Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Проблема развития машиностроительного комплекса на современном этапе трансформируется из экономической плоскости в политическую, где роль государства является решающим фактором. Возникает необходимость в создании комплексной государственной инвестиционной политики, которая будет стимулировать рост национального хозяйства в целом и машиностроительной отрасли в частности.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, машиностроение, государственная поддержка, машиностроительный комплекс
Проблема развития машиностроительного комплекса на современном этапе трансформируется из экономической плоскости в политическую, где роль государства является решающим фактором. Возникает необходимость в создании комплексной государственной инвестиционной политики, которая будет стимулировать рост национального хозяйства в целом и машиностроительной отрасли в частности.
Комплексная государственная инвестиционная политика (КГИП) в машиностроительной отрасли – это путь привлечения источников инвестиций и установление функциональных направлений их эффективного использования для обеспечения роста индустрии и экономики в целом. КГИП представляет собой интегрированную модель взаимодействия всех субъектов инвестиционного процесса на разных уровнях. Ее целью является направление больших объёмов капитальных вложений в машиностроительную отрасль для увеличения эффективности функционирования предприятий. Такая политика даст государству выгоду сразу в четырёх направлениях:
1) увеличит динамику развития машиностроительной отрасли и экономики в целом;
2) даст возможность переложить часть своих функций на эти предприятия в будущем (создание социальной инфраструктуры);
3) будет дополнительным импульсом для увеличения темпов развития других отраслей;
4) решит проблему развития регионов.
Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли – это целостная система, состоящая из двух уровней (макро- и микроуровень), на каждом из которых решаются свои определённые цели, задачи и направления их реализации. КГИП определяется не только эффективностью каждого из функциональных уровней, но и слаженностью взаимодействия между ними.
КГИП на макроуровне включает в себя федеральную и региональную инвестиционные политики, где главным субъектом является правительство, в задачу которого входит обеспечение экономической безопасности страны путём стимулирования роста стратегических отраслей, таких как машиностроение. Государству необходимо создать благоприятные условия для регулирования инвестиционной деятельности, без чего невозможен приток капитала в реальный сектор, который приведёт в дальнейшем к устойчивому поступательному движению экономики.
Только при государственном вмешательстве в развитие инвестиционного процесса можно прогнозировать активизацию инвестиционной деятельности. Государственное вмешательство состоит в том, чтобы внести коррективы в те аспекты, которые получают низкую оценку у долгосрочных инвесторов. Необходимо более эффективно работать в области управления макроэкономическими и социальными факторами, определяющими условия инвестирования (темп экономического роста, фазы делового цикла, финансовая политика, темпы инфляции, уровень занятости, политика доходов и т.д.).
Государственная инвестиционная политика – это составная часть макроэкономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, определяет ее цели и направления.
Основными целями государственной инвестиционной политики являются:
‑ мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности;
‑ реализация государственных целевых комплексных программ развития стратегических отраслей (машиностроение);
‑ обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений;
‑ улучшение социальной жизни населения России.
Государственная инвестиционная политика должна реализоваться в следующих направлениях:
1. Экономика страны в целом:
‑ увеличение инвестиционной привлекательности страны, региона, предприятия;
‑ активизация притока прямых государственных инвестиций в экономику страны, региона, предприятия;
‑ привлечение финансовых учреждений (внебюджетных средств) для инвестирования;
‑ создание экономических стимулов для мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов предприятия.
2. Машиностроительная отрасль:
‑ стимулирование привлечения инвестиций в машиностроительный комплекс;
‑ выбор приоритетных направлений вложения средств в отрасли;
‑ предоставление льгот инвесторам, вкладывающим капитал в те предприятия, которые находятся в неблагоприятных экономических условиях;
‑ поддержка развития инновационной деятельности;
‑ увеличение платежеспособного спроса на продукцию машиностроения.
Региональная инвестиционная политика (РИП) заключается в эффективном и равномерном размещении производства (прежде всего, предприятий стратегических отраслей, в т.ч. машиностроения), она также влияет на перераспределение ресурсов и решает проблему развития субъектов РФ. РИП направлена на привлечение инвесторов в те регионы, где эффективность данного производства будет максимальной. Это связано с совокупностью географических, политических и экономических факторов, определяющих инвестиционную привлекательность территории для конкретной отрасли.
Другим направлением РИП является повышение экономической активности региона, что позволит решить одну их главных проблем российской экономики – проблему развития субъектов РФ. В современных условиях в России необходима продуманная общесистемная и, в то же время, селективная региональная политика инвестирования, которая будет способствовать развитию инвестиционной активности регионов.
Инвестиционная политика на микроуровне – это оценка качеств отдельных программ, проектов и инновационной деятельности предприятий в условиях конкуренции.
Целями инвестиционной политики на микроуровне являются:
- оценка эффективности инвестиционного проекта с помощью количественного и качественного анализа, определение его преимущества (относительного или абсолютного) над другими проектами и выбор инвестиционного проекта;
- качественная реализация выбранного проекта.
Инвестиционная политика на предприятии должна реализовываться в следующих направлениях:
‑ выход из кризисной ситуации;
‑ обновление и модернизация основных производственных фондов;
‑ развитие инновационной деятельности;
‑ совершенствование системы управления;
‑ развитие социальной инфраструктуры.
Таким образом, можно констатировать, что развитие машиностроительной отрасли зависит от прямого государственного регулирования инвестиционных процессов. В первую очередь, это вмешательство выражается в нормализации инвестиционного климата путём оптимизации некоторых макроэкономических параметров. Это будет дополнительным импульсом для активизации капиталовложений в реальный сектор, что будет стимулировать рост экономики в целом. Кроме того, государству необходимо направить «большие инвестиции» в машиностроительную отрасль для комплексной реструктуризации всей отрасли и развития качественного (инновационного) машиностроения.
Источники:
2. Аганбегян А.Г. Экономика России на перепутье. // ЭКО. – 2007. ‑ №9. – С. 3.
3. Экспертный институт. Инвестиционный климат в России. // Вопросы экономики. – 2006. ‑ №5. – С. 48.
Страница обновлена: 10.11.2024 в 08:27:03