, занявшую ключевые позиции в органах управления. Был взят курс на отраслевое управление экономики и развитие крупного предпринимательства. К этому времени большая часть акций предприятий черной металлургии перешли в частную собственность, а «Северсталь» находилась на грани банкротства. Новый губернатор и его команда добились принятия областных законов, способствующих снижению налогооблагаемой базы для крупных компаний. Только за счет льгот в 1996 г. «Северсталь» оставила у себя около 800 млрд. неденоминированных рублей. Была проведена реструктуризация задолженности по платежам в бюджет области, процесс банкротства был приостановлен. Такая политика команды губернатора вызвала протест со стороны трудящихся, которые в связи с постоянной задержкой заработной платы повсеместно организовали митинги, забастовки.

В ответ на протесты населения команда губернатора пошла на отдельные уступки профсоюзам, но не увеличивала налогооблагаемую базу крупнейших предприятий области. Важнейшим ресурсом первого лица региона стало его умение договариваться и заключать альянсы с различными представителями элиты.

Одним из направлений усиления доверия к власти стало участие администрации области в трехсторонних комиссиях по регулированию трудовых отношений между работниками и работодателями. Укреплению доверия к власти также способствовало привлечение представителей различных сегментов населения к разработке концепций развития территорий на долгосрочную перспективу [3, С. 52-69].

Усилению доверия между властью и бизнесом служила инициатива губернатора области, главы города и клуба делового общения о совместной разработке проекта «Стратегическое развитие г. Вологды» и «Стратегический план развития Череповца» [4, С. 178-217].

Используя поддержку региональной власти, предприятия «Северстали» повышают производительность труда, снижают издержки производства. В общем объеме промышленной продукции области возрастает доля продукции металлургического комплекса. Если удельный вес его продукции в 1991 г. в промышленном производстве области составлял 39,6%, то в 2005 – 68,3%. Возрастает уровень рентабельности: в 1998 г. – 21,9%, 2004 – 71,4%. Процессы экономического роста сопровождались сокращением численности производственного персонала, который в 1991 г. составлял 44,5 тыс., а в 2004 – 38,6 тыс. чел. [6, С. 150, 153, 294].

«Северсталь» становится структурообразующим предприятием области, которое является сильным и эффективным, и не нуждается в особой поддержке своей деятельности со стороны региональной администрации. Однако металлургический комбинат загрязняет воздушный бассейн, наносит ущерб так называемым третьим лицам, которые вынуждены жить в плохой экологической ситуации, не имея за это компенсации. Для того чтобы региональная власть имела возможность отвлечь внимание третьих лиц от претензий к нарушителям экологии, собственники «Северстали» готовы пойти на некоторые экономические уступки администрации области, увеличивая доходную часть бюджета сверх утвержденных сумм.

Положительным фактором деятельности крупного предпринимательства в регионе является рост ВРП, снижение уровня безработицы, повышение доходов населения. Но экономический рост сопровождается неблагоприятными изменениями в демографической структуре населения (табл. 1).

Табл. 1. Демографическая структура населения Вологодской области [1].


1991г.
1995г.
2000 г.
2005 г.
Численность населения, тыс. чел.
1354
1335
1290
1235
Численность населения в возрасте до 14 лет, тыс. чел.
312
285
227
182
Численность населения в возрасте от 55 до 77 лет и старше, тыс. чел.
314
327
294
289
Население в трудоспособном возрасте, в % от общей численности населения
54,6
55,6
59,3
63,0

Данные статистики показывают, что экономический рост сопровождается сокращением численности детей, людей пенсионного возраста, уменьшением общей численности населения, увеличением доли трудоспособных. Ухудшение показателей в демографической структуре в значительной степени повлияли на повышение благосостояния жителей области.

Результаты исследования показывают, что, используя противостояние политических элит, крупному предпринимательству удалось поставить своих людей на ключевые должности управленческих структур. Опираясь на поддержку своих представителей во власти, собственникам предприятия удалось повысить производительность труда, снизить издержки производства, превратиться в структурообразующее предприятие. Развитие корпоративного предпринимательства позволило области получить экономическое развитие, устойчивую доходную базу бюджета. Однако по мере укрепления позиций крупного предпринимательства экономика региона стала моноструктурной, произошла концентрация доходов в индустриальных центрах, усилилась экономическая и демографическая деградация периферии.

Для противостояния отрицательным явлениям, возникшим в результате развития корпоративного предпринимательства, региональной властью разработана социально-экономическая стратегия до 2012 года, направленная на диверсификацию производства, переход от отраслевого принципа управления к проектному принципу и формированию кластерной системы [2].

В настоящее время политическая стабильность в регионе во многом зависит от взаимоотношений, которые складываются между губернатором и владельцем структурообразующего предприятия. Чтобы обеспечить стабильность, которая не будет зависеть от их взаимоотношения, предлагается сформулировать историческую миссию региона (философию хозяйствования), на ее основании назвать главные задачи и определить меры, способные повысить мотивацию управленческих кадров, экономических агентов на достижение поставленных целей развития, ускорение модернизации экономики и быта.


Источники:

1. Подгорнов Н.М. Итоги реформ. – Вологда, 1995. – 159 с.
2. Позгалев В.Е. Я за сохранение стабильности. // Вологодская неделя. – 2008. – № 42. – С. 1-3.
3. Резервы экономического роста. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2000. – 225 с.
4. Региональная стратегия экономического роста – 2015. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005. – 328 с.
5. Статистический ежегодник Вологодской области. 2000 г. – Вологда, 2002. – 345 с.
6. Статистический ежегодник Вологодской области. 2005 г. – Вологда, 2006. – 359 с.
7. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 400 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:41:28