Конвергенция ключевых факторов успеха высокотехнологичного предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Денисов В.А. Конвергенция ключевых факторов успеха высокотехнологичного предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 130-133.
Аннотация:
В настоящее время в результате экономических преобразований в России создана новая социально-экономическая среда, обеспечивающая оптимистические предпосылки для укрепления и развития предпринимательства. В 2007 г. отмечен рекордный абсолютный приток капитала – 82,3 млрд. долл. Деловая активность в этой новой среде показывает, что предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры как внутреннего, так и внешнего рынка, придает национальной экономике необходимую гибкость, «реактивность» ответных действий на вызовы и угрозы глобализации, а значит – определённый потенциал конкурентоспособности.
Ключевые слова: предпринимательство, конкурентоспособность, предпринимательская среда, высокотехнологичные предприятия
В настоящее время в результате экономических преобразований в России создана новая социально-экономическая среда, обеспечивающая оптимистические предпосылки для укрепления и развития предпринимательства. В 2007 г. отмечен рекордный абсолютный приток капитала – 82,3 млрд. долл. Деловая активность в этой новой среде показывает, что предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры как внутреннего, так и внешнего рынка, придает национальной экономике необходимую гибкость, «реактивность» ответных действий на вызовы и угрозы глобализации, а значит – определённый потенциал конкурентоспособности.
Бизнес-структуры в транзитивной российской экономике в основном ориентированы лишь на выживание «в одиночку» и пытаются обеспечить продолжение своей деятельности в изменчивых глобальных и институциональных условиях. Из-за невнимания к мотивам сегодняшнего поведения предпринимателей часто возникает ситуация не достижения национальных социально-экономических целей. Функционирующие сегодня предприятия, трансформируясь в рыночные компании, находятся в положении, когда и выживание их поставщиков и покупателей под большим вопросом. Состояние платёжеспособного спроса, внешняя среда постоянно меняются. Несмотря на это, как свидетельствует практика, многие предприниматели считают, что вариантов замены их нынешних поставщиков и потребителей совсем не много. Они очень стремятся сохранить существующие связи. В этом заключается один из парадоксов транзитивного периода.
На современном этапе преобразования российской экономики весьма важной, масштабной и актуальной целью является скорейшая адаптация предпринимательства к условиям рынка. В полной мере это относится к предприятиям электротехнической отрасли и его кабельно-проводниковой части – одного из ключевых секторов национального хозяйства. Эта сфера обеспечивает значимый мультипликативный эффект и создает предпосылки для развития многих сопряженных звеньев российской индустрии.
Наряду с необходимостью развития предпринимательства как такового, сегодня важно и гибкое сочетание методов государственного и рыночного регулирования социально-экономических процессов. Это обусловлено тем, что движение к рынку является очень сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство.
Приоритетной институциональной целью развития и поддержки предпринимательства является развитие конкуренции [1, 2] и сокращение нерыночного сектора, что достигается за счет:
‑ создания и поддержания благоприятной конкурентной среды;
‑ сокращения доли монопольных секторов в экономике;
‑ повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых ими продукции и услуг.
При этом существуют внутренние факторы рисков достижения цели:
‑ риск противодействия со стороны заинтересованных групп и риск неэффективной работы антимонопольных органов;
‑ риск недостаточной независимости антимонопольных органов;
‑ риск недостижения стратегических целей.
Цель «развитие конкуренции» фактически является производной от других стратегических целей правительства РФ [2], например:
‑ обеспечение гарантий собственности и защиты контрактов;
‑ облегчение доступа компаний к финансовым ресурсам;
‑ повышение культуры предпринимательства, деловой этики и ценностей.
Автор полностью поддерживает аргументы проф. В.А. Мау [1], который утверждает, что очень важным аспектом конкурентоспособности нашего времени является её глобальный характер. Сильной может быть только та страна, в которой действуют глобальные игроки, способные определять мировые тенденции развития технологий и финансовых потоков. Тем самым теряет смысл тезис о производственном протекционизме – даже если его и можно обеспечить на практике, выросшая в таких условиях экономика не сможет стать базой устойчивого развития страны.
Предпринимательство в новейшей истории конца XX – начала XXI вв. постоянно испытывает негативное давление со стороны глобальных факторов, отвечая на него конвергенцией всех процессов и элементов предпринимательских структур. Поэтому в стратегии развития российского бизнеса в условиях глобализации особое значение должно придаваться такой современной технологии управления как Форсайт. Только так можно выполнить наставление П. Друкера о необходимости всегда быть готовым к неожиданным изменениям.
Естественно, такой дорогостоящий проект может себе позволить не каждый предприниматель. Успешная реализация Форсайта в масштабах отрасли или региона «по карману» лишь крупным корпорациям. На конкретном кабельно-проводниковом секторе легче собрать экспертные группы, обеспечить площадку для всесторонней дискуссии. Целесообразно в формате Форсайта создать электронную площадку, чтобы большему числу предпринимателей и учёных дать возможность обменяться своими взглядами на ту или иную стратегическую проблему.
Целесообразно провести Форсайт для Ярославской области при активном участии администрации региона. Для успеха такого рода исследований имеется: продуктивный научно-технический потенциал, развитая вузовская наука, желание администрации региона использовать Форсайт для перевода экономики в более высокотехнологичный, интенсивный сектор.
Пилотажные исследования по Форсайту следует начать с г. Рыбинска, в котором сосредоточена высокотехнологичная промышленность. А координацию их поручить Рыбинской ТПП. Таким образом, можно экстраполировать интегральные результаты отраслевых и региональных Форсайтов и на уровень национальной экономики.
Важно также особо акцентировать внимание на том, что среди ключевых задач, стоящих перед предпринимательством, приоритетным является не только обеспечение рационального состава участников бизнес-альянсов, но и эффективное взаимодействие и координация между различными диверсифицированными сферами деловой активности в рамках их объединённого портфеля для развития общего успеха. Решение этих задач является важным условием повышения креативности бизнес-отношений и снижения рисков.
Конвергенция факторов успеха предпринимательства в кабельно-проводниковом секторе российского рынка должна включать разработанные автором научно-практические рекомендации по вопросам продуктивного развития основополагающих функций менеджмента, а именно:
‑ рационализацию процессов управления корпоративной культурой;
‑ инсталляции Hi-Tech технологий для осуществления конкурентоспособного прорыва бизнеса в производстве эмальпровода на внутреннем и внешнем рынках;
‑ обеспечение устойчивости предпринимательства за счёт создания иерархических и сетевых бизнес-структур, усиления комплексности маркетинго-логистических функций, разработки и внедрения целостной системы управления качеством продукции в высокотехнологичной компании.
В результате развития отношений партнерства в рамках альянсов формируются крупные стратегические сети, которые гибко связывают между собой всех участников – независимые производственные и торговые компании, научно-исследовательские и проектные институты, финансовые организации, звенья инфраструктуры, государственные учреждения, объединенные многочисленными соглашениями, направленными на достижение общих целей. Стратегические сети могут быть мощным фактором разработки новых изделий, процессов, технологий, открывающим доступ партнерам к лицензиям и «ноу-хау» друг друга, являются важным инструментом деловой стратегии.
Резюмируя итоги исследования, можно сказать, что у российского предпринимательства, в том числе и в высокотехнологичных секторах рынка, есть шанс совершить рывок в экономике догоняющего развития. Однако предстоит предпринять ещё немало усилий, чтобы обеспечить рост конкурентоспособности страны. Для этого предстоит преодолеть кризис институциональный – именно о нём свидетельствует снижение в последнее время рейтинга конкурентоспособности России. Это гораздо более сложная задача, чем финансовая стабилизация. Её успешное решение потребует консолидации политических сил и ответственная за конечный результат экономическая политика.
Источники:
2. Морозов А.М. Целевое управление достижением приоритетов социально-экономической политики. – М.: ИЭПП, 2006.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:43:50