Тенденции и проблемы международного развития предприятий Новгородской области

Головин С.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
За последние несколько лет многие российские предприятия добились значительного успеха в процессе освоения рынков зарубежных стран. Речь идет не только о сырьевых гигантах, таких как «Газпром» и «Норникель», но и о крупных, средних и даже малых компаниях, производящих промышленные и потребительские товары, в том числе высокотехнологичное оборудование, продовольственную продукцию, а также некоторые виды услуг. Тем не менее, для многих российских фирм выход на международный рынок до сих пор является исключительно сложным процессом, связанным со значительными проблемами и требующим затраты большого количества финансовых, интеллектуальных и временных ресурсов.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, международный рынок, Новгородская область



За последние несколько лет многие российские предприятия добились значительного успеха в процессе освоения рынков зарубежных стран. Речь идет не только о сырьевых гигантах, таких как «Газпром» и «Норникель», но и о крупных, средних и даже малых компаниях, производящих промышленные и потребительские товары, в том числе высокотехнологичное оборудование, продовольственную продукцию, а также некоторые виды услуг. Тем не менее, для многих российских фирм выход на международный рынок до сих пор является исключительно сложным процессом, связанным со значительными проблемами и требующим затраты большого количества финансовых, интеллектуальных и временных ресурсов.

Новгородская область относится к тем регионам, где сложились благоприятные условия для интернационализации местных предприятий. Этому во многом способствует рост экономики области. Среднегодовой прирост ВРП за последние годы составил 4,6%, по оценке 2006 г. – 2,1% [1]. Помимо развития экономики в целом, можно выделить ряд других факторов, которые способствуют международному развитию местных предприятий:

1. Новгородская область (НО) имеет ярко выраженную экспортную ориентацию (экспорт составляет более 76% от внешнего товарооборота региона). По данным пресс-центра администрации НО, в январе-июне 2007 г. международную деятельность в Новгородской области осуществляли 237 предприятий при сотрудничестве с 80 странами мира. В целом, по сравнению с прошлыми годами наблюдается существенное увеличение внешнеторгового оборота.

Среди основных стран, с которыми сотрудничают новгородские предприниматели, выделяются:

‑ страны СНГ (Азербайджан, Беларусь, Казахстан и Украина);

‑ страны региона Балтийского моря (Латвия, Финляндия, Эстония, а также Германия);

‑ страны дальнего зарубежья (Китай, Кипр, Мексика, Гватемала и Бразилия), имеющие наибольшие долю и значимость в экспортных поставках области [2].

2. До 2007 г. Новгородская область считалась одним из самых криминальных регионов России, что подтверждается многочисленными публикациями в СМИ, заявлениями высокопоставленных официальных лиц и статистикой. В 2006 г. только в Великом Новгороде было зарегистрировано 40 частных охранных предприятий, при этом население города на 1 января 2006 г. составляло около 218 тыс. чел. [3]. Произошедшие в 2007 г. изменения, связанные с декриминализацией экономики региона, в ближайшем будущем должны привести к интенсификации развития предпринимательства, что в перспективе благоприятно отразится и на международной деятельности предприятий НО. Увеличение количества новых фирм в различных экономических сферах приведет к тому, что предприятия будут вынуждены искать новые рынки сбыта, в том числе в странах ближнего и дальнего зарубежья.

3. В Новгородской области существует развитая система поддержки предпринимательства. Среди организаций, занимающихся стимулированием предпринимательской деятельности, в том числе связанной с выходом на рубежные рынки, следует отметить Новгородский региональный центр поддержки малого предпринимательства и Новгородскую торгово-промышленную палату.

4. Благодаря удобному географическому расположению Новгородская область имеет прочную связь с двумя крупнейшими экономическими центрами Российской Федерации - Москвой и Санкт-Петербургом. Кроме того, регион находится в относительной близости с ЕС, а также граничит с Псковской, Тверской, Ленинградской и Вологодской областями.

5. Транспортная инфраструктура. Основным видом транспорта в области является автомобильный. Среди главных автодорог, проходящих через территорию региона, следует отметить магистраль Скандинавия – Центр. Основные направления грузопотоков – Финляндия, Германия, Швеция. Железнодорожные пути, проходящие по территории области, обеспечивают ее связь с другими регионами России, государствами СНГ, Балтии, Восточной, Центральной и Северной Европы. Водные транспортные пути области открыты для выхода судов в Балтийское и Белое моря.

6. Историко-культурные связи. Новгород и область имеют интенсивные и перспективные партнерские отношения на официальном уровне с городами во многих странах: Мосс (Норвегия), Уотфорд (Великобритания), Нантер (Франция), Уусикаупунки (Финляндия), Рочестер (США), Эребру (Швеция), Билефельд (Германия). Побратимские связи существуют и на уровне районных центров: Старая Русса ‑ Льорет-де-Мар (Испания), Боровичи – Красник (Польша), Чудово – Парайнен (Финляндия) и др.

Имеется ряд соглашений о сотрудничестве между Новгородской областью и зарубежными регионами. В качестве примера можно привести договор между Новгородской областью и губернией Эребру, заключенный в 1994 году и охватывающий 10 сфер, в том числе поддержку малого предпринимательства и развитие туристических связей. Среди проектов, реализующихся в сфере образования, следует выделить ”Tempus-Tasis”, в который вовлечен Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Данный проект ориентирован на подготовку квалифицированных кадров, способных работать в сфере развития интернационализации предприятий и вывода экономики области на международный уровень.

Помимо перечисленных факторов, существуют также и определенные проблемы, с которыми местные предприятия сталкиваются при выходе на внешний рынок:

1. Недостаточный опыт работы на международных рынках, обусловленный следующими объективными причинами:

‑ сложностью с выходом на международные рынки, связанной с различием в подходах к экономической деятельности в России и западных странах;

‑ недостаточным вниманием, уделяемым российскими предпринимателями социо-культурному аспекту международной деятельности;

‑ недостаточными знаниями о методах и стратегиях продвижения российских брендов за рубежом;

‑ ограниченным количеством продукции российских предприятий, не требующей дополнительных вложений, которые связаны с модификацией и реализацией на международном рынке.

‑ нестабильностью российского рынка, заставляющей предпринимателей ориентироваться на краткосрочные проекты и получение быстрой прибыли. Исключением являются крупные предприятия, исторически зарекомендовавшие себя на международном рынке (ВПК, ТЭК, металлургия и др.).

2. Нехватка квалифицированных специалистов. Демографическая ситуация в Новгородской области не способствует интенсивному развитию местных предприятий. Несмотря на низкий уровень безработицы (1,4%), области свойственна нехватка высококвалифицированных специалистов в связи с утечкой кадров в близлежащие мегаполисы (Санкт-Петербург и Москва). Кроме того, большой процент населения составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста.

3. Нехватка финансовых и интеллектуальных ресурсов. Благоприятные изменения в политико-экономической ситуации в Новгородской области произошли относительно недавно, и большинство предприятий в настоящее время не готовы к долгосрочным вложениям в международную деятельность. Касательно интеллектуальных ресурсов наблюдается феномен «утечки мозгов» в связи с низкой материальной и социальной заинтересованностью в работе на местном рынке.

В целом, можно отметить, что Новгородской области свойственны «классические» общероссийские проблемы, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Освоением зарубежных рынков в основном занимаются либо экспортно-ориентированные компании, либо крупные предприятия, осуществляющие свою деятельность в исторически «сильных» для региона индустриях (в Новгородской области к таким относится деревообработка и лесозаготовки, химическая промышленность и машиностроение). Среди позитивных моментов выделяются выгодное географическое положение и интенсивное развитие предпринимательской деятельности, а также исторически сложившееся сотрудничество с зарубежными странами во многих областях деятельности (культура, туризм, обучение, экономика).


Источники:

1. Экономический комитет Администрации Новгородской области [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://niac.ru/econom/site/index.htm
2. Администрация Новгородской области [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://region.adm.nov.ru
3. Новгородская областная дума [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://duma.niac.ru:8081/2007/07/27/1462/

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:44:41