Социально-экономические аспекты инновационного развития государства
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Инновационный сектор мировой экономики, особенно в сфере высоких технологий, становится по своему содержанию глобальным. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичных товаров и услуг, выход с ними на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей стратегической моделью экономического роста.
Ключевые слова: инновации, национальная экономика, экономический рост, инновационное развитие
Инновационный сектор мировой экономики, особенно в сфере высоких технологий, становится по своему содержанию глобальным. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичных товаров и услуг, выход с ними на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей стратегической моделью экономического роста.
Прогресс в инновационных технологиях влечет за собой формирование единого мирового рынка товаров, капитала и труда. Тем не менее, безусловно, положение любого государства в геополитической конкуренции в XXI веке будут определять образование и здоровье населения, развитие науки, возможности информационной среды, развитие ключевых производственно-технологических систем новейшего технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность.
Эффективность инноваций доказана в ходе исторического развития стран. История показала, что в течение последних нескольких столетий наиболее динамично развивались страны Европы, к которым впоследствии присоединились еще несколько стран, в первую очередь, США.
Большое значение при управлении развитием инновационных процессов в целях реструктуризации и повышения конкурентоспособности российской экономики приобретает не только выработка четкой стратегии, ее целенаправленность на формирование прогрессивных технологических укладов, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности.
Какую бы экономическую теорию не рассматривать – эволюционный подход, теорию равновесия, нелинейного развития – любая в качестве первопричины называет инновационные процессы или, по крайней мере, тесно увязывает с ними процесс развития. Принятие концепции инновационного пути развития приводит к необходимости технологического измерения социальных процессов, признания определяющего влияния технологического уклада. Связи "инновации – промышленность – хозяйственная система – социальное развитие" подробно рассмотрены в ряде работ [1, 2]. Для выбранного курса это является необходимым условием. Инновациями следует пронизать социально-экономическое развитие.
Ведущие экономисты России прогнозируют два основных варианта развития экономики страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Первый вариант – сохранение статус-кво. Страна стабилизируется в качестве сырьевой периферии мирового рынка, где будут господствовать транснациональные корпорации. Наукоемкой промышленности в России практически не будет. В Россию будут инвестировать ровно столько, сколько нужно для поддержания добычи полезных ископаемых.
Второй вариант, опирающийся на рекомендации Российской академии наук и предложения российских товаропроизводителей, предполагает быстрый экономический рост на основе структурной перестройки российской экономики с использованием современных технологий. Это может позволить российской экономике выйти на темпы экономического роста не менее 10% в год, роста инвестиций – не менее 20-25% в год. Россия сможет быстро снова выйти на путь самостоятельного современного экономического развития.
Реалистичный вариант устойчивого развития ориентирован на перспективное обеспечение социально-экономических задач и достойного уровня жизни. Необходимость технологических структурных преобразований для реализации такого варианта концепции устойчивого развития достаточно серьезно обоснована [3, 4]. Формируется система обучения, инфраструктура по освоению инвестиций, включая иностранные инвестиции. В качестве движущей силы развития принимаются инновации.
Цель экономической политики – обеспечение на основе структурной перестройки экономики подъема и достижение устойчивого развития экономики на новом, более высоком уровне. При этом реализация благоприятного сценария экономического развития потребует крупнейших инвестиций в развитие науки и инновации. Результатом этого поиска будет ряд перспективных направлений развития отечественного научно-производственного потенциала, в рамках которого должны быть выбраны приоритеты государственной политики в инновационной сфере.
Таким образом, важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.
Реализацию инновационных приоритетов необходимо осуществлять посредством формирования и выполнения комплексных инновационных программ и проектов, создания и развития инновационной инфраструктуры, стимулирования освоения конкурентоспособных технологий вместе с модернизацией смежных производств. Для этого необходимо решать проблемы создания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования распространения современных инновационных технологий, защиты внутреннего рынка от конкурирующих зарубежных предприятий и поощрения экспорта отечественной инновационной продукции.
Одновременно необходимо создавать условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие:
‑ государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований в сфере инноваций;
‑ развертывание инновационной инфраструктуры;
‑ подготовку специалистов, научных и педагогических кадров для инновационной деятельности;
‑ формирование национальной инновационной концепции, а также системы охраны, защиты и вовлечения результатов интеллектуальной собственности в сфере инноваций в хозяйственный оборот.
В современных российских условиях создать “экономику знаний и технологий” можно только вследствие принятия комплексных мер по развитию науки и использованию научных результатов в промышленном производстве. Иными словами, необходимы взаимоувязанные и согласованные государственные усилия в бюджетной, налоговой и научно-технической политике.
Государственная научно-техническая политика должна рассматриваться как набор государственных мер воздействия и управления на различные научные организации. Для оценки эффективности государственного управления наукой необходимо иметь общее представление о научном потенциале страны.
В силу различных причин общее количество зарегистрированных российских научных организаций, выполнявших исследования и разработки, менялось в сторону снижения.
Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.
В России очень долго обсуждаются, но до сих пор толком не введены очевидные меры косвенного стимулирования инноваций через систему налогообложения и списания затрат. Так, уже не один год обсуждается необходимость сокращения сроков амортизации оборудования, а также отнесения расходов на исследования и разработки на себестоимость создаваемой продукции.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно-развитых стран:
1) страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
2) страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
3) страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий.
Источники:
2. Пал Михельбергер. Техническое развитие – социальная модернизация. / Периодическая политехническая серия. Гуманитарные и социальные науки. Книга 1. ‑ №2. ‑ 1993 (англ.).
3. Агафонов Н.Т., Исляев Р.А. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. ‑ СПб-Центр регионально-политических исследований и проектирования, 1995.
4. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. – М., МАЭП, ИИК «Калита», 2000.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 17:27:32