Лесной бизнес и социальная ответственность: оценка проблем и перспектив
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Концепция устойчивого развития как нельзя лучше дает основу для реализации управленческих стратегий, согласующих экономические выгоды, экологическую безопасность и социальный интерес. К сожалению, активные политические шаги России в сторону устойчивости пока не привели к позитивным результатам. Автор связывает данные проблемы с формированием прозрачной институциональной системы лесного хозяйства. Сегодня одним из главных последствий ее несовершенства является высокий политический риск. Неустойчивость законодательства порождает его неадекватную трактовку и создает условия для оппортунизма и коррупции. Лесной бизнес продолжает балансировать на грани легальности. В результате общество существенно недополучает от причитающегося ему лесного дохода.
Ключевые слова: социальная ответственность, лесное хозяйство, лесной бизнес
Концепция устойчивого развития как нельзя лучше дает основу для реализации управленческих стратегий, согласующих экономические выгоды, экологическую безопасность и социальный интерес. К сожалению, активные политические шаги России в сторону устойчивости пока не привели к позитивным результатам. Автор связывает данные проблемы с формированием прозрачной институциональной системы лесного хозяйства. Сегодня одним из главных последствий ее несовершенства является высокий политический риск. Неустойчивость законодательства порождает его неадекватную трактовку и создает условия для оппортунизма и коррупции. Лесной бизнес продолжает балансировать на грани легальности. В результате общество существенно не дополучает от причитающегося ему лесного дохода.
Институциональное равновесие означает, что при данных относительных издержках и выигрышах в «игре», которую ведут участники контрактных отношений, им невыгодно менять ее правила. [1] Ключевым институтом, который определяет характер системы лесоуправления, является институт собственности на лес.
Взгляд на собственность через спецификацию ее прав позволяет не ставить вопрос, какая собственность на лес нужна российскому обществу ‑ частная или государственная. Рынок требует сегодня не частной собственности, как в этом пытаются сегодня убедить общество, а прозрачности в отношениях. Прав был Р. Коуз, когда говорил, что собственность всегда найдет своего эффективного собственника, главное, чтобы были права специфицированы. Отсюда исходят все проблемы и экономических отношений в лесном хозяйстве, и лесной экономики России [3].
В данном контексте идеи устойчивости имеют прикладное значение. Попытка найти связующее звено между рыночными требованиями и государственной ролью в вопросах распределения ресурсов лежит в плоскости института социальной ответственности, который позволяет совместить принципы устойчивого развития и институциональные групповые интересы.
Тема социальной ответственности бизнеса достаточно нова для российской практики. Сама концепция CSR (Corporate Social Responsibility - социальная ответственность бизнеса) предполагает планирование развития корпорации в трех взаимосвязанных аспектах - обеспечение доходности бизнеса, забота об окружающей среде и социальные программы. Появился даже специальный термин; обозначающий такую сбалансированную систему показателей ‑ «тройная планка» [2].
Идеология социальной ответственности, уходя корнями в концепцию устойчивого развития, позволяет выстраивать такие отношения между бизнесом и обществом, которые основаны на возвращении бизнесом доли ренты от использования природных ресурсов обществу. Для системы лесного хозяйства это означает, что предприятия компенсируют местным сообществам использование лесных ресурсов, которые принадлежат всему народу, через свою социальную политику в местах своего присутствия. Для лесных предприятий эти вопросы актуализируются в контексте лесной сертификации, в которой социальная ответственность бизнеса является одним из важнейших критериев.
Конференция в Рио-де-Жанейро и последующие инициативы сформулировали общественную потребность мирового сообщества ‑ лесное хозяйство вести на устойчивой основе. Именно тогда появилась и начала активно развиваться идея лесной сертификации. Данный механизм нацелен на информирование потребителя, что закупаемая им древесина исходит из лесов, где лесное хозяйство ведется без ущерба природе и социуму.
Являясь механизмом реализации идей устойчивости, лесной сертификат включает три цели: экономическую, экологическую и социальную. Лесное хозяйство, организованное по принципам устойчивости, не ущемляет функционирование лесной промышленности. Общество, в свою очередь, получает дополнительные прямые и косвенные социальные эффекты.
Такая система заложена в основу лесного хозяйства скандинавских стран и позволяет кардинально увеличить конкурентоспособность лесопродукции. На высокую конкурентоспособность работает открытость информации об условиях выращивания и заготовки древесины для покупателя лесопродукции. Независимая лесная сертификация предоставляет существенные преимущества, которые являются гарантией устойчивого развития лесного бизнеса в перспективе.
Однако в современной России до сих пор существуют препятствия, которые мешают сегодня бизнесу внедрять систему сертификации в полной мере.
Во-первых, предприятия вынуждены нести издержки на выполнение экологических и социальных требований, что не всегда с их точки зрения экономически оправдано.
Во-вторых, сама процедура прохождения сертификации дорогостояща. По оценкам специалистов ее потенциальная стоимость может составлять 10 центов на гектар.
В-третьих, те предприятия, которые готовы сертифицировать свою продукцию, сталкиваются с проблемой отсутствия в России квалифицированных аудиторов, аккредитованных при международных центрах сертификации. Здесь таится еще одна опасность ‑ развитие рынка сертифицированных услуг может пойти по теневому варианту. Но основная претензия российского лесного бизнеса связана с тем, что под видом прогрессивной идеи проводится политика его дискриминации на международных рынках.
В настоящее время лесной бизнес, взявший на себя социальные обязательства перед обществом, вынужден стоять перед дилеммой. С одной стороны, социальная ответственность ‑ стимул для выхода на рынки, что хорошо понимают менеджеры. С другой ‑ для того, чтобы соответствовать всем критериям социальной ответственности, бизнес должен взять на себя практически непосильную социальную нагрузку [4].
Россия пока не продемонстрировала готовности поддерживать и защищать свой бизнес. Та ситуация, в которой сегодня оказался средний лесной бизнес, чревата его дальнейшим экономическим падением, и, как следствие, обострением социальной обстановки в лесных поселениях. И пока государственный ресурс не начнет работать на создание адекватных условий для реализации социальной ответственности бизнеса, все разговоры на эту тему останутся в плоскости теории. А значит, лесные предприятия начнут терять позиции на западных рынках лесопродукции [5].
В данном контексте актуализируются новые государственные инициативы по выработке механизмов поддержки бизнеса в его активной социальной политике. Это может включать не только налоговые льготы, но и преференции при получении лесов в аренду, субсидии и субвенции при проведении сертифицирования лесов, формирования механизмов для проведения групповых сертификации, предоставление инвестиционных кредитов и т.п.
Особой государственной задачей становится консолидация с бизнесом в вопросах формирования моделей лесного хозяйства, адекватных мировым стандартам и не противоречащих интересам участников данного процесса. Лесосырьевые территории могут приобрести устойчивость посредством социальной ответственности бизнеса и государства, включенных в систему лесной сертификации на правах стейкхолдер [1]ов. Такая консолидация позволит заложить основу для становления легитимной модели лесоуправления и получать высокие экономические и социальные эффекты в лесном хозяйстве страны.
Автор приходит к выводу, что с точки зрения управления проблемы устойчивого лесного хозяйства могут быть решены при следующих условиях:
1. Институциональная структура лесного хозяйства должна включать в себя рыночные институты, ключевым из которых является специфицированный институт собственности на лесные ресурсы, максимально прозрачно структурирующий отношения между субъектами лесоуправления и учитывающий интересы широких групп общества.
2. Новые стратегии развития, адекватные требованиям мирового рынка, могут стать основой для формирования института социальной ответственности лесного бизнеса и власти.
Это создаст условия, когда социально ответственное поведение бизнеса, являясь одним из ключевых критериев лесной сертификации, станет работать на повышение устойчивости лесосырьевых территорий и общества в целом.
Источники:
2. Социальное партнерство, как основа развития социально-ориентированной экономики региона: проблемы и опыт исследования / Коллективная монография под редакцией Т.В. Морозовой. - Петрозаводск: Карелия. 2005. - с. 189-209
3. Проблемы собственности на лесные ресурсы России / Т.В.Морозова, С.А. Гурова, Г.Б Козырева // Общество и экономика.-2006. - №2 - с.167-179.
4. Современные проблемы качества жизни населения в условиях адаптации к рынку / Г.Б. Козырева // Экономика Северо-запада: проблемы и перспективы развития. – 2002. - № 3. - с. 73-85
5. Проблемы экологического лесопользования и социальная устойчивость лесоуправления / Воронков П.Г. // Изд-во КарНЦ РАН / сборник статей Института экономики КарНЦ РАН. – 2000. - с. 58-63.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:44:00