Методика совместного представления и анализа взаимосвязей организационных структур и бизнес-процессов
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сегодня в деятельности организаций практически постоянно происходят изменения организационных структур и бизнес- процессов. Причиной тому могут служить: смена технологий, поглощение и слияние хозяйствующих субъектов, увеличение разнообразия выпускаемых продуктов и услуг, рост масштаба деятельности и т.д. Эти понятия существуют неотрывно друг от друга, поэтому изменения должны происходить взаимосвязано. Для отражения такой связи можно использовать матрицу достижимости, методика построения которой представлена в настоящей статье.
Ключевые слова: организационная структура, управление бизнес-процессами, моделирование, математическое моделирование, матрица достижимости
Сегодня в деятельности организаций практически постоянно происходят изменения организационных структур и бизнес-процессов. Причиной тому могут служить: смена технологий, поглощение и слияние хозяйствующих субъектов, увеличение разнообразия выпускаемых продуктов и услуг, рост масштаба деятельности и т.д. Эти понятия существуют неотрывно друг от друга, поэтому изменения должны происходить взаимосвязано. Для отражения такой связи можно использовать матрицу достижимости, методика построения которой представлена в настоящей статье.
Предлагаемая методика предполагает выполнение следующих трех этапов.
1 этап. Построение или адаптация существующих структурно-логических моделей основных и вспомогательных бизнес-процессов (БП).
В настоящий момент для моделирования БП используется ряд стандартов, таких как IDEF0 применяемый для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции.
К настоящему времени наибольшее распространение и применение имеют методологии IDEF0 и IDEF1 (IDEF1X), получившие в США статус федеральных стандартов [1].
Нотации IDEF в чистом виде не могут быть использованы для построения матриц достижимости, поэтому БП могут быть преобразованы или смоделированы заново, строго в соответствии с приведенными ниже правилами, которые позволяют представить БП ациклическим сигнальным графом.
В данной работе для интерпретации методики используется фрагмент модели БП, представленный на рис. 1.
Рис. 1. Модель фрагмента БП.
При построении модели БП по данной методике необходимо выполнять следующие правила, отличающие ее от известных моделей стандарта IDEF:
‑ функции и операции БП моделируются функциональными элементами, преобразующими входы в выходы;
‑ входов у любого функционального элемента может быть сколь угодно много, однако, они не могут быть объединены между собой без специальных функциональных элементов объединения;
‑ выходы из различных элементов так же не могут быть объединены между собой без специальных функциональных элементов объединения;
‑ модель любого БП или его части составляется только для одного его полного цикла, следовательно, обратных связей в последовательностях функциональных элементов быть не должно.
При возникновении обратных связей типа «возврат на доработку из-за не соответствия допустимым значениям» предлагается создавать функциональные элементы (клоны), которые выполняют повторное преобразование входов в выходы ограниченное число раз [3]. На рис. 1 в качестве примера клонирования последовательности элементов 5 и 6 выступают элементы 7 и 8 соответственно.
2 этап. Описание построенных моделей бизнес-процесса на каждом из иерархических уровней производится с помощью специальной матрицы достижимостей элементов друг из друга. Единицы в матрице достижимостей должны отражать взаимосвязи между элементами БП. Результат построения матрицы достижимостей для рассматриваемого примера представлен в табл. 1. В матрице достижимостей считается, что каждый элемент достижим сам из себя.
Таблица 1. Матрица достижимости фрагмента модели бизнес-процесса.
Единицы по строке матрицы достижимости показывают, выходы каких элементов влияют на входы элемента определяемого номером строки. Единицы по строкам определяют поставщиков, а единицы по столбцам – потребителей результатов выполнения соответствующей функции.
3 этап. На этом этапе для совместного представления и анализа взаимосвязей между элементами организационных структур и элементами БП, протекающих на предприятии, необходимо произвести синтез или наложение существующей организационной структуры на матрицу достижимостей путем группировки соответствующих строк и столбцов. Процедура группировки выполняется итерационно, начиная с нижнего уровня к верхнему. На каждом уровне иерархии элементам организационной структуры могут присваиваться соответствующие индексы группируемых элементов.
В силу вышеперечисленных свойств матрица достижимостей может быть использована для формализованного анализа и поиска взаимосвязей с применением математического аппарата алгебры логики.
Общие элементы, участвующие в образовании различных выходов, вычисляются как логическое произведение элементов соответствующих строк матрицы.
Различные элементы, участвующие в образовании одних, но не участвующих в образовании других выходов, вычисляются как логическое произведение элементов соответствующих одним и инвертированных значений других строк матрицы достижимостей.
Оценка суммарных затрат на выходе некоторого элемента БП на единицу продукции или услуги может быть вычислена по формуле
,
где i – номер строки матрицы достижимостей;
j – номер столбца матрицы достижимостей;
– затраты на выполнение j-й функции БП;
- значение элементов (0 или 1) i-й строки, j-го столбца.
Таким образом, предлагаемая нами методика позволяет совместно представлять структурно-логические модели организационных структур и модели БП, протекающих на предприятии с помощью матриц достижимостей, производить синтез организационных структур и анализ БП с использованием математического аппарата алгебры логики. Использование предложенной методики и формального аппарата анализа позволяет значительно облегчить задачи, связанные с совершенствованием систем управления предприятием в различных аспектах деятельности: планирования, стимулирования и оплаты труда, методологической деятельности, реструктуризации и т.д.
Источники:
2. Ильичев А.В. Структурно-логическое моделирование процессно-ориентированных организационных структур и их анализ // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Сер. «Экономика». – 2007. – Вып. 13. – с. 197-203.
3. Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования : пер. с англ. – М. : МетаТехнология, 1993. – 240 с. – ISBN 5-7395-0007-9.
4. Международный стандарт ИСО 9004. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности. 2-е изд. ISO – 2000.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:41:08