Россия – международный центр трудовой иммиграции
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сегодня уже широко известно, что к середине нынешнего века в сопредельных России азиатских государствах численность населения превысит 1 миллиард человек. Концентрация многомиллионных армий безработных в этих странах может существенно изменить геополитическую ситуацию, вызвать мощную миграционную экспансию, на которую Россия вынуждена будет реагировать в соответствии с международными нормами и обязательствами. Очевидно, что Россия должна направить миграционные процессы в русло собственных национальных интересов.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, экономика труда, трудовая миграция
Сегодня уже широко известно, что к середине нынешнего века в сопредельных России азиатских государствах численность населения превысит 1 миллиард человек. Концентрация многомиллионных армий безработных в этих странах может существенно изменить геополитическую ситуацию, вызвать мощную миграционную экспансию, на которую Россия вынуждена будет реагировать в соответствии с международными нормами и обязательствами. Очевидно, что Россия должна направить миграционные процессы в русло собственных национальных интересов.
Многочисленные исследования, проведенные в странах СНГ, показали, что из Казахстана до 2011 года могут выехать 20% русских, 500 тыс. чел. - из Узбекистана. Наибольший интерес представляет Украина. Согласно российским и украинским оценкам, численность трудовых мигрантов из Украины в Россию составляет 1-1,5 млн. человек в год. Примерно половина из них - русские. При сохранении такой интенсивности выезда потенциал Украины составит около 700 тыс. человек. В результате потенциал русских мигрантов из стран СНГ, включая Закавказье и Молдавию, страны Балтии, до 2011 г. может быть оценен не более чем в 3 млн. человек в год.
Серьезные барьеры в получении надежных достоверных оценок числа трудовых мигрантов понятны. Подавляющая часть иностранных граждан, работающих в России, являются временными работниками. Следовательно, они не регистрируют своё пребывание либо проживание, часто потому, что не могут получить регистрацию, а значит, не имеют законных оснований работать. В первом полугодии 2004 года на законных основаниях в России работало менее 170 тысяч трудовых мигрантов из стран СНГ, не более 7-11% от их общей численности.
Это касается трудовых мигрантов из стран СНГ и Юго-Восточной Азии, имеющих законные основания для пребывания и трудовой деятельности на территории России. Последние (чуть более 200 тыс. чел.) примерно поровну делятся на работающих постоянно и работающих сезонно. В итоге численность незаконных трудовых мигрантов составляет 4,6 млн. человек и включает 2 млн. занятых постоянно, 1,8 млн. работающих в сезон и 0,8 млн. чел., занятых спорадически.
Известно, что очень многие мигранты заняты на непрестижных работах в тех сферах занятости, куда не идут россияне. Принято считать, тем не менее, что они отнимают рабочие места и способствуют снижению уровня заработной платы местных работников. По данным репрезентативного обследования россиян Аналитическим центром Юрия Левады в июле 2005 года, 35% респондентов отметили, что они относятся отрицательно к притоку мигрантов, так как последние «занимают рабочие места, где могли бы работать местные жители», каждый пятый — потому что «мигрантам меньше платят и они «сбивают оплату труда местного населения».
Отсутствие соответствующего культурного уровня и низкий уровень толерантности являются одними из главных препятствий на пути решения проблем миграции. Данные о восприятии и отношении россиян к приезжим, мигрантам, беженцам демонстрируют весьма противоречивую картину. Следует заметить, что в российском обществе мигрантофобия достаточно распространенное явление и слабо зависит от региональной специфики. Много ли приезжих или мало — мигранты все равно вызывают тревогу.
Нетерпимое отношение к мигрантам вызвано в первую очередь этническими предубеждениями. В среднем по стране треть населения негативно относится к представителям определенных национальностей. Мигранты способны существенно поменять структуру занятости и влиять на рынок труда.
Как отмечают специалисты, мигранты занимают только те ниши, которые добровольно уступаются местной рабочей силой. Русская молодежь уже не будет работать на стройке, на конвейере, торговать на рынке картошкой и бананами — уровень образования не позволит. Несмотря на невозможность предсказать, где именно будет оседать значительная часть рабочей силы после ее перемещения из других регионов России, движущей предпосылкой миграции будет выступать сама возможность трудоустройства.
За 2008 год разрешения на временное проживание в России получат не больше 108001 иностранца. Между тем в 2007 году квота составляла 205633 разрешений. А в 2006 году она составила 439080 человек. То есть каждый год в течение трех лет квота уменьшается фактически вдвое.
Правительство Российской Федерации 26 мая 2007 года установило квоту на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности на 2007 год. Резерв квоты определен в 11586 приглашений. Общая квота для Российской Федерации – 308842 приглашения, из них для Москвы – 60 тысяч, для Московской области – 17670, для Санкт-Петербурга – 16400 приглашений.
Среди российских регионов наибольшее число трудовых мигрантов будет направлено в Читинскую область – 18846 чел., на Сахалин – 14994 чел., в Хабаровский край – 14990 чел. и Амурскую область – 12699 человек. Совсем не нуждаются в трудовых мигрантах Чеченская республика и Корякский автономный округ, для них установлена нулевая квота.
В целом Россия могла бы принимать людей и сделать это своей сильной стороной. Но необходимо найти материальные и интеллектуальные ресурсы, чтобы общество оказалось способно принять определенное количество мигрантов. И это нельзя откладывать, потому что при дальнейшем сокращении численности населения Россия сможет принять, соответственно, намного меньше мигрантов.
Если процесс пустить на самотек, то никакой нормальной интеграции не получится. Не следовало бы повторять ошибок европейских стран, которые, принимая большое количество выходцев из Азии и Африки, не имеют четкой стратегии их первоначальной реабилитации, их социализации.
Эти люди начинают жить своими анклавами в бедных пригородах, не интегрируются, а воспроизводят социальные и культурные образцы той страны, из которой приехали. В том числе и определенную агрессивность по отношению к европейской культуре - в этой форме выражается их социальная неудовлетворенность, ведь они относятся к наименее благополучным в экономическом и социальном смысле слоям.
Необходимо определиться в принципе, а потом испробовать различные подходы к приему и интеграции мигрантов, не стремясь слишком зарегулировать эти процессы четкими правилами. Нельзя все решать в кабинетах, надо накопить какой-то опыт и постепенно отобрать лучшее, отсеяв негатив.
В настоящее время любые действия со стороны властей различного уровня, направленные на ужесточение процедуры въезда в Россию мигрантов, встречают одобрение со стороны большой части общества. К сожалению, приходится констатировать, что миграция может стать еще одним фактором общественного раскола, проявляющегося не только на уровне непонимания между коренным населением и приезжими, но и в отношениях между гражданами принимающего сообщества.
Общественное мнение по многим вопросам эмиграции и иммиграции разделено на противоположные точки зрения. Ясно, что в стране, где долгое время воспитывалось вполне определенное отношение к эмигрантам, а иммиграция практически отсутствовала, требуется большая, долговременная информационно-пропагандистская и разъяснительная работа на государственном уровне.
Итак, подводя логический итог, можно сказать, что убыль населения в России покрывается значительным притоком людей из стран ближнего зарубежья. Однако следует обратить внимание на то, что РФ несет значительные структурные потери населения, поскольку большая часть покидающих страну мигрантов имеет высокую профессиональную квалификацию, а мигранты, въезжающие в страну, как правило, теряют при переезде свой социальный статус, квалификацию и возможность работать по специальности.
Такая ситуация отрицательно влияет на профессиональный уровень населения и качество трудовых ресурсов. Иностранные работодатели и компании все чаще обращаются к России, которая является источником сравнительно дешевого наемного труда при весьма высоком уровне образования и профессиональной подготовки. Либерализация законодательства способствовала бы активизации процесса внешней трудовой миграции из России.
На данный момент мы переживаем, время, когда после взрывного роста население мира круто меняет свою траекторию и переходит к ограниченному воспроизводству. Это величайшее по значимости событие в истории человечества с момента его появления в первую очередь проявляется в динамике народонаселения, а также в новых тенденциях формирования миграционных потоков и именно поэтому иммиграционные процессы стали не только важнейшей проблемой России, но и острой глобальной проблемой.
Источники:
2. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция: Учебное пособие. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005. – 286с.
3. Метелёв С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России.– М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2006. – 176с.
4. «Ведомости» от 19 апреля 2004 года. - С. 24.
5. «Труд» от 4 февраля 2007 года. - С. 13. «Россия и иммиграция».
6. За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике, Доклад VI. Международная конференция труда, 92-я сессия 2004 г. - Международное бюро труда Женева // http://www.ilo.org/publus.
7. Интернет-журнал ПОЛИТ.РУ статья Владимира Мукомеля // http://www.polit.ru/research/2005/08/18/demoscope207.html.
8. Исследовательская группа «Циркон»:http://www.zircon.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:41:47