К вопросу о факторах поддержания финансовой устойчивости гостиничного предприятия

Литвинова И.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
При рассмотрении подходов различных научных школ, направлений и отдельных авторов к проблеме анализа и прогнозирования финансовой устойчивости предприятий следует отметить, что чаще всего они основываются на комплексной оценке их финансового состояния. Поэтому вполне закономерным выглядит важный методологический вопрос о первичности (вторичности) понятий «устойчивость» и «финансовое состояние», их связях и взаимовлиянии.

Ключевые слова: оценка финансового состояния, финансовая устойчивость, гостиничные предприятия



При рассмотрении подходов различных научных школ, направлений и отдельных авторов к проблеме анализа и прогнозирования финансовой устойчивости предприятий следует отметить, что чаще всего они основываются на комплексной оценке их финансового состояния. Поэтому вполне закономерным выглядит важный методологический вопрос о первичности (вторичности) понятий «устойчивость» и «финансовое состояние», их связях и взаимовлиянии.

В экономической литературе под финансовой устойчивостью понимается зависимость (независимость) предприятия или организации от внешних источников финансирования и, соответственно, степень обеспеченности активов собственными финансовыми ресурсами. Такое понимание устойчивости нам представляется не совсем корректным, поскольку если устойчивость трактовать как системную компоненту гостиничного предприятия, то ее анализ в динамике должен затрагивать всю финансовую деятельность организации сервисных услуг, ее финансовые потоки.

Вполне закономерна трактовка финансовой устойчивости как комплексного понятия, которое отражает уровень достигнутой финансовой «прочности» фирмы. Показатели финансового состояния отражают некую статичность (моментность) и их можно считать характеристикой финансовой устойчивости. На динамику финансовой устойчивости гостиничного комплекса оказывает влияние многообразие факторов, которые определяют выручку от основной и вспомогательной деятельности предприятия: издержки (финансовые, материальные, технологические, маркетинговые), ресурсы, прибыль и т.д. Исходя из указанных методологических посылок финансовую устойчивость предприятия гостиничной сферы можно определить как интегральную динамическую оценку движения денежных потоков, которые обеспечивают постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами). С нашей точки зрения, финансовая устойчивость формируется в процессе всей деятельности гостиничного предприятия и выступает главным элементом его общей устойчивости.

Динамичность, присущая понятию финансовой устойчивости, является исходным постулатом для дальнейшего описания и исследования, предполагает выявление и группировку тех факторов, которые оказывают на нее влияние. Это связано с общетеоретическими аспектами в соотношении экономических явлений и факторного анализа. Следовательно, необходимо проанализировать факторы, воздействующие на финансовую устойчивость.

1. Отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования. Данный фактор является изначальным, исходным в анализе положения любой хозяйственной единицы. Поэтому здесь нужно лишь указать, что гостиничные предприятия относятся к достаточно узкому, хотя и динамично развивающемуся социальному сегменту сферы услуг. Финансовая устойчивость гостиничного предприятия обусловливается совокупностью всех факторов и сил внешней рыночной среды, присущей основной массе предприятий сферы сервиса, обмена, жилищно-коммунального обслуживания, образования и здравоохранения – всеми экономическими единицами, которые оказывают услуги организациям и населению.

2. Структура оказываемых услуг и их доля в общем платежеспособном спросе клиентурной базы. Это один из самых мощных факторов влияния на финансовую устойчивость предприятий гостиничного комплекса, поскольку динамика требований повышения конкурентоспособности в сегменте гостиничных услуг диктует постоянное расширение ассортимента оказываемых услуг гостеприимства, повышение качества не только основных, но и дополнительных услуг. За последние 5 лет объем предоставляемых дополнительных услуг в московских отелях «Балчуг-Кемпински», «Москва-Плаза», «Корстон» увеличился соответственно на 20%, 17%, 31%. Предоставление условий для ночлега, отдыха и питания клиентов уже не выступает решающим фактором в потребительском выборе клиентов гостиничных предприятий. Финансовые показатели функционирования предприятий гостиничного комплекса в существенной степени определяются доходами от предоставления условий для оперативной бизнес-деятельности, информации, пользования средствами связи, обеспечения предпринимательских контактов, организации научных конференций, симпозиумов, предоставления услуг индустрии развлечений и укрепления здоровья.

3. Величина производственных затрат, их динамика по сравнению с денежными доходами. Анализ ряда предприятий гостиничного комплекса Москвы позволил выявить достаточно устойчивую негативную тенденцию - опережение роста издержек по сравнению с объемами полученной выручки и прибыли.

В условиях современной рыночной среды в России (особенно для московского региона) основными причинами увеличения расходов на производство услуг для клиентов становятся постоянный рост энергетических, коммунальных тарифов, налоговое давление, рост цен на основные группы потребительских товаров. Все это существенно ухудшает финансовое положение практически всех предприятий сферы гостиничного обслуживания, а московские отели даже под управлением зарубежного финансового менеджмента считаются наиболее дорогими в мировом гостиничном бизнесе.

4. Состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру. Анализ данного фактора воздействия на финансовую устойчивость гостиничных предприятий достаточно затруднен с количественной стороны, поскольку структура денежных ресурсов как крупных, так и небольших отелей составляет коммерческую тайну.

Имеющаяся у автора финансовая информация по одному из отелей не может отражать как-либо процесс динамики. Однако по оценке состояния имущества можно достаточно достоверно сделать вывод о том, что большинство новых предприятий гостиничного комплекса Москвы имеют более высокие финансовые результаты по сравнению с другими фирмами вследствие использования самого современного оборудования, материально-технической базы и новых технологий обслуживания.

5. Эффективность хозяйственных и финансовых операций предприятий гостиничного комплекса. Здесь речь идет в первую очередь о характеристиках использования собственного и заемного капиталов, степени зависимости от внешних кредиторов и инвесторов, наличии (отсутствие) дебиторской задолженности, структуре распределения получаемой прибыли и рентабельности активов.

Анализ имеющейся в распоряжении автора финансовой информации о деятельности некоторых предприятий гостиничного комплекса, позволяет сделать выводы о том, что этот фактор, сочетающий различные показатели, является едва ли не самым важным в определении результативности деятельности финансового менеджмента гостиничных предприятий.

В определенной мере можно утверждать, что финансовая неустойчивость гостиничных предприятий обусловлена именно рассматриваемым фактором. Организационно-экономические методы управления все же легче даются управленческому персоналу, чем операции с финансовыми инструментами, что делает достаточно актуальной проблему усиления финансовой подготовки руководителей фирм.


Источники:

1. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. - Киев: Эльга; Ника-Центр, 2003. - 482 с.

2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 389 с.

3. Россия в цифрах-2006: Справочник Госкомстата. – М.: 2007.- 834 с.

4. Турмачев Е.С. Национальный инвестиционный рынок: Основы теории и российская реальность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 199 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:44:29