Привлечение предпринимателей в качестве инвесторов в сельскохозяйственную отрасль страны
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Хайруллин А.Н. Привлечение предпринимателей в качестве инвесторов в сельскохозяйственную отрасль страны // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 102-106.
Аннотация:
Показатели развития экономики страны радуют тем, что в последние годы она значительно укрепляется. Не является исключением и агропромышленный комплекс. Восстанавливая разрушенную материально-техническую базу, сельхозтоваропроизводители добились увеличения объема производства продукции. Применяя современные технологии, труженики села научились производить продукцию по качеству, сопоставимую с европейскими стандартами, а по себестоимости она даже более конкурентоспособна (в России производить продовольствие выгоднее, чем в странах Европы).
Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства, сельскохозяйственная продукция, агропромышленный комплекс
Показатели развития экономики страны радуют тем, что в последние годы она значительно укрепляется. Не является исключением и агропромышленный комплекс. Восстанавливая разрушенную материально-техническую базу, сельхозтоваропроизводители добились увеличения объема производства продукции. Применяя современные технологии, труженики села научились производить продукцию по качеству, сопоставимую с европейскими стандартами, а по себестоимости она даже более конкурентоспособна (в России производить продовольствие выгоднее, чем в странах Европы).
Прошедшие два года были особо примечательными для нас, аграриев (то есть для трети россиян, проживающих на селе) тем, что в России началась реализация национального проекта «Развитие АПК». А в декабре 2006 года был принят долгожданный Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Впервые в новейшей истории России на законодательном уровне были установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики. В рамках закона о сельском хозяйстве должны решаться три основные задачи:
1)техническое перевооружение села;
2)совершенствование социально-экономического развития села;
3)повышение качества почвы.
Анализ состояния пахотных земель показывает, что в Западной Европе качество почвы намного хуже российского. Поэтому из России до 90% производимых удобрений уходит на экспорт. В результате Европа ежегодно собирает хорошие урожаи, откармливает ими скот и птицу, а затем в переработанном виде поставляет их в нашу страну в виде мяса, масла и сыра.
Это приводит к тому, что Россия «забрасывает» свой стратегический (по отношению к глобальной экономике) ресурс – пашню. Теряет рабочие места, а значит – перспективу. В то время как при сегодняшних ценах на зерно, молоко и мясо только импортозамещение завозимого продовольствия позволило бы трудоустроить более миллиона человек и порядка трем миллионам нетрудоспособных людей обеспечить достойную старость.
По данным Росстата и по отчетам Правительства Российской Федерации, инфляция в России с 2003 по 2006 гг. составила около 40%. А рост цены на моторное топливо составил 360%. Такая же картина с минеральными удобрениями и другими продуктами промышленности. К сожалению, у нас в стране до сих пор нет эффективного механизма защиты своих сельхозтоваропроизводителей:
во-первых, от бесконечного потока субсидированного продовольствия из-за рубежа;
во-вторых, от выравнивания сложившегося за последние 15 лет диспаритета цен.
Важным этапом развития сельского хозяйства является принятие в рамках Федерального Закона "О развитии сельского хозяйства" Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В этом документе предусматривается значительный рост объема сельхозпродукции.
К 2012 г. в целом производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий должно вырасти по отношению к объему 2006 г. на 24,1%. За пятилетний период среднегодовой рост ее составит около 4%.
Сокращением импорта нельзя допускать сокращения потребления продуктов питания, как было во времена государственной монополии, то есть в советское время, когда постоянно вводилась талонная система их распределения. Всем известно, что в настоящее время в нашей стране потребление основных продуктов животноводства далеко от научно-обоснованных норм, например, молока и мяса. Если взять уровень производства молока на душу населения, даже в случае достижения рубежей, предусмотренных Государственной программой составит лишь 220 кг в год на одного россиянина. Это ниже уровня потребления их в Германии на 30%, Франции на 35%, почти в 1,5 раза меньше уровня потребления в Скандинавских странах. Все это свидетельствует о крайней необходимости резкого увеличения производства молока в стране.
Ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве за последние десятилетия, привела к тому, что многие воспринимали село как отрасль, в которую не стоит инвестировать средства. Однако современные условия рыночной экономики заставили как государство, так и самих сельхозтоваропроизводителей пересмотреть свои взгляды на отечественный аграрный сектор. Я имею в виду приход инвесторов в отрасль сельского хозяйства. Как положительный пример работы инвесторов можно привести Республику Татарстан.
Здесь в качестве инвесторов, вкладывающих средства в развитие сельского хозяйства, выступают крупные промышленные и коллективные предприятия, банки и частные предприниматели. Инвесторами в сельское хозяйство, прежде всего, должны быть предпринимателями.
На сегодня в Республике Татарстан уже более 60% сельхозугодий является объектом инвестирования. Крупными инвесторами за 2003-2006 годы на развитие сельского хозяйства было вложено около 29 млрд. рублей средств, в том числе: ОАО «Вамин-Татарстан» - 5,2, ОАО «АИКБ «Татфондбанк» - 8,2, ОАО «Агросила Групп» - 2,0, ЗАО «Татагроэксим» - 1.1 млрд. рублей. Особенно хочется отметить ОАО «Красный Восток Агро», которое к началу 2008 года инвестировало на развитие сельского хозяйства республики 17,1 млрд. рублей. На наш взгляд, его работа заслуживает пристального изучения и широкого распространения в большинстве регионов Российской Федерации.
Как видно из таблицы 1, ОАО «Красный Восток Агро» за годы инвестирования обеспечил рост поголовья крупного рогатого скота почти в 3,5 раза.
Таблица 1
Показатели поголовья и продуктивности скота в ОАО «Красный Восток Агро» Республики Татарстан
Годы |
Поголовье КРС
|
Поголовье коров
|
Производство молока
|
Надой молока от 1 коровы
| ||||
тыс. гол.
|
в % к 2002г.
|
тыс. гол.
|
в % к 2002г.
|
тыс. гол.
|
в % к 2002г.
|
тыс. гол.
|
в % к 2002г.
| |
2002 (до инвестирования средств)
|
17,7 |
100,0 |
6,4 |
100,0 |
17,4 |
100,0 |
1314 |
100,0 |
2003
|
21,0
|
118,6
|
6,3
|
98,4
|
23,1
|
132,8
|
3100
|
235,9
|
2004
|
30,7
|
173,4
|
8,8
|
137,5
|
30,3
|
174,1
|
3600
|
274,0
|
2005
|
45,6
|
257,6
|
15,6
|
243,8
|
61,0
|
350,6
|
5000
|
380,5
|
2006
|
52,4
|
296,0
|
17,4
|
271,9
|
88,0
|
505,7
|
6250
|
475,6
|
2007
|
61,5
|
347,5
|
22,0
|
343,8
|
120,0
|
689,7
|
7500
|
570,8
|
В последние четыре года был закуплен высокопродуктивный скот из Германии, Голландии, Канады и Дании с генетической продуктивностью до 12000 килограммов молока в год. Кроме того, в ОАО «Красный Восток Агро» организовал намывку и трансплантацию эмбрионов.
Уже сегодня компания получает молоко от коров, родившихся методом трансплантации эмбрионов от породистых родителей (доноров), выношенные обычными коровами (суррогатными матерями), с продуктивностью менее 2000 литров в год, которые в первую же лактацию подтвердили способность дать более 7,5 тыс. литров молока в год.
Большую роль в деле роста поголовья скота и повышения продуктивности коров играла концентрация их поголовья в крупнейших Евразии мегафермах вместимостью до 5,5 тыс. голов дойных коров, где все трудовые процессы полностью механизированы и автоматизированы. В настоящее время уже функционируют 8 мегаферм, 18 племенных ферм и 16 откормочных площадок для молодняка крупного рогатого скота, в общем работает уже 44 объекта.
В целях привлечения предпринимателей в качестве инвесторов в сельское хозяйство, мы считаем необходимым решить следующие проблемы:
‑ расширения доступности кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, предусмотрев удлинение государственного субсидирования процентных ставок по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка России с 8 до 10 лет;
‑ модернизации и технического перевооружения села (развитие лизинга техники, оборудования, закупка племенного скота);
‑ совершенствования таможенно-тарифного регулирования;
‑ развития заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, производственных мощностей переработки сельскохозяйственной продукции на модульной основе;
‑ усовершенствования системы льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и инвесторов (по налогу на имущество, НДС), с привязкой к срокам окупаемости проектов.
Самое главное в стране должно быть понимание, что, поддерживая село на политическом, законодательном и экономическом уровнях, мы дадим возможность людям зарабатывать деньги, платить налоги, вкладывать в землю и поднимать капитализацию страны, тем самым поможем жить богаче тем, кто живет в деревне.
Развивая сельское хозяйство, мы поможем дальнейшему развитию машиностроения, перерабатывающей и строительной индустрии, науки, образования, сферы услуг, то есть всей внутренней экономики страны. Все это позволит обеспечить всестороннюю безопасность России.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:51