Кто защитит объекты малого предпринимательства?

Гладких Р.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (12), Декабрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гладких Р.Б. Кто защитит объекты малого предпринимательства? // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 12. – С. 108-117.

Аннотация:
Проведенное исследование преступности в сфере малого предпринимательства позволяет определить основные направления защиты отечественного сектора малого бизнеса. Как показывают последние социологические исследования 29% опрошенных представителей малых предприятий считают свое дело небезопасным, 50% сталкивались с нарушением своих прав и законных интересов со стороны криминальных элементов, 10% из которых неоднократно. Таким образом, предупреждение преступлений против собственности и экономических интересов малых предприятий становится сегодня необходимой предпосылкой нормального функционирования сферы малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, безопасность малого бизнеса, безопасность бизнеса



Проведенное исследование преступности в сфере малого предпринимательства позволяет определить основные направления защиты отечественного сектора малого бизнеса. Как показывают последние социологические исследования 29% опрошенных представителей малых предприятий считают свое дело небезопасным, 50% сталкивались с нарушением своих прав и законных интересов со стороны криминальных элементов, 10% из которых неоднократно.

Таким образом, предупреждение преступлений против собственности и экономических интересов малых предприятий становится сегодня необходимой предпосылкой нормального функционирования сферы малого предпринимательства.

Одна из главных проблем правоохранительных органов сегодня ‑ недостаточное финансирование. Что не может не сказаться на качестве предупредительной работы.

Исходя из последних аналитических справок о состоянии борьбы с преступностью в России, можно сделать вывод о том, что работу правоохранительных органов по ряду направлений нельзя признать удовлетворительной. Кроме того, очевидно, что без принятия стратегических решений положительно изменить сложившуюся ситуацию не представится возможным.

Между тем, осмысление проблемы с позиции криминологии позволяет определенно говорить о возможности совершенствования мер воздействия на преступность, а применительно к проблеме, обозначенной в нашей статье, отметить, что сегодня можно и нужно работать над повышением эффективности криминологических мер предупреждения преступлений, совершаемых в сфере малого предпринимательства.

Основная деятельность государства при этом должна заключаться в создании условий для многообразия и широкой доступности легальных способов достижения материального благополучия, в воспитании такой личности, для которой правомерный путь достижения своих целей является единственным, в создании и охране таких общественных отношений, при которых каждый человек способен позаботиться о себе самостоятельно, создать условия для собственной и своих детей жизнедеятельности.

В этой связи важно отметить, что само наличие в государстве малых предпринимательских структур, где каждый может приложить свой труд для получения достойной оплаты, является предупредительной мерой имущественных преступлений. Вот почему на государственном уровне нужна действенная поддержка малого предпринимательства, создание таких условий, при которых предпринимателю выгодно будет честно работать.

При постоянном дефиците государственного бюджета одним из решений усиления государственной функции по предупреждению преступлений, в том числе в сфере малого предпринимательства, может стать активизация деятельности органов охраны правопорядка, работающих на основе принципов самофинансирования и самоокупаемости, к числу которых относится вневедомственная охрана, являющаяся структурным подразделением милиции.

Деятельность правоохранительных органов защищена от зависимости со стороны рынка бюджетным финансированием, подразделения вневедомственной охраны уникальны в этом отношении, они как барометр фиксируют отношение к своей предупредительной деятельности со стороны потребителей

В соответствии с Законом “О милиции” отделы охраны обеспечивают охрану имущества собственников на договорной основе.

Охранная деятельность ‑ это комплекс организационных и технических мероприятий по ограничению доступа и защите территории, помещений, информации, средств и предметов производства, производимой продукции.

Вид охраны зависит от состояния объекта охраны, места его расположения, количества ценного имущества, расположенного на объекте, естественно от возможностей собственника имущества, а также от технических возможностей отдела охраны.

Высокое качество охранных услуг на объектах малого предпринимательства выступает лучшей мерой предупреждения хищений на объектах предпринимательской деятельности.

Мы полагаем, что в современных условиях не в полной мере предпринимателями, по различным причинам, используются предупредительные возможности подразделений вневедомственной охраны. В то время как указанные подразделения обладают значительным потенциалом.

Так, подразделения вневедомственной охраны:

‑ производят установку средств сигнализации и несут охрану на договорной основе объектов предпринимательской деятельности;

производят обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов,

‑ осуществляют на охраняемых объектах установленный пропускной режим, контроль за ввозом и вывозом материальных ценностей;

‑ устанавливают на контрольно-пропускных пунктах приборы и приспособления для обнаружения похищаемой продукции;

‑ сопровождают грузы, а также оказывают иные услуги по усилению защиты имущества от преступных посягательств;

‑ осуществляют оперативное реагирование на срабатывание охранной сигнализации на объектах собственности малых предприятий, пресечение преступление и задержание лиц, их совершающих.

Сегодня наряду с традиционными охранными услугами собственникам предлагаются другие виды охранных услуг, в том числе, экспертные услуги, хранение оружия, документов и т.д.

Меры активного реагирования вневедомственной охраны разнообразны по своей природе и приемам осуществления. Среди них могут быть:

а) задержание правонарушителей во время совершения определенных действий (непосредственно преступления, на месте предполагаемого места совершения преступления, в пути к этому месту);

б) устранение обстоятельств, способствующих покушению на охраняемом объекте;

в) создание условий, исключающих возможность покушения на охраняемый объект;

г) активное вмешательство в развитие преступной деятельности, выявленной в процессе проведения рейдов, проверок и осмотра охраняемых объектов;

д) создание условий для превращения начатой преступной деятельности на охраняемом объекте в неудавшееся покушение и т.п.

Прогрессивным фактором в развитии предупредительной деятельности вневедомственной охраны является постоянная тенденция научно-технического развития и появление на этой основе новых охранных технологий.

Вместе с тем в условиях формирования новых социально-экономических отношений традиционный взгляд на роль подразделений вневедомственной охраны в предупреждении преступлений существенно меняется по причине утраты монополии на рынке охранных услуг и формирования существенно иной макроэкономической среды.

У собственников появился выбор, дифференцировались охранные услуги, у вневедомственной охраны появились конкуренты в лице частных охранных предприятий и служб безопасности предприятий. Рынок охранных услуг получил свое развитие, а вневедомственная охрана превратилась из абсолютной монополии в одну из организаций, представляющих клиентам услуги в сфере охранной деятельности.

Резервы расширения сферы предупреждения преступлений подразделениями вневедомственной охраны объективно имеются в сфере малого предпринимательства. При разумном менеджменте под охрану милиции могут быть взяты тысячи объектов малого предпринимательства на взаимовыгодных условиях.

Как отмечалось, большое предупредительное значение в деятельности подразделений вневедомственной охраны имеет применение современных технических средств, охранно-пожарной сигнализации . Это имеет значение и для хозяйствующих субъектов малого предпринимательства ‑ применение надежных технических средств делает охранные услуги дешевле без потери их качества, позволяет осуществлять непрерывный дистанционный контроль за удаленными объектами. Следовательно, большее количество предпринимателей, особенно в период становления своего дела, могли бы оснастить техническими средствами, укрепить свои объекты.

Перспективным направлением является использование в качестве альтернативы телефонным линиям беспроводной связи ‑ радиоканала, подающего сигнал о срабатывании охранного устройства, “тревожной кнопки”.

Надо отметить, что указанные устройства (прежде всего, зарубежного изготовления) используют некоторые частные охранные структуры, пополняя свою клиентуру из числа представителей малого предпринимательства, объекты которых во многих случаях не телефонизированы.

Зарубежный опыт защиты предпринимательства от преступных посягательств свидетельствует о значительных возможностях в этом направлении предупредительной деятельности негосударственных структур.

Так, роль и влияние частных правоохранительных служб безопасности в Европе и Америке особенно возросли за последние 20-25 лет. Это связано с ростом общеуголовной и экономической преступности, появлением новых видов преступлений, активизацией террористических организаций. Все это потребовало увеличения государственных ассигнований на борьбу с преступностью.

Если все преступления, направленные против бизнеса, взвалить только на плечи государства, считают американские криминологи, то уголовная юстиция развалится за одни день. “Полиция не может одна справиться с предупреждением преступности. “Она должна работать вместе с другими слоями общества”, - говорится в отчете президентской комиссии США. - Одной из таких сил, которая может способствовать снижению уровня преступности, является частная служба безопасности”.

В Нидерландах частные компании по обеспечению безопасности предпринимателей объединены в Ассоциацию и пользуются значительным авторитетом. В ФРГ деятельность частных служб безопасности, а также контроль за ней регулируется Положением о мелком частном предпринимательстве.

Лицензия на частные службы безопасности выдается в случае, если заявитель обязуется защищать интересы общества и клиента, благонадежен, располагает достаточными финансовыми средствами или представляет гарантии таковых. Практически каждый гражданин ФРГ может получить разрешение на деятельность в сфере охраны и сыска. Такое положение гарантируется конституционным правом свободного выбора профессии.

В нашей стране в 1992 году, с вступлением в силу Закона РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” стал развиваться процесс интеграции правоохранительной системы в рыночную экономику. Под воздействием спроса со стороны объектов криминологической безопасности стали формироваться частные правоохранительные предприятия, обеспечивающие предупреждение преступлений в сфере предпринимательства.

Время с момента принятия упомянутого закона и до 1995 года характерно высокими темпами роста числа частных охранных предприятий. Это объясняется количественным ростом предпринимательских структур. Такой процесс характерен для экономики с высокой и все ускоряющейся инфляцией, когда происходит увеличение сначала торговых, а затем финансовых компаний.

Количественный рост предприятий ‑ потенциальных клиентов охранных структур ‑ приводил к увеличению спроса на услуги по предупреждению преступлений и, соответственно, к увеличению числа этих структур.

Охранные структуры в это время обеспечивали предупреждение от покушения воров, вандалов, вымогателей (рэкетиров) и других несанкционированных действий, характерных для зарождающейся рыночной экономики.

В настоящий момент в России продолжает формироваться негосударственная система обеспечения экономической безопасности в целом, а в особенности безопасности личности и предпринимательства.

Это, прежде всего, частные охранные предприятия, службы безопасности частных охранных предприятий, негосударственные информационно-аналитические службы и учебные заведения.

Сегодня значительная часть таких предприятий объединилась в Российский Союз предприятий безопасности имеющем свои отделения и филиалы в 35 субъектах Российской Федерации и насчитывающий в своих рядах почти 30 тысяч членов.

Мы выступаем за цивилизованную конкуренцию государственных и частных охранных структур. Очевидно, что в современных условиях без участия негосударственных охранных структур трудно защитить малое предпринимательство от воздействия преступных групп, по такому пути идут многие страны, где постоянно разрабатываются и совершенствуются технические средства охраны.

Как отмечается в работах некоторых зарубежных авторов практика показывает высокую эффективность в профилактике преступлений против собственности применения современных технических средств охраны и сигнализации, а также постоянного информирования собственников ‑ потенциальных жертв преступлений о возможности применения таких средств и действиях в случае преступных посягательств на личность и имущество с целью предупредить посягательство или дать отпор преступникам.

Объем услуг безопасности, предоставляемых предпринимательским структурам может быть различным, так, например, действующие охранные предприятия могут предоставить предпринимателям следующий комплекс услуг:

Обеспечение коммерческой безопасности.

Подготовка плана корпоративной безопасности.

Определение конфиденциальности информации и мер по ее защите.

Проверка надежности деловых партнеров.

Проверка персонала.

Анализ кризисных ситуаций, немедленное предоставление прогнозов.

Подготовка экспертного заключения и рекомендаций по обеспечению личной и коммерческой безопасности.

Охрана собственности и имущества.

Обеспечение охраны офисов, торговых центров, предприятий и других объектов.

Сопровождение материально-денежных ценностей и грузов.

Обеспечение личной безопасности клиентов.

Услуги телохранителей и водителей-телохранителей.

Организация встречи в аэропорту и дальнейшего сопровождения.

Обеспечение безопасности клиентов и членов их семей в местах проживания.

Продажа, проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.

Анализ текущего состояния помещений и выработка рекомендаций по созданию технических систем безопасности и связи.

Проектирование охранных систем в соответствии с требованиями заказчика.

Монтаж охранных и пожарных систем, телевизионных систем наблюдения и систем контроля доступа.

Гарантийное и постгарантийное обслуживание установленного оборудования.

Использование частным охранным предприятием новейшей техники и охранных технологий существенно увеличивает эффективность их предупредительной деятельности на объектах малого предпринимательства.

В то же время руководители частных охранных предприятий высказывают мнение о несовершенстве действующего законодательства, регулирующего негосударственную охранную деятельность, необходимости его изменения, увеличения прав охранных структур для повышения эффективности предупредительной деятельности в сфере предпринимательства. Также представителями частных охранных предприятий выражается неудовлетворенность излишним, по их мнению, контролем со стороны органов внутренних дел.

С этим можно отчасти согласиться. Вместе с тем контроль государства в сфере частной охраны необходимое условие, ограничивающее проникновение на рынок обеспечения безопасности преступных групп.

Даже в условиях существующего контроля известны факты, когда охранные и детективные структуры не только выходят за рамки закона, но и прямо нарушают его. Известны случаи создания преступными группами частных охранных предприятий для легального хранения и транспортировки оружия и специальных средств, прикрытия фактов преступной деятельности, направленной во многих случаях против предпринимателей и малых предпринимательских структур.

В современных экономических условиях расширение правоспособности частных правоохранительных предприятий, по нашему мнению, нецелесообразно из-за ограниченных бюджетных средств, выделяемых для организации государственного регулирования и контроля этих предприятий. Тем не менее, в отдаленной перспективе, как нам представляется, приоритетную роль в защите отечественного малого бизнеса будет принадлежать негосударственным правоохранным структурам, которые по мере своего развития, совершенствования правовой базы займут свое должное место.

Выводы

В предупреждении преступлений против собственности малых предприятий не в полной мере использован потенциал подразделений вневедомственной охраны милиции, в то время как правовой статус ее сотрудников, техническая оснащенность, вооружение могут гарантировать безопасность объекту предпринимательской деятельности.

Широкий спектр услуг безопасности, предоставляемых вневедомственной охраной, позволяет дифференцировать степени защиты объекта предпринимательства в зависимости от масштабов хозяйственной деятельности и возможностей предпринимателя: от установки “тревожной” кнопки до физической охраны.

Частные охранные предприятия также могут эффективно обеспечивать безопасность объектов малого предпринимательства, применение передовых технических средств удешевляет их услуги.

Деятельность частных правоохранительных предприятий и подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел должна строится на основе свободной конкуренции. Вместе с тем в современных условиях расширение правоспособности сотрудников частных охранных предприятий не оправдано в связи с ограниченностью возможностей по контролю за их деятельностью. Основой деятельности частных охранных предприятий может быть физическая охрана объектов малого предпринимательства с применением специальных и технических средств, информирование дежурных частей подразделений милиции.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:28