Диагностика - родная сестра экономики
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (1), Январь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Признаем, что рынок приборов и оборудования для вибродиагностики не слишком широко известен. Причина понятна - узкая специализация. В настоящее время сложилась ситуация, когда этот рынок оказался монополизированным. Таким монополистом сегодня является фирма "ДИАМЕХ". Наш корреспондент Анна Семенова взяла интервью у директора фирмы "ДИАМЕХ" Игоря Иосифовича Радчика и технического директора фирмы Вячеслава Михайловича Тараканова.
Ключевые слова: диагностика, высокотехнологичное оборудование
“ДИАМЕХ” разрабатывает и производит приборы для измерений необходимых параметров и анализа работы оборудования предприятий тепловой и атомной энергетики, машиностроительной и сырьевой промышленности.
Десять лет назад, когда “ДИАМЕХ” создавался, в условиях еще советского пространства, не существовало отечественных виброизмерительных приборов. Даже в военно-промышленном комплексе использовалось импортное оборудование. За эти десять лет работы фирмы в России не осталось даже представительств иностранных компаний-производителей данного вида приборов.
В настоящее время продукция фирмы “ДИАМЕХ” по техническим параметрам достойный конкурент приборам иностранных компаний, при этом она в несколько раз дешевле.
Наш корреспондент Анна Семенова взяла интервью у директора фирмы “ДИАМЕХ” Игоря Иосифовича Радчика и технического директора фирмы Вячеслава Михайловича Тараканова, которое поможет нашим читателям понять каким образом российские технологии стали считаться лучшими в России.
- Когда 10 лет назад, - говорит И.И.Радчик, - мы, 12 инженеров, пересекавшихся ранее по работе или вместе работавших, создавали фирму, то собирались заниматься лищь диагностикой. Причем диагностикой в трех областях промышленности: газовой, энергетической и нефтяной. Хотя мы и предполагали, что рано или поздно нам придется самим заниматься производством своего оборудования, уже через год такое производство мы были вынуждены организовать. Мы поставили перед собой цель – создать такую российскую фирму, которая будет производить продукцию, не уступающую импортной.
Р.П.: Сколько прошло лет, прежде, чем потребители поверили в качество вашей продукции?
И.Р.: Мы понимали, что у нас есть 5-7 лет, чтобы “выпихнуть” с рынка импортную технику. Сегодня, к сожалению, многие считают, что раз импортное оборудование, значит качественное. Но наши приборы нисколько им не уступают. Их покупают не только из-за низкой цены, а прежде всего за их высокое качество.
В.Т.: Уже через 5 лет мы были на российском рынке с хорошей продукцией. Сейчас стало работать гораздо легче. Рынок открыт, нет проблем с конвертацией валюты, а значит и с комплектующими изделиями. Мы используем импортные дисплеи, американские или японские микросхемы и т.д.
Р.П.: Ваша продукция сейчас представлена только на российском рынке?
И.Р.: Нет, не только. Мы работаем с Беларусью, с Казахстаном, Украиной. В Европу, на Запад мы не идем сознательно. Для наших приборов необходимо внедрение. Поэтому мы проводим семинары, обучаем наших пользователей. У нас нет языковых проблем. На Западе это было бы сложнее. К тому же там другой менталитет.
Р.П.: Как вы мотивируете и мотивируете ли труд своих сотрудников?
В.Т.: Изначально была команда разработчиков, у которых была цель – создавать хорошие отечественные приборы. Люди, которые приходили потом (сейчас у нас 55 человек) имели уже больше финансовые цели. Но главное, эти люди знают, что их не обманывают, что у них не крадут результаты труда. Мы пытаемся создать стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Доходы на фирме открыты. Все всё видят, чувствуют. Мы знаем, что, если люди эту веру потеряют, то не будет хороших приборов.
Сегодня труд всех сотрудников разбит на 32 категории, начиная где-то c 10-11 …
Р.П.: Это какая-то внутренняя самостоятельно выработанная классификация?
В.Т.: Да, она появилась в процессе нашей работы. Соотношение между максимальным и минимальным окладами у нас составляет в районе 3,5. Сначала было 1,5-1,7. С увеличением доходов фирмы растет и коэффициент. После известных событий 17 августа 1998 года мы просто клали лист с данными о доходах на стол и делили поровну.
Р.П.: А как вам удается развивать фирму сегодня?
И.Р.: Много средств идет на развитие фирмы, т.к. у нас сильна изначальная мотивация. Мы должны идти вперед. Треть доходов уходит на воспроизводство, треть… на налоги, треть на потребление и развитие.
При отечественной системе банковского кредитования приходится развиваться только за счет своих средств. Никто кредиты не дает. Мы, как снежный ком, сами за счет себя и развиваемся.
В.Т.: И чудес в этом нет. Это нормально. Если собираются нормальные люди, они в состоянии сделать то, что захотят. На выставках нас спрашивают: “Откуда вы?”. Мы ниоткуда. Мы сами себя создали и работаем. Нам не верят.
И.Р.: Как-то я был приглашен на заседание Думы прошлого созыва, посвященное малому предпринимательству. Я был в ужасе от того, сколько клерков у нас в стране “кормятся” от малого бизнеса. Они говорили какую-то чушь. Они знали кому давать слово, кому нет. Я увидел сколько у нас комиссий, разных организаций занимается проблемами малого предпринимательства. Но где результаты? Что они делают? А мы вот живем и работаем.
Р.П.: Достаточно ли сил 55-ти человек, чтобы производить приборы и оборудование для всей отечественной промышленности?
В.Т.: У нас 6 отделов. Работают настоящие профессионалы и высококвалифицированные разработчики. К нам приходили даже из 7 Управления КГБ… Десять лет назад не сложно было найти квалифицированных сотрудников. Люди просто переходили на другую работу. Они знали все тенденции развитие нашей техники, шли в ногу со временем. Как говорится, были в форме.
Сейчас с каждым годом все сложнее найти специалистов. Люди могли работать 5 лет назад в разработке, но последние 5 лет они торговали на рынке. Все, они потеряны, они отстали. Поэтому я хочу сказать, что все кто собирается заниматься высокими технологиями, надо это делать сейчас. Еще есть специалисты, а лет через 10 боюсь останутся только неопытные студенты.
Р.П.: А если после вашего обращения к вам придет большое число сотрудников?
И.Р.: Потенциально мы готовы к “взрыву”. Мы можем расшириться в любой момент, если этого потребует рынок. Аналогичная фирма в Корее продает 200 станков в год, мы же – только 30. Но “взрыв” может произойти. Мы ездим по стране и видим – заводы работают. К сожалению, это, в основном, предприятия сырьевого цикла. Из почти 500 наших клиентов машиностроительных предприятий только 25.
Многие заводы и рады бы купить наше оборудование (сегодня они пользуются уже непригодными приборами начала 80-х годов), но они не могут себе этого позволить
РП: Мы знаем, что ваша фирма была не просто участником, а одним из организаторов авиасалона МАКС-99, который проходил в конце прошлого года в г. Жуковском. Что вы можете об этом сказать?
И.Р.: Потенциально авиационная промышленность нам интересна. Это наш потребитель. На авиасалоне мы провели семинар. Пока мы только рассказали специалистам-авиаторам о нашей фирме. Надеемся, что рано или поздно они смогут приобретать наши приборы. К сожалению, многие из них пока находятся в “лежачем” положении.
РП: Скажите, а удается ли вам помогать другим предприятиям выживать в это непростое для России время?
В.Т.: Вот, например, здание завода, в котором мы сейчас с вами находимся. Мы на 80% загружаем работающих здесь сотрудников не нашей фирмы. Они еще кому-то дают заказы на металл, комплектующие детали и изделия и т.д. Это же целая производственная цепочка. А если производство живет, то всегда имеют место и “длинные” экономические связи.
РП: Разрешите, как сегодня принято говорить, на этой оптимистической ноте закончить наше интервью и поблагодарить вас за столь интересную информацию. Желаем вам в новом году больших успехов. Надеемся, что наша встреча не последняя. Ждем информацию о ваших дальнейших достижениях.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:51