Привлечение предпринимателей в качестве инвесторов в сельскохозяйственную отрасль страны

Хайруллин А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Хайруллин А.Н. Привлечение предпринимателей в качестве инвесторов в сельскохозяйственную отрасль страны // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 102-106.

Аннотация:
Показатели развития экономики страны радуют тем, что в последние годы она значительно укрепляется. Не является исключением и агропромышленный комплекс. Восстанавливая разрушенную материально-техническую базу, сельхозтоваропроизводители добились увеличения объема производства продукции. Применяя современные технологии, труженики села научились производить продукцию по качеству, сопоставимую с европейскими стандартами, а по себестоимости она даже более конкурентоспособна (в России производить продовольствие выгоднее, чем в странах Европы).

Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства, сельскохозяйственная продукция, агропромышленный комплекс



Показатели развития экономики страны радуют тем, что в последние годы она значительно укрепляется. Не является исключением и агропромышленный комплекс. Восстанавливая разрушенную материально-техническую базу, сельхозтоваропроизводители добились увеличения объема производства продукции. Применяя современные технологии, труженики села научились производить продукцию по качеству, сопоставимую с европейскими стандартами, а по себестоимости она даже более конкурентоспособна (в России производить продовольствие выгоднее, чем в странах Европы).

Прошедшие два года были особо примечательными для нас, аграриев (то есть для трети россиян, проживающих на селе) тем, что в России началась реализация национального проекта «Развитие АПК». А в декабре 2006 года был принят долгожданный Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Впервые в новейшей истории России на законодательном уровне были установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики. В рамках закона о сельском хозяйстве должны решаться три основные задачи:

1)техническое перевооружение села;

2)совершенствование социально-экономического развития села;

3)повышение качества почвы.

Анализ состояния пахотных земель показывает, что в Западной Европе качество почвы намного хуже российского. Поэтому из России до 90% производимых удобрений уходит на экспорт. В результате Европа ежегодно собирает хорошие урожаи, откармливает ими скот и птицу, а затем в переработанном виде поставляет их в нашу страну в виде мяса, масла и сыра.

Это приводит к тому, что Россия «забрасывает» свой стратегический (по отношению к глобальной экономике) ресурс – пашню. Теряет рабочие места, а значит – перспективу. В то время как при сегодняшних ценах на зерно, молоко и мясо только импортозамещение завозимого продовольствия позволило бы трудоустроить более миллиона человек и порядка трем миллионам нетрудоспособных людей обеспечить достойную старость.

По данным Росстата и по отчетам Правительства Российской Федерации, инфляция в России с 2003 по 2006 гг. составила около 40%. А рост цены на моторное топливо составил 360%. Такая же картина с минеральными удобрениями и другими продуктами промышленности. К сожалению, у нас в стране до сих пор нет эффективного механизма защиты своих сельхозтоваропроизводителей:

во-первых, от бесконечного потока субсидированного продовольствия из-за рубежа;

во-вторых, от выравнивания сложившегося за последние 15 лет диспаритета цен.

Важным этапом развития сельского хозяйства является принятие в рамках Федерального Закона "О развитии сельского хозяйства" Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В этом документе предусматривается значительный рост объема сельхозпродукции.

К 2012 г. в целом производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий должно вырасти по отношению к объему 2006 г. на 24,1%. За пятилетний период среднегодовой рост ее составит около 4%.

Сокращением импорта нельзя допускать сокращения потребления продуктов питания, как было во времена государственной монополии, то есть в советское время, когда постоянно вводилась талонная система их распределения. Всем известно, что в настоящее время в нашей стране потребление основных продуктов животноводства далеко от научно-обоснованных норм, например, молока и мяса. Если взять уровень производства молока на душу населения, даже в случае достижения рубежей, предусмотренных Государственной программой составит лишь 220 кг в год на одного россиянина. Это ниже уровня потребления их в Германии на 30%, Франции на 35%, почти в 1,5 раза меньше уровня потребления в Скандинавских странах. Все это свидетельствует о крайней необходимости резкого увеличения производства молока в стране.

Ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве за последние десятилетия, привела к тому, что многие воспринимали село как отрасль, в которую не стоит инвестировать средства. Однако современные условия рыночной экономики заставили как государство, так и самих сельхозтоваропроизводителей пересмотреть свои взгляды на отечественный аграрный сектор. Я имею в виду приход инвесторов в отрасль сельского хозяйства. Как положительный пример работы инвесторов можно привести Республику Татарстан.

Здесь в качестве инвесторов, вкладывающих средства в развитие сельского хозяйства, выступают крупные промышленные и коллективные предприятия, банки и частные предприниматели. Инвесторами в сельское хозяйство, прежде всего, должны быть предпринимателями.

На сегодня в Республике Татарстан уже более 60% сельхозугодий является объектом инвестирования. Крупными инвесторами за 2003-2006 годы на развитие сельского хозяйства было вложено около 29 млрд. рублей средств, в том числе: ОАО «Вамин-Татарстан» - 5,2, ОАО «АИКБ «Татфондбанк» - 8,2, ОАО «Агросила Групп» - 2,0, ЗАО «Татагроэксим» - 1.1 млрд. рублей. Особенно хочется отметить ОАО «Красный Восток Агро», которое к началу 2008 года инвестировало на развитие сельского хозяйства республики 17,1 млрд. рублей. На наш взгляд, его работа заслуживает пристального изучения и широкого распространения в большинстве регионов Российской Федерации.

Как видно из таблицы 1, ОАО «Красный Восток Агро» за годы инвестирования обеспечил рост поголовья крупного рогатого скота почти в 3,5 раза.

Таблица 1

Показатели поголовья и продуктивности скота в ОАО «Красный Восток Агро» Республики Татарстан


Годы
Поголовье КРС
Поголовье коров
Производство молока
Надой молока от 1 коровы
тыс. гол.
в % к 2002г.
тыс. гол.
в % к 2002г.
тыс. гол.
в % к 2002г.
тыс. гол.
в % к 2002г.
2002 (до инвестирования средств)

17,7

100,0

6,4

100,0

17,4

100,0

1314

100,0
2003
21,0
118,6
6,3
98,4
23,1
132,8
3100
235,9
2004
30,7
173,4
8,8
137,5
30,3
174,1
3600
274,0
2005
45,6
257,6
15,6
243,8
61,0
350,6
5000
380,5
2006
52,4
296,0
17,4
271,9
88,0
505,7
6250
475,6
2007
61,5
347,5
22,0
343,8
120,0
689,7
7500
570,8

В последние четыре года был закуплен высокопродуктивный скот из Германии, Голландии, Канады и Дании с генетической продуктивностью до 12000 килограммов молока в год. Кроме того, в ОАО «Красный Восток Агро» организовал намывку и трансплантацию эмбрионов.

Уже сегодня компания получает молоко от коров, родившихся методом трансплантации эмбрионов от породистых родителей (доноров), выношенные обычными коровами (суррогатными матерями), с продуктивностью менее 2000 литров в год, которые в первую же лактацию подтвердили способность дать более 7,5 тыс. литров молока в год.

Большую роль в деле роста поголовья скота и повышения продуктивности коров играла концентрация их поголовья в крупнейших Евразии мегафермах вместимостью до 5,5 тыс. голов дойных коров, где все трудовые процессы полностью механизированы и автоматизированы. В настоящее время уже функционируют 8 мегаферм, 18 племенных ферм и 16 откормочных площадок для молодняка круп­ного рогатого скота, в общем работает уже 44 объекта.

В целях привлечения предпринимателей в качестве инвесторов в сельское хозяйство, мы считаем необходимым решить следующие проблемы:

‑ расширения доступности кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, предусмотрев удлинение государственного субсидирования процентных ставок по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка России с 8 до 10 лет;

‑ модернизации и технического перевооружения села (развитие лизинга техники, оборудования, закупка племенного скота);

‑ совершенствования таможенно-тарифного регулирования;

‑ развития заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, производственных мощностей переработки сельскохозяйственной продукции на модульной основе;

‑ усовершенствования системы льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и инвесторов (по налогу на имущество, НДС), с привязкой к срокам окупаемости проектов.

Самое главное в стране должно быть понимание, что, поддерживая село на политическом, законодательном и экономическом уровнях, мы дадим возможность людям зарабатывать деньги, платить налоги, вкладывать в землю и поднимать капитализацию страны, тем самым поможем жить богаче тем, кто живет в деревне.

Развивая сельское хозяйство, мы поможем дальнейшему развитию машиностроения, перерабатывающей и строительной индустрии, науки, образования, сферы услуг, то есть всей внутренней экономики страны. Все это позволит обеспечить всестороннюю безопасность России.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:51