Совершенствование стимулирования и мотивации развития малого предпринимательства в аспекте стратегии устойчивого развития: проблемы и основные направления

Растеряева Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Стратегическое управление предполагает выработку такой стратегии устойчивого развития, которая включает в себя согласование и реализацию интересов субъектов рыночной экономики на всех иерархических уровнях управления посредством мотивации и стимулирования, приводящих к достижению качественного экономического роста.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, развитие предпринимательства, стимулирование, малое предпринимательство, мотивация



Стратегическое управление предполагает выработку такой стратегии устойчивого развития, которая включает в себя согласование и реализацию интересов субъектов рыночной экономики на всех иерархических уровнях управления посредством мотивации и стимулирования, приводящих к достижению качественного экономического роста.

Использование мотивации и стимулирования как способов согласования экономических интересов в процессе разработки и реализации стратегии устойчивого развития, по существу, является составной частью управления экономикой на различных уровнях общественной структуры [1]. В данном случае использование системного подхода позволяет выделить национальные приоритеты и механизмы их достижения.

Согласование текущих и перспективных интересов обеспечивает баланс интересов субъектов экономики, играя роль индикаторов и адекватно отражая экономическую ситуацию в долгосрочной перспективе. В этом смысле интересы определяют процесс формирования основных направлений стратегии устойчивого развития. В свою очередь, экономические интересы, а точнее, процессы их реализации – стимулирование и мотивацию - можно определить как инструмент эффективной стратегии, а также основу функционирования всего хозяйственного механизма.

Именно условия и общественные действия, связанные с реализацией перспективных экономических интересов и их согласованием на различных уровнях общественной структуры, представляют собой основу процессов стимулирования и мотивации. Сами процессы осуществляются посредством поощрения и ответственности, охватывающих вертикальную структуру общества и его «горизонталь», в качестве которой выступают фазы этапа воспроизводства. Практика показывает, что государственный и рыночный механизмы не противостоят и не вытесняют друг друга, а как бы кооперируются, перераспределяя свои функции, и интегрируются в развивающуюся целостность системы стратегического управления, адекватную определенному этапу развития экономики. В этой связи реализация эффективной стратегии способствует стимулированию развития и поддержки среднего и малого бизнеса.

С одной стороны, поскольку повышение порога концентрации капитала выгодно банковским, страховым и инвестиционным институтам, а также реальному сектору экономики, рост капитализации финансовых институтов и формирующийся на этой основе инвестиционный потенциал реального сектора становятся важнейшим направлением модернизации российской экономики, обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности национальных хозяйствующих субъектов и отечественных товаров. Кроме того, уменьшение административных барьеров для среднего и малого российского бизнеса способно усилить динамику процесса финансово-экономической стабилизации производства и роста.

С другой стороны, мобильность среднего и малого бизнеса позволяет внедрять инновационные технологии, служит ускорению научно-технического прогресса, более полному и оперативному удовлетворению перспективных потребностей общества, увеличению числа рабочих мест и повышению доходов населения. Именно стимулирование развития предпринимательской среды обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции.

К примеру, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. 50% лицензий, проданных в США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Аналогичная картина наблюдается в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70% [2].

Следовательно, в аспекте реализации действенной стратегии устойчивого развития в долгосрочном периоде необходимо направить все усилия на совершенствование стимулирования развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре за счет денежно-кредитной политики, привлечения внутренних и внешних инвестиций, их инновационного наполнения в сфере малого бизнеса [3]. Это предполагает совершенствование стимулирующего и мотивационного потенциала через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных мобильных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала [4].

Во всех экономически развитых странах наибольшее внимание уделяется инновационной составляющей сферы малого предпринимательства, планируется и обеспечивается оптимальное географическое размещение технополисов, образовательных центров, центров здравоохранения, а также обеспечивается защита национальных интересов на международном уровне [5].

Между тем, в российской экономике сложилась «уникальная» ситуация, когда банковская система выступает чистым заемщиком по отношению к реальному сектору экономики вместо аккумуляции ресурсов в других секторах и перелива их в производство и чистым кредитором по отношению к нерезидентам (ресурсы отечественной промышленности переправляются банками в зарубежную экономику) [6].

В этой связи банковско-финансовые институты надо переориентировать со спекулятивных рынков на реальный сектор, на возобновление экономического роста и повышение платежеспособного спроса населения и предприятий, финансирование инновационной деятельности, скорости обращения товаров.

Без решения проблемы совокупного роста, приведения в оптимальное состояние денежного оборота страны решить проблему роста производства невозможно. В целях повышения активности финансовых институтов в процессе реформирования финансово-инвестиционного комплекса страны необходимы высокий уровень их капитализации и достаточная плотность сети в соответствующих инфраструктурах рынка. Организуя кредитование реального сектора, государство направляет и подталкивает экономический рост, предоставляя предприятиям финансовые возможности для расширения производства за счет внутренних источников. В аспекте развития предпринимательства стимулирующее воздействие научной, научно-технической и инновационной активности на производство возможно посредством формирования инновационной системы и развитой инфраструктуры (технопарки, инкубаторы бизнеса, финансово-промышленные группы, региональные инновационные центры, венчурные фирмы и фонды).

Само общество диктует необходимость совершенствования стимулирования и мотивации в аспекте развития предпринимательства с точки зрения социальной политики в долгосрочной перспективе, что предполагает рост заработной платы, полную занятость населения, формирование среднего класса. Главное – мобилизовать факторы долговременного действия и использовать механизмы реализации приоритетов, обеспечивающих устойчивое развитие и рынка, и социальной сферы.

Итак, разработка и реализация стратегии устойчивого развития в качестве сложной структурированной системы взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических отношений субъектов предпринимательства и обусловленных ими экономических интересов в долгосрочной перспективе предполагает использование системного подхода к процессам стимулирования и мотивации.


Источники:

1. Растеряева Т.В. Стимулирующее воздействие стратегии в аспекте перспективных экономических интересов. Стратегическое планирование и развитие предприятий: Тезисы докладов и сообщений восьмого Всероссийского симпозиума. Москва, 2007 / Под ред. проф. Г.Б. Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН, 2007. - Т.1. - С.131.
2. Шеховцев М.В. Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационные предприятия // ЭКО. - 2006. - №2. - С. 58-76.
3. Гурков И., Аврамова Е. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. - 2005. - №2. - С. 40-53.
4. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. - 2006. - №2. - С. 9-15.
5. Котилко В. Стимулирование инновационного развития // Экономист. – 2003. - №10. – С. 23-28.
6. Государственное регулирование инновационной сферы малого и среднего предпринимательства: Доклад / Совет Федерации ФС РФ, 2007 / http://www.economy.gov.ru/wps/

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:28